01-07-2012 Халявы не будет
Все чаще звучащая в последнее время идея взимания налога на доходы физических лиц (НДФЛ) не по месту работы налогоплательщика, как это происходит сейчас, а по месту его регистрации, похоже, не имеет будущего. Напомним, что эта идея сегодня достаточно популярна среди руководителей депрессивных регионов и муниципальных образований, не имеющих достаточного количества работающих предприятий. По их логике, налоги на доход жителя деревни Гадюкино, вынужденного мотаться на работу в соседний райцентр или Москву, должны доставаться Гадюкино, а никак не райцентру, а тем более Москве. При этом местных руководителей вовсе не волнует, что никаких рабочих мест в Гадюкино уже лет 20 как не существует, а создавать их нет никакого желания. Впрочем, халявы в виде падающих фактически с неба поступлений от граждан, работающих за пределами места своей регистрации, таким руководителям ждать не стоит. Против идеи уплаты налогов физлиц по месту жительства выступил Союз российских городов, очередное совещание которого состоялось на днях в Ростове-на-Дону. Итоговое мнение участников - членов Союза российских городов - озвучил его президент, мэр Ростова-на-Дону Михаил Чернышев. По словам градоначальника, "новый порядок для большинства городских поселений, крупных и средних городов уменьшит объем доходов из-за перераспределения денежных средств от городов - экономических центров - к депрессивным территориям, откуда люди уезжают на заработки. Тем самым может быть нанесен серьезный ущерб "локомотивам" экономического роста России - малым и средним городам". По мнению мэров, попытка решения нерешаемых экономических проблем слабых депрессивных территорий за счет НДФЛ может замедлить темпы развития российской экономики в целом. Более того, как указывается в заявлении Союза, это может привести к тому, что некоторые управленцы "пострадавших" городов могут пойти на непопулярные меры - такие как негласный запрет на прием на работу иногородних, повышение платы за проезд на межгородских маршрутах автобусов и других видов транспорта. Впрочем, особых перспектив у подобного "нововведения" не было и по ряду других, абсолютно объективных, причин. Так, имеющаяся система налогов и их перераспределения регулируется Налоговым и Бюджетным кодексами. Она представляет собой сложное сочетание разных налогов, работающее как единый механизм. Произвольное исключение из него отдельных элементов неизбежно приведет к сбоям в работе всей отлаженной машины, со всеми вытекающими последствиями. А это значит, что ломать отлаженную и хорошо работающую систему никто не будет. Более того, система уплаты налога по месту работы, в свое время, была предложена не случайно. Главной причиной было вовсе не желание собрать в каком-то регионе больше налогов, а общее упрощение администрирования. Учитывая невысокую сознательность значительной части населения в плане добровольной выплаты НДФЛ, любые изменения в этой сфере приведут к усложнению процесса сбора налога и снижению объемов поступлений в бюджет. Распространенное мнение, что при изменении системы те суммы, что собираются сейчас, просто поступят в другой бюджет, выглядит излишне наивным. Не менее важный момент состоит и в том, что перенос налога с места работы в место проживания налогоплательщика окончательно развратит местные власти и до этого не сделавшие ничего для создания рабочих мест на подчиненных им территориях. Деревня Гадюкино вряд ли превратится в цветущий мегаполис после того, как пять ее непьющих жителей станут платить НДФЛ не в райцентре по месту работы, а по месту своей прописки. Впрочем, участники Союза российских городов частично все же готовы пойти навстречу местным властям. По их мнению, можно просто увеличить долю отчисления НДФЛ в местные бюджеты. Сейчас она составляет около 40% (10% забирает поселение, 20% - муниципальные районы и городские округа, еще 10% - нормативы для замещения дотаций). Градоначальники полагают, что эту цифру вполне можно довести до 50% или даже 60%. Тем самым все местные бюджеты в рамках одного региона получат прибавку. |
|
|