БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГИ
businessuchet.ru
25-05-2017  СФ обратился к Правительству завершить в 2017 г. инвентаризацию налоговых льгот

   Совет Федерации принял Обращение к Правительству РФ по вопросу о необходимости завершения работы по оценке эффективности налоговых льгот.
   Палата одобрила соответствующее Постановление СФ. Документ представил председатель Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин, сообщает пресс-служба СФ.
   Совет Федерации обращает внимание Правительства РФ, что при заключении на 2017 год высшими должностными лицами регионов с Министерством финансов РФ соглашений, предусматривающих меры, направленные на стимулирование социально-экономического развития в регионах, у них возникают обязательства по оптимизации предоставляемых ими в пределах собственной компетенции налоговых льгот.
   Такое требование содержится в постановлении Правительства РФ, касающемся этих соглашений. В соответствии с этим документом регионы должны провести оценку эффективности налоговых льгот, предоставляемых региональными и муниципальными органами государственной власти. До 1 июля 2017 г. регионы должны утвердить план по устранению с 1 января 2018 года неэффективных налоговых льгот.
   Вместе с тем, как отмечается в Обращении СФ, на федеральном уровне отсутствует типовая методика оценки эффективности налоговых льгот, установленных законодательством о налогах и сборах, поэтому регионы при планировании своих консолидированных бюджетов самостоятельно разрабатывают критерии и системы оценки предоставляемых на региональном уровне налоговых льгот, а также осуществляют предварительную оценку недополученных доходов. Во многих регионах порядок оценки эффективности предоставляемых налоговых льгот установлен региональными законами.
   «Однако анализ этих нормативных правовых актов показывает, что их положения зачастую носят декларативный характер, различаются в части методологии и не обеспечивают точность и сопоставимость результатов оценки», — говорится в документе.
   Совет Федерации предлагает Правительству РФ ускорить работу по разработке и утверждению общих методических подходов к оценке эффективности налоговых льгот и условий их применения федеральными, региональными и муниципальными органами государственной власти.
   На основании такой единой методики необходимо провести согласованную по срокам оценку востребованности налоговых льгот, а также анализ их бюджетной, экономической и социальной эффективности в целях принятия решений об их отмене или корректировке.
   При разработке единой методологии комплексной оценки налоговых льгот следует учитывать, что значительное число действующих налоговых льгот направлено на стимулирование развития экономики и такие льготы являются эффективным инструментом привлечения инвестиций и повышения социально-экономического потенциала субъектов РФ, подчеркивается в Обращении СФ.
   «Однако давно назрела потребность в проведении качественного анализа результатов действующих мер налоговой поддержки участников рынка. На сегодняшний день уже проведена работа по систематизации соответствующей информации по широкому кругу налоговых льгот. Завершение указанной работы, проведение оценки эффективности и изменение на основе такой оценки системы действующих налоговых льгот могут стать важным резервом для выявления дополнительных доходов бюджетной системы Российской Федерации», — говорится в документе.
   Серьезной проблемой для обеспечения сбалансированности консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации остаются льготы по региональным и местным налогам, установленные законодательством РФ о налогах и сборах, отмечается в Обращении СФ. По данным Министерства финансов РФ, их объем составляет около 17 проц. от общего объема налоговых доходов региональных бюджетов. При этом в указанных расчетах не учитываются установленные законодательством изъятия из объектов налогообложения, с учетом которых объем налоговых льгот будет еще более значительным. На необходимость отмены этих налоговых льгот неоднократно указывалось в постановлениях Совета Федерации, и в последние годы в этой области правового регулирования наметилась некоторая положительная динамика.
   Как отмечается в Обращении СФ, с 2013 года началась поэтапная отмена льгот по налогу на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью. Также были включены в состав объектов налогообложения по земельному налогу земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
   В настоящее время основной объем предусмотренных Налоговым кодексом РФ льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу приходится на льготы, установленные в отношении организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, федеральных автомобильных дорог общего пользования, фармацевтических организаций, коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций. Это приводит к выпадающим доходам региональных бюджетов, и дальнейшее расширение перечня таких льгот нельзя признать правомерным с точки зрения интересов как субъектов РФ, так и Российской Федерации в целом, считают авторы документа.
   Совет Федерации также отмечает, что при внесении в Государственную Думу проектов федеральных законов, предусматривающих установление новых налоговых льгот, как правило, отсутствуют целевые показатели результативности налоговых льгот, а также критерии оценки их бюджетной, экономической и социальной эффективности. Кроме того, некоторые действующие положения о льготах по налогам, подлежащим зачислению в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, были законодательно оформлены минуя стадию внесения проекта федерального закона в Государственную Думу, так как включались в проекты федеральных законов о налогах в виде поправок в рамках процедуры второго чтения.
   Совет Федерации предлагает Правительству разработать и утвердить единые методические подходы к оценке эффективности налоговых льгот, учитывающие как выпадающие доходы бюджетной системы РФ, так и создание благоприятных условий для субъектов предпринимательской деятельности, а также результаты реализации ими полученных преимуществ.
   Правительству рекомендуется завершить в 2017 г. работу по инвентаризации налоговых льгот, провести оценку их эффективности и составить перечень подлежащих отмене или корректировке неэффективных налоговых льгот.
   Предлагается приступить к поэтапной отмене, начиная с 1 января 2018 г., действующих налоговых льгот по региональным и местным налогам, установленных Налоговым кодексом РФ. Предложено также отражать в обязательном порядке при внесении в Государственную Думу проектов федеральных законов, содержащих нормы о налоговых льготах, в финансово-экономических обоснованиях расчеты финансовых и экономических последствий установления новых налоговых льгот.

В блог / На сайтОтправить по e-mail
Поделиться:

РАЗМЕСТИТЬ БЕСПЛАТНО:

2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"