18-07-2016 Олег Фомичев: у малого бизнеса появятся новые льготы
На 10 процентов выросли за год налоговые доходы от малого и среднего бизнеса, увеличилось и число занятых в этой сфере, сообщает Счетная палата РФ. При этом объем господдержки составил почти 346 миллиардов рублей. В ближайшее время правительство должно определиться с расходами в рамках недавно принятой долгосрочной стратегии развития малого и среднего предпринимательства. Статс-секретарь - заместитель министра экономического развития Олег Фомичев рассказал "Российской газете", на что может рассчитывать малый бизнес после появления у него "своей" стратегии. Она предполагает амбициозные цели - в частности, оборот малого и среднего бизнеса, стагнировавший в последние годы, должен вырасти более чем на треть к 2020 году. Так, Олег Фомичев рассказал о какова конечной "стоимости стратегии для малого и среднего предпринимательства (МСП). По его словам, если брать буквально, то в ней всего три цифры, они же были предусмотрены в антикризисном плане. «Это докапитализация Фонда содействия развитию малых предприятий, который поддерживает малые инновационные компании. У нас и так очень небольшие деньги на поддержку такого бизнеса, а в последние годы мы даже не индексировали их на инфляцию. Поэтому выделим 4 миллиарда на следующий год дополнительно к тем 4, которые уже сейчас имеются. Мы также предлагаем увеличить на 10 миллиардов рублей финансирование по программе поддержки малого и среднего бизнеса, которую Минэкономразвития реализует. Все, что у нас живого создается для малого бизнеса, как для высокотехнологичного, так и для обычного, все реализуется в рамках этой программы - это и технопарки, и бизнес-инкубаторы, промышленные парки для малого бизнеса, инжиниринговые центры. Она тоже подверглась очень жесткому секвестру, фактически в два раза была ужата. Мы в рамках стратегии предлагаем ее хотя бы восстановить до того уровня, на котором она была два года назад. Если мы хотим получать взрывной рост малого бизнеса, нам, безусловно, нужно это направление поддержать. Третье - это 10 миллиардов на следующий год для Корпорации "МСП" на докапитализацию лизинговых компаний. Это возможность получения в лизинг по льготным ставкам оборудования для начала и расширения собственного дела, то, что очень просят регионы», - сообщил Фомичев. «Но на самом деле, на поддержку малого бизнеса направляются средства на порядки выше. Это, безусловно, и гарантии и поручительства по кредитам. Это средства инновационных институтов развития, которые идут на поддержку стартапов, это и Фонд "Сколково", и Фонд посевных инвестиций Российской венчурной компании и т. д. И, безусловно, все, что регионы тратят со своей стороны, софинансируя расходы, связанные с созданием промышленных парков. Сюда же можно условно включить те средства, которые госкомпании и государство стало направлять на закупки у малого бизнеса, а это уже сотни миллиардов, и эти суммы будут только расти», - добавил замминистра. «Поскольку мы до сих пор находимся в дискуссии с Минфином и с Минтрудом, в стратегии выпал блок в части совершенствования упрощенных налоговых режимов и страховых взносов для индивидуальных предпринимателей и самозанятых. По ним сейчас работа выстроена параллельно со стратегией, и уже принято решение о продлении для самозанятых, Минфин законопроект разрабатывает», - сказал О.Фомичев. Он также высказался по поводу снижения страховых взносов для юридических лиц. По его словам, сейчас дискуссия идет о том, как бы все-таки их не повышать с учетом бюджетной ситуации. Даже это не столько бюджетная, сколько ситуация с Пенсионным фондом, с Фондом обязательного медицинского страхования. Кроме того, замминистра считает, что снижение фискальной нагрузки, безусловно, нужно: «Здесь, повторюсь, есть поручение президента о том, что нужно самозанятых, которые продекларируют, что они ведут определенную деятельность, на три года освободить вообще от любых платежей, включая социальные взносы. Это как раз радикальная мера, направленная на то, чтобы люди, к примеру, репетиторы, частные парикмахеры, легализовались, показали свою деятельность и вошли в правовое поле.Но, безусловно, этого одного недостаточно, потому что кроме фискальной нагрузки есть административная, связанная с контрольно-надзорными органами. И в целом условия ведения предпринимательской деятельности у нас, что для крупного, что для малого бизнеса пока не настолько благоприятные». «Мы исходим из того, что до 2018 года действует президентский мораторий на повышение любой налоговой нагрузки. Но о том, что будет дальше, дискуссия предстоит в ближайшие два года. Мы, безусловно, будем стараться изо всех сил удержать, как минимум, на уровне существующем, как максимум, конечно, надо снижать, исходя из задачи кратного увеличения количества малых предприятий, легализации серой занятости и т. д. Это очень сложная тема, и она будет увязана с пенсионной реформой, с реформой медицинского страхования, это факт. В этом сложном треугольнике будут приниматься окончательные решения уже в отношении возможности снижения или увеличения нагрузки», - сказал Фомичев. Основные риски, по его мнению, сейчас не в части фискальной нагрузки, хотя там они очень высокие, риски в целом в неопределенности экономической ситуации. Темпы роста, инфляция, внешнеэкономическая ситуация, санкции. Олег Фомичев также высказался о перспективах малого бизнеса в сфере торговли: «Да, правительства крупных городов экспериментируют с формами упорядочения торговли. Во-первых, меры общего характера, которые мы заложили в стратегию, должны помочь и торговле. Во-вторых, Минпромторг совместно с нами разработал законопроект о мобильной и нестационарной торговле, который призван, с одной стороны, ее, опять же, упорядочить, с другой - ввести регионы и муниципалитеты в определенные рамки, чтобы не было постоянных изменений правил игры с каждым новым мэром. Можно понять Москву, она пыталась как-то облагородить, навести порядок в рамках новой общей градостроительной концепции. Но если каждый следующий мэр будет опять делать то же самое, малого бизнеса просто не останется. Эти поправки скоро должны быть приняты». Говоря об опасениях бизнеса по поводу утилизационного сбора, Фомичев отметил: «Номенклатура была ограничена, и ставку мы потребовали на первые два года установить минимальную, чтобы нам просто систему отладить. Будем собираться и смотреть, насколько бизнес начинает развиваться в части утилизации. Задача стоит двойная: с одной стороны, снизить нагрузку на существующий бизнес, с другой стороны, проблему с утилизацией все-таки решать надо. Это значит, что должны появиться все-таки частные предприятия по утилизации. Не просто вывозить мусор на свалки, а заниматься переработкой, раздельным сбором. Для этого, собственно, утилизационные сборы и вводились. Здесь важно найти баланс между скоростью расширения номенклатуры видов мусора, с которого будут собираться сборы, размером ставки и необходимостью формирования реально действующего рынка утилизации». |
|
|