29-01-2005 Налогоплательщики могут попасть в тотальную зависимость от налоговиков
Еще до конца 2005 года большинство налогоплательщиков могут попасть в тотальную зависимость от налоговиков. Они смогут доначислять налоги и без суда взыскивать их в доход бюджета. Это произойдет в рамках борьбы с так называемыми трансфертными ценами. В распоряжении газеты оказался подготовленный Министерством финансов под руководством первого замминистра Сергея Шаталова и недавно внесенный в правительство проект соответствующих поправок в Налоговый кодекс. Законопроект заметно расширяет поле действий для налоговых органов по доначислению налогов. "Описать абсолютно все случаи взаимной зависимости невозможно. Суд должен иметь возможность устанавливать связь компаний и при отсутствии формальных признаков, на основании анализа фактических обстоятельств их деятельности. Это очень важная оговорка",– считает первый замминистра финансов Сергей Шаталов. Взять, к примеру, взаимозависимые лица, к сделкам между которыми, согласно Налоговому кодексу, могут придраться налоговики, если цена не укладывается в интервал между "минимальной и максимальной" на идентичные или однородные товары, работы и услуги. Кстати, такие цены фактически будут определяться либо самими налоговиками на основании определенных методик (по их собственному выбору), либо по перечням, утвержденным правительством. Критерии взаимозависимости существенно расширяются (в настоящее время их три: одна организация непосредственно или косвенно участвует в другой, при этом доля такого участия составляет более 20%; одно физическое лицо подчиняется другому по должностному положению; лица состоят в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя или усыновленного, а также попечителя и опекаемого), фактически до бесконечности. Парадоксально, но судам "предписывается" признавать налогоплательщиков взаимозависимыми по "иным обстоятельствам", не предусмотренным законом. "20-ю статью Налогового кодекса (она определяет критерии взаимозависимости) расширяют так, что туда попадает очень широкий круг налогоплательщиков. Получается, что сделки практически со всеми лицами налоговые органы смогут при желании переоценить и доначислить налоги",– считает руководитель экспертного совета Госдумы по налоговому законодательству Михаил Орлов. По его словам, "разработчики, видимо, сами не поняли, к каким последствиям может привести, к примеру, признание взаимозависимыми лиц, которые учреждены одним лицом". Пример: РАО ЕЭС признается взаимозависимым с РАО РЖД, так как их учредителем является государство, а значит, сделку по поставке электроэнергии для железнодорожного транспорта также можно будет переоценить. Взаимозависимыми теперь признаются и работник с работодателем. А это позволит, в частности, проверять компании на предмет занижения зарплат. К примеру, у сотрудников МВД и у частных охранников зарплаты очевидно разные, при том что сфера деятельности схожая. По словам Михаила Орлова, можно обвинить МВД в том, что оно занижает зарплаты своим сотрудникам по сравнению с их рыночной стоимостью. "В поправках, по сути, речь идет не об улучшении ситуации с трансфертным ценообразованием, а о ее усложнении. При желании можно будет обанкротить любую компанию, переоценив результаты ее сделок",– считает Михаил Орлов. Кстати, налоговые органы получают право не просто произвольно доначислять налогоплательщикам налоги, но и взыскивать их в бесспорном порядке, иначе говоря, без решения суда. Бремя доказательства перекладывается на налогоплательщика, а значит, на презумпции невиновности, предусмотренной Налоговым кодексом, также можно поставить крест. Взыскивать доначисленные налоги в бесспорном порядке налоговые органы смогут в случае непредоставления налогоплательщиком требуемых документов. Перечень последних при этом в законопроекте открыт. Предлагаемые нововведения могут ударить не только по российским, но и по иностранным налогоплательщикам. Под лозунгом борьбы с уводом прибыли компаний в различные офшоры разработчики включили в законопроект пункт о том, что на предмет доначислений могут проверяться и сделки компаний с организациями, находящимися в странах, где ставка налога на прибыль меньше 2/3 российской ставки. Очевидно, что потенциальным инвесторам такие новации вряд ли покажутся привлекательными. |
|
|