17-02-2012 Финансовый кризис вызывает введение новых налогов во всем мире
Идея о введении налога на сверхдорогие приобретения, недавно озвученная Владимиром Путиным, в целом отвечает мировой тенденции. Тут и там появляются новые налоги и поборы, причем зачастую довольно экзотические. Например, Евросоюз недавно постановил, что самолеты тоже вносят свой вклад в потепление климата, и решил наказать за это их владельцев. С 1 января ЕС в принудительном порядке включил авиакомпании в систему торговли квотами на выброс парниковых газов. На практике это будет означать уплату всеми авиаперевозчиками, которые совершают полеты в Европе, определенного налога – "на потепление". На первых порах с авиакомпаний будут брать по 8 евро за тонну выбрасываемого самолетами углекислого газа, причем оплачивать им придется лишь 15% от расчетного объема выбросов. В дальнейшем ставки будут расти. Пекин запретил своим авиакомпаниям уплачивать новый европейский налог и сообщил Брюсселю о готовности судиться с ним в международных инстанциях. Примерно такую же позицию заняли США, Россия и Индия. Всего же свое несогласие с новым европейским налогом выразили уже два десятка стран. Вопрос будет передан на рассмотрение Международной организации гражданской авиации, которая, возможно, выработает некие глобальные нормы, касающиеся защиты климата от самолетов. В условиях долгового кризиса новые налоги вводятся во многих странах ЕС, в том числе в Бельгии, Италии и Греции. В последней повышаются ставки по ряду налогов, что необходимо для предписанного кредиторами снижения бюджетного дефицита. Кроме того, финансовые власти страны недавно опубликовали поименный список 4 тысяч наиболее известных в стране людей, не уплативших налоги. Также в прошлом году Афины предложили всем гражданам заплатить "взнос солидарности" – добровольно-принудительного побор "на бедность" государства. С каждого власти потребовали по 500 евро. В августе этого года Франция планирует ввести налог на финансовые транзакции. Сбор составит 0,1% от стоимости каждой финансовой операции и, как ожидается, принесет французской казне дополнительно 1 миллиард евро. Впрочем, сумма может оказаться существенно меньше. Ведь в условиях свободы перемещения капитала многие операторы финансового рынка предпочтут совершать сделки в других странах. Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, категорически не приемлющий идею нового налога, уже пригласил операторов французского финансового рынка переместить свои операции через Ла-Манш. Тем не менее, идея введение налога на финансовые транзакции бродит по Европе. На днях девять стран ЕС (Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Испания, Италия, Португалия, Финляндия и Франция) обратились к председательствующей Дании с просьбой разработать график его введения. Идею поддерживает и Еврокомиссия. Согласно ее предложению, операции с акциями и долговыми облигациями должны быть обложены налогом в 0,1%, а операции с производными финансовыми инструментами (деривативами) – в 0,01%. В Брюсселе ожидают, что доходы от налога составят более 50 млрд евро в год, и уверены, что его введение не приведет к "бегству" финансовых операторов. Как утверждают в Еврокомиссии, в случае перемещения сделок в другие страны операторам придется полностью отказаться от обслуживания европейских клиентов, что для большинства из них неприемлемо – проще заплатить налог. Тем не менее, по поводу нового налога в ЕС довольно часто звучат критические высказывания: он ляжет дополнительным бременем на банки, предприятия и пенсионные фонды и может спровоцировать спад деловой активности в Европе. Что же касается стремления повысить налоговую нагрузку на богатых, с такой идеей давно выступает президент США. В последнем бюджетном послании Конгрессу Обама вновь предложил законодателям ввести правило, согласно которому домохозяйства, получающие более $1 млн в год, будут уплачивать в виде налогов не менее 30% дохода. Таким образом богатые американцы дополнительно внесут в бюджет страны почти миллиард долларов в ближайшие 10 лет. В российских условиях проще и эффективнее было бы не изобретать спорный и трудноисчисляемый налог, а вернуть некогда существовавшую (и ныне существующую в большинстве стран мира) прогрессивную шкалу НДФЛ. В этом случае сверхдоходы граждан стали бы приносить большую пользу обществу вне зависимости от того, как ими распоряжается владелец (покупает яхты или нет). Но на такое пока никто не замахивается. |
|
|