25-01-2005 Регионы инициируют эксперимент по НДФЛ
Налог на доходы физических лиц должен поступать в региональный бюджет по местожительству налогоплательщика, а не по месту его постоянной работы. Таков в нескольких словах смысл налогового эксперимента, который, возможно, начнется в 2005 году в Московской, Ленинградской и Тверской областях. На сегодняшнмий день порядок уплаты НДФЛ в бюджет един для всех субъектов Федерации, его устанавливает статья 226 НК РФ. Налоговые агенты - организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в РФ перечисляют налог в региональный бюджет по месту своей регистрации и по местонахождению своих обособленных подразделений. Этот порядок привел к конфликту интересов городов - субъектов РФ и граничащих с ними регионов. Дело в том, что жители пригорода, работая в мегаполисе, оставляют налог в городской, а не в областной казне. Тревогу забили ближайшие соседи Москвы и Санкт-Петербурга - власти Московской, Ленинградской и Тверской областей предложили провести эксперимент по перераспределению налоговых поступлений. Что же сулит этот эксперимент бухгалтерам? «Главная особенность проекта в том, что он не меняет системы исчисления и уплаты налога, - комментируют специалисты Комитета финансов правительства Ленинградской области. - Для начала мы постараемся разработать механизм межбюджетного обмена. То есть мы будем добиваться, чтобы регион, в котором зарегистрирован налоговый агент, вернул деньги региону, в котором живет налогоплательщик». А чиновники Московской областной думы, которые заняты разработкой законопроекта об эксперименте, не исключают и другого варианта развития событий. Они считают, что перечислять налог в разные бюджеты могли бы сами налоговые агенты. «Вполне вероятно, что одним из этапов эксперимента станет разработка принципа зачисления налога, при котором деньги сразу пойдут в нужный бюджет», - обмолвились в руководстве Мособлдумы. Впрочем, последний вариант пока не нашел поддержки в Минфине России: «Дробление налога между бюджетами существенно усложнит работу самой бюджетной системы: придется создавать новые коды бюджетной классификации, разрабатывать новые механизмы движения денежных средств между уровнями бюджета», - рассуждают специалисты департамента бюджетной политики. «Да и для налоговых агентов эта система будет крайне неудобна: им придется вести раздельный учет налога в зависимости от местожительства работников», - вторят коллегам сотрудники департамента налоговой и таможенно-тарифной политики. Эти и другие замечания авторы эксперимента обещают учесть при подготовке окончательного варианта законопроекта. Документ должен поступить на рассмотрение Госдумы в конце второго квартала 2005 года. |
|
|