01-10-2004МЭРТ предлагает ужесточить наказание за уклонение от уплаты налогов
Такое предложение, как сообщил источник в правительстве, содержится в материалах министерства, представленных к заседанию кабинета министров. На заседании будут рассмотрены меры по совершенствованию налогового администрирования. "Минэкономразвития предлагает ужесточить наказание за уклонение от уплаты налогов, в том числе ужесточить и уголовную ответственность", - сказал собеседник агентства. В то же время, по его словам, в предложениях не указываются уголовные статьи и какие-либо сроки наказания. Для борьбы с фирмами-однодневками МЭРТ предлагает создать централизованную электронную базу данных утерянных паспортов, заявил источник в правительстве. "Свыше одного миллиона юридических лиц у нас непонятно где находятся: либо адрес найти нельзя, либо их по этому адресу нет", - сказал источник. Он напомнил, что еще с 28 марта 2002 года было принято решение об образовании рабочей группы по созданию такой централизованной базы, однако до сих пор такая рабочая группа не создана. Свою базу данных утерянных паспортов создает МВД, но нужна централизованная база, которой могли бы пользоваться налоговые органы, пояснил собеседник агентства. МЭРТ предлагает также ряд мер по совершенствованию возврата НДС экспортерам. В частности, для этого предлагается создать единую базу по внешнеэкономической деятельности, которая поможет ускорить процесс возмещения НДС экспортерам. Сейчас, по словам источника, задержки по возврату НДС составляют до одного года, задерживается возврат, как он выразился, "астрономических сумм в сотни миллиардов рублей". По словам собеседника агентства, действующая система возврата НДС по капитальным вложениям также не совершенна. "Она не учитывает особенностей кредитования инвестиционных проектов в России, а именно высоких кредитных ставок", - отметил он. Действующая налоговая система не позволяет осуществлять крупные стройки, так как НДС возвращается только после того, как объект полностью введен в строй, сказал источник. "У нас более 70% производственных фондов являются изношенными, и чтобы их обновить, нужны значительные инвестиции", - отметил собеседник агентства. "Существующая система не стимулирует обновление производственных фондов", - добавил он. Предлагается также ввести электронный учет и обработку данных, содержащихся в счет-фактурах налогоплательщиков. Эта мера направлена на борьбу с так называемым "лжеэкспортом" и вводится в качестве альтернативы созданию специальных НДС-счетов. Изучение этого вопроса в правительстве показало, что введение НДС-счетов не пресекает злоупотребления в этой сфере, но при этом возрастают затраты налогоплательщиков, пояснил источник. "По ориентировочной оценке введение НДС-счетов стоило бы для российского бизнеса около 120 миллиардов рублей в год", - сказал собеседник агентства. Но, по его словам, введение электронных счетов-фактур также потребует дополнительных материальных затрат и усилий от налоговых органов. "Информационным службам налоговых органов в год придется обрабатывать порядка 15 миллиардов счетов-фактур и хранить эту информацию более трех лет", - пояснил источник. "В какие сроки планируется создать эту систему, за счет каких средств и из каких источников в материалах Минфина не уточняется", - добавил собеседник агентства. Минфин также предлагает внести поправки в Налоговый кодекс, направленные на пресечение трансфертного ценообразования. "Минфин предлагает расширить перечень бесспорных случаев признания юридических лиц взаимозависимыми", - сказал собеседник агентства. Действующее законодательство позволяет вертикально интегрированным структурам устанавливать внутрикорпоративные заниженные цены. В результате налоги взимаются с уменьшенных сумм, пояснил собеседник агентства. По его мнению, эту проблему можно решить, если законодательно установить, что налоговые органы при оценке налоговых поступлений должны исходить из рыночной цены (товара, в том числе нефти), а не той цены, которая устанавливается внутри вертикально интегрированной структуры. "Эта цена может изменяться, например, в пределах 5% (от рыночной), но не снижаться в разы, как это происходит сейчас", - отметил источник. По данным источника. крупные налогоплательщики обеспечивают свыше 55% всех налоговых поступлений. "По состоянию на 1 июня 2004 года к крупным налогоплательщикам отнесено 1773 организации. Сбор налогов в них обеспечивает поступление в бюджет 55,2% от суммы всех налоговых поступлений", - сказал собеседник агентства. По его словам, Минфин собирается совершенствовать работу специализированных налоговых инспекций по работе с крупными налогоплательщиками и создавать так называемые "налоговые истории" крупных компаний. "Создание специализированных инспекций повышает собираемость налогов", - пояснил источник. "Легче проконтролировать прохождение налогов в вертикально интегрированных структурах, ввести в базу данных и иметь историю сумм, с которых начисляются налоги", - добавил собеседник агентства. ИА "Альянс Медиа" по материалам РИА "Новости"