21-12-2017 Конституционный суд поддержал позицию бизнес-омбудсмена
Конституционный суд в Постановлении № 39-П от 8 декабря 2017 года поддержал правовую позицию, за которую Уполномоченный боролся более 3-х лет – давая правовые заключения по жалобам, обращая внимание на нее органов государственной власти, отражая ее в выступлениях на множестве научных и экспертных площадок, в научных публикациях экспертов Уполномоченного, сообщает Ombudsmanbiz.ru. Базовая правовая позиция, выраженная в Постановлении, полностью совпадает с позицией заключения, которое Уполномоченный направил в Конституционный Суд по просьбе последнего до рассмотрения дела по существу. После принятия Постановления кардинальным образом меняется практика привлечения руководителей и бухгалтеров организаций к личной имущественной ответственности за неуплату организацией налогов, которая образует состав преступления. Теперь взыскивать с руководителей и бухгалтеров ущерб, причиненный уклонением от уплаты налогов или сокрытием налогов организацией можно будет лишь после того, как исчерпается возможность взыскания налогов с самой организации. Причем суд может взыскать ущерб в уменьшенном размере, учитывая имущественное состояние гражданина. До этого по искам прокуроров и налоговых органов ущерб с руководителей и бухгалтеров взыскивался даже тогда, когда у организации сохранялась возможность оплатить налоги самостоятельно. Алексей Рябов, руководитель юридической службы Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей: На протяжении более чем трех лет руководители и главные бухгалтера организаций находились под “дамокловым мечом” многомиллионных исков и потери всего своего имущества, если организация неправильно исчислила и оплатила налоги. Налоговые органы нередко шли по заведомо более легкому пути – сразу предъявляя иски к руководителям и главным бухгалтерам, вместо того, чтобы заниматься длительными и трудоемкими процедурами судебных споров с организациями-налогоплательщиками, исполнительным производством, участием в процедурах банкротства. Из-за этого в правоприменительной практике возникла и существовала явно антиконституционная ситуация, когда на руководителей и главных бухгалтеров по-факту возлагалась солидарная ответственность по налоговым обязательствам организаций. Как только такая практика начала формироваться, юристы уполномоченного поняли, что для ее разрешения придется идти до самых высоких судебных инстанций, не исключая Конституционного Суда. Справка Из Постановления Конституционного суда РФ № 39-П от 8 декабря 2017 года: “…возмещение физическим лицом вреда, причиненного неуплатой организацией налога в бюджет или сокрытием денежных средств организации, в случае привлечения его к уголовной ответственности может иметь место только при соблюдении установленных законом условий привлечения к гражданско-правовой ответственности и только при подтверждении окончательной невозможности исполнения налоговых обязанностей организацией-налогоплательщиком… Следовательно, привлечение физического лица к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный публично-правовому образованию в размере подлежащих зачислению в его бюджет налогов организации-налогоплательщика, возникший в результате уголовно-противоправных действий этого физического лица, возможно лишь при исчерпании либо отсутствии правовых оснований для применения предусмотренных законодательством механизмов удовлетворения налоговых требований за счет самой организации или лиц, привлекаемых к ответственности по ее долгам в предусмотренном законом порядке, в частности после внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении этой организации, либо в случаях, когда организация-налогоплательщик фактически является недействующей, в связи с чем взыскание с нее или с указанных лиц налоговой недоимки и пени в порядке налогового и гражданского законодательства невозможно.” Из заключения Уполномоченного, направленного ранее в ответ на запрос Конституционного Суда РФ: “…Руководитель организации, главный бухгалтер, либо иное лицо, ответственное за исчисление и/или уплату налогов с организации, не могут быть признаны причинителями вреда в гражданско-правовом смысле до того момента, пока возможность взыскания суммы налога с организации-налогоплательщика не утрачена, а государство и муниципальное образование способны удовлетворить свой законный интерес в получении налогов или сборов (с использованием предусмотренного законом для таких случаев специального механизма) наравне с иными кредиторами организации-должника.” |
|
|