27-04-2011ФНС отмечает положительные тенденции в рассмотрении жалоб в досудебном порядке
В первом квартале 2011 года по досудебному урегулированию споров отмечается определенное улучшение состояния дел по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. Сумма оспариваемых требований налоговых органов уменьшилась на 1,4 млрд руб. или на 2%. В первом квартале 2011 года эта сумма составила 72,0 млрд руб., тогда как в первом квартале 2010 года – 73,5 млрд руб.). Об этом сообщает сайт Федеральной налоговой службы (ФНС России). При этом соотношение сумм удовлетворенных требований налогоплательщиков и оспариваемых налогоплательщиками сумм требований налоговых органов в первом квартале 2011 года (25,1%) осталось на уровне первого квартала 2010 года (24,6%). Соотношение количества решений, при вынесении которых доводы налогоплательщиков удовлетворены и количества оспоренных в отчетном периоде актов налоговых проверок также осталось на уровне первого квартала 2010 года (в I квартале 2011 года – 64,7%, в I квартале 2010 года – 64,8%). ФНС отмечает положительные тенденции на этом направлении своей работы. Так, в налоговые органы поступило на 2587 или на 17,6% меньше жалоб налогоплательщиков по сравнению с I кварталом 2010 года (в квартале 2011 года – 12 104, в I квартале 2010 года –14 691). В этой связи количество рассмотренных жалоб налогоплательщиков уменьшилось на 2 670 или 20,5% (в I квартале 2011 г. – 10 340, в I квартале 2010 г. – 13 010). При этом соотношение количества рассмотренных и удовлетворенных жалоб в I квартале 2011 года практически не изменилось и составило 42,3%, что на 2,5 пункта выше, чем в I квартале 2010 года (39,7%). Оспариваемые налогоплательщиками суммы заявленных требований по жалобам уменьшились по сравнению с I кварталом 2010 года на 24,2 млрд руб. или на 32,3% и составили 50,7 млрд руб. По результатам рассмотрения жалоб удовлетворено 16,6% сумм, оспоренных налогоплательщиками, что на 1 пункт меньше чем в I квартале 2010 (17,6%). В I квартале 2011 года судами первой инстанции по заявлениям налогоплательщиков принято решений на 1 623 или 23,3% меньше чем в 1 квартале 2010 года (I квартал 2011 года – 5 330, I квартал 2010 года – 6 953). Эффективность досудебного урегулирования споров оценивается показателем соотношения числа жалоб по налоговым спорам, рассмотренных в досудебном порядке (вышестоящими налоговыми органами), к числу заявлений по налоговым спорам, предъявленных к налоговым органам и рассмотренным судами. Этот показатель в I квартале 2011 года составил 189,7, что на 6,7 пунктов больше чем за аналогичный период 2010 года. Это свидетельствует об эффективности реализации задачи по смещению нагрузки с судебных органов на подразделения досудебного аудита и означает, что на 2 жалобы приходится примерно 1 заявление в суд. То есть примерно в половине случаев качество досудебного урегулирования устраивает налогоплательщика, и он далее не обращается за судебной защитой.