03-06-2015 C.Нарышкин: улучшение делового климата в РФ остается задачей номер один
В Госдуме во вторник прошли парламентские слушания на тему: «Основные направления налоговой политики Российской Федерации». Как заявил, открывая слушания, спикер нижней палаты Сергей Нарышкин, традиционное обсуждение документа, «конечно же, подчеркивает политическую ответственность парламента за вопросы налоговой политики». «Ситуация в экономике остается непростой, и поэтому реальный выход на путь инновационного развития и радикальное улучшение инвестиционного, да и в целом делового климата в стране остается задачей номер один. И в этой связи мой первый вопрос ко всем участникам парламентских слушаний:- насколько проект Основных направлений налоговой политики соответствует стратегическому плану развития страны, насколько текст Основных направлений, текст этого важного документа, подготовленный Министерством финансов РФ, соответствует вызовам, которые стоят перед Россией», - отметил Нарышкин. «Другой важнейший вопрос - это конкурентоспособность нашей налоговой политики. Давайте, наконец, говорить не о цифрах, которые часто называют в борьбе за местах в различных рейтингах, часто, бессмысленных, а давайте говорить о том, насколько наша налоговая политика конкурентна и содействует конкурентной борьбе на финансовых рынках, на рынках капитала», - указал он. «Многие в этом зале отмечали, что в погоне за фискальной составляющей налоговой политики Правительство подчас забывает о ее стимулирующей функции, о функции развития. В этом зале звучали достаточно резкие слова о том, что налоговая поддержка бизнеса незначительна, если она и есть, то осуществляется чаще всего за счет бюджетов российских регионов. Вопрос: что изменилось за истекший год», - продолжил председатель Госдумы. «В прошлом году мы говорили о необходимости проанализировать ошибки, допущенные в налоговой политике, и наметить пути решения, то есть те законодательные инициативы, которые исправят эти ошибки, - что за год сделано», - предложил он. «Частный, но очень болезненный пример - это консолидированные группы налогоплательщиков. Ранее мы договаривались приостановить на год регистрацию консолидированных групп налогоплательщиков, а за это время разобрать, что делать дальше. Государственная Дума выполнила свою часть работы, соответствующий закон был принят, а вместе со Счетной палатой мы осуществляем постоянный мониторинг ситуации, и должен сказать, что мониторинг показывает, что ситуация очень непростая, прямо скажу, очень тревожная, регионы теряют большие средства и кроме того они фактически не могут четко планировать свои бюджеты», - сказал Нарышкин. «Хочу услышать сегодня от Антона Германовича (Силуанова, главы Минфина - ER.RU) конкретные предложения по исправлению этой ситуации. Я напомню, что Минфин ранее заявлял о компенсации выпадающих доходов в регионах. Если такое решение не будет найдено, депутаты Государственной Думы его найдут при рассмотрении проекта очередного бюджета. Ни у кого не должно быть сомнений в том, что принятие бюджета - это конституционной и, подчеркну, исключительное полномочий парламента», - заявил спикер. Кроме того, темой слушаний должна стать судьба антикризисных предложений в налоговой сфере, которые были подготовлены Госдумой и российскими регионами. «Здесь присутствуют руководители крупнейших регионов России, крупнейших компаний, и для нас очень важно услышать ваше мнение по обозначенным проблемам», - предложил председатель нижней палаты. «Наконец, как оценивают налоговую политику и Общественная палата России, Уполномоченный по защите прав предпринимателей, эксперты и общественные организации. Мы отдаем себе отчет в том, что такой документ, как Основные направления налоговой политики законодательной силы не имеет, однако будучи базой для разработки федерального бюджета он призван предупреждать и общество, в том числе предпринимателей о возможных переменах в законодательном поле», - отметил Нарышкин. «И только соответствие заявленных намерений реальным шагам гарантируют ту стабильность и предсказуемость, о необходимости которых говорил президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию», - подчеркнул он. «Мы видим, что инициатива главы государства о моратории на повышение налоговой нагрузки на экономику продекларирована и в проекте Основных направлений, я бы отнес только к курьезу тот факт, что президент в своем поручении говорил о четырехлетнем моратории, а в Основных направлениях обозначены только три года. Может быть, не стоит так формально привязываться к названию документа - Основные направления налоговой политики на три года, а в тексте документа четко обозначить - четыре года моратория. При этом я хотел бы, кончено, услышать ответ на вопрос, а нет ли угрозы разного рода исключений из этого моратория и насколько Правительство готово вместе с депутатами пресекать или явные, или скрытые попытки размыть принцип неухудшения налоговой нагрузки на предпринимателей в течение четырех лет», - заявил Нарышкин. «Я хотел бы добавить, что политическая ответственность за принятие решений и в налоговой, и в бюджетной сфере лежат на депутатском корпусе, и именно поэтому в ноябре прошлого года мы усилили возможности предварительного парламентского контроля, в рамках которого и проводятся сегодняшние парламентские слушания. Кроме того, теперь в закон «О парламентском контроле» включена и отдельная норма, которая посвящена ситуациям, когда Правительство затягивает представление заключений на тот или иной законопроект, в том числе который касается и налоговой сферы. И мы были вынуждены сделать такую поправку, поскольку такая практика, к сожалению, еще имеет место. Еще раз подчеркну, что это просто недопустимо - быть закону или не быть решает парламент, это конституционное полномочие парламента, но отсутствие своевременного заключения Правительства, в том числе когда это необходимо, порой выглядит как намерение препятствовать исполнению конституционных полномочий депутатов Государственной Думы и Совета Федерации. Не могу об этом не сказать сегодня», - сказал спикер. «Мы проводим сегодняшние парламентские слушания не для галочки, что называется, не для того, чтобы поговорить и разойтись, а нам важен конечный результат, а именно учет рекомендаций парламентских слушаний в Основных направлениях налоговой политики, а в итоге, во всей деятельности Правительства по реализации налоговой политики в нашей стране», - заключил Нарышкин. |
|
|