10-06-2011 Страховые взносы: компромисс на два года
Правительство в течение двух недель должно выбрать один из двух вариантов снижения ставки взносов, на котором настаивает глава государства. По словам помощника президента Аркадия Дворковича, речь идет о решении на два года, а к 2014 году в России начнется пенсионная реформа. Эксперты рассказали, насколько и для кого можно снизить страховые взносы без ущерба для Пенсионного фонда. На совещании у президента Дмитрия Медведева чиновникам так и не удалось договориться о ставке отчислений в Пенсионный фонд и фонды социального и медицинского страхования. Но количество вариантов реформирования сократилось до двух, что уже неплохо. Окончательное решение должно быть принято до 22 июня. Вместе с тем Аркадий Дворкович посоветовал бизнесу не терять бдительности вне зависимости от принятого варианта в будущем. «Чтобы было понятно: это решение реально на два года», – сказал он. Отметим, что единый соцналог (ЕСН) был заменен страховыми взносами 1 января 2010 года. Работодатели отчисляли за каждого работника 26% от фонда оплаты труда до тех пор, пока заработок работника не достигнет 415 тысяч рублей с начала года. После этого размер взноса составлял 0%. Регрессивная шкала, действовавшая при ЕСН, была отменена. С 1 января 2011 года отчисления во внебюджетные фонды увеличились до 34%. По оценкам работодателей, повышение отчислений в социальные фонды привело к замедлению роста официальных зарплат и удвоению «теневых» выплат. Как сказал председатель общероссийского общественного объединения «Деловая Россия» Борис Титов, когда вводилась эта мера, ожидался рост поступлений в Пенсионный фонд России на 30%, но этого не произошло. «При этом мы видим, что теневые зарплаты растут. Мы замеряем (показатель) раз в квартал, в марте был рост вдвое по сравнению с декабрем», – сказал Титов. Таким образом, данное решение не только не дало положительного эффекта, но и привело к негативным тенденциям, констатировал он. Вместе с тем эксперты считают, что страховые взносы можно не только вернуть на прежние 26%, но и снизить до 22%. Причем Пенсионный фонд от такой реформы только выиграет. С таким революционным предложением выступил президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев. Он предлагает осуществлять пенсионную реформу, основываясь на три возрастные группы: младшую – до 63 лет, среднюю – до 73 и старшую. У каждой из трех групп разные потребности. К примеру, до 63 лет человек может и хочет работать. Человеку до 73 лет важен размер пенсии, а старше этого возраста принципиальное значение имеет не размер пенсии, а социальные гарантии и наличие бесплатных лекарств. Сейчас такой дифференцированный подход не применяется. По идее ЦСР, его применение позволит удовлетворить не только потребности пенсионеров, но и снизить нагрузку на Пенсионный фонд. То есть основные пенсионные выплаты будут приходиться на возраст после 73 лет – до 60% утраченного заработка вместо нынешних 36%. Для людей постарше предлагается предусмотреть государственную программу обеспечения бесплатными лекарствами. Такое перераспределение нагрузки на ПФР позволит даже снизить налоговую нагрузку на бизнес. Страховые взносы можно уменьшить с 26% фонда оплаты труда до 22%, сохранив нулевую ставку для зарплат выше 720 тыс. рублей в год. В итоге дефицит Пенсионного фонда удается зафиксировать на «разумном» уровне 2,5–3% ВВП. «В перспективе, когда начнут выходить на пенсию работники, пенсия которых была сформирована накопительным путем, дефицит значительно сократится. Примерно он сократится на 7–8%, именно эти деньги мы направляем на лекарственное обеспечение. Эти деньги нужны, чтобы дать лекарства на амбулаторное лечение пожилых людей. Поэтому реформа досрочных пенсий и программы обеспечения бесплатными лекарствами пенсионеров тесно между собой связаны, там все синхронизировано», – пояснил Михаил Дмитриев. Заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института экономики переходного периода Владимир Назаров не видит логики в предложениях правительства. По его мнению, все это показывает, что страховые взносы становятся налогами. Оба варианта решения проблемы крайне неудачны. «Снижение страховых взносов до 30% не решит проблемы ухода бизнеса в тень. А реализация второго варианта пенсионной реформы, который предполагает сохранение ставки в 34% для крупного бизнеса, лишь усугубит дело. Это вызовет свободную систему трактовок отчисления страховых взносов как со стороны налогоплательщиков, так и со стороны налоговиков», – отмечает Владимир Назаров. По мнению Назарова, правильным было бы установить ставку соцвыплат на уровне 27% для всех видов бизнеса. С ним отчасти солидарен аналитик юридической компании «Налоговик» Дмитрий Липатов. «Высокими ставками недовольны представители как крупного, так и среднего бизнеса. Причем малый и средний бизнес более чувствителен к повышению налогов – предприниматели в этом случае либо бегут в теневой сектор экономики, либо закрывают свое дело вообще. Поэтому проявление дифференцированного подхода к этой проблеме как минимум обязательно», – говорит партнер юридической компании «Налоговик» Дмитрий Липатов. Вместе с тем эксперт указывает на подводный камень дифференцированного подхода – крупный бизнес может ограничиться в росте. «Поэтому дифференцированный подход в совокупности с установлением льгот для крупных предприятий за участие в социальных программах был бы весьма кстати», – предлагает Дмитрий Липатов. Управляющий партнер юридической компании «Приоритет» Армен Бахтин считает, что применение дифференцированного подхода приведет к росту малых и средних предприятий. «Если ставка будет снижена для среднего и малого бизнеса, многие крупные компании переведут всех сотрудников в небольшие – просто откроют дополнительный десяток новых ООО с уставным капиталом в 10 000 рублей», – говорит Армен Бахтин. Снижение страховых взносов в социальные фонды с 34% до 26% увеличит дефицит пенсионной системы. Решить проблему дефицита бюджета ПФР эксперты предлагают путем увеличения других видов налогов и сборов. Что касается дефицита бюджета ПФР, то эту проблему в основном придется решать государству. «При понижении страховой ставки до 26% бюджет фонда потеряет около 1,3% ВВП. А это не так уж и много для ПФР. Поэтому государство будет повышать пенсии за счет акцизов и увеличения НДС», – говорит Владимир Назаров. Армен Бахтин считает также логичным пополнять бюджет за счет других налогов и сборов, которые позволяют ограничивать сверхприбыли крупных добывающих предприятий и предприятий первичной обработки, а также акцизы на такие товары, как алкоголь и табак. «Если фонды оптимизируют расходы на содержание собственного аппарата (а это немалые суммы), то освободившиеся средства можно направить на финансирование пенсий и иных социальных обязательств. Кроме того, повышение акцизов также поможет решить проблему», – говорит Дмитрий Липатов. |
|
|