22-04-2011РСПП обсудил с В.Путиным проблемы налоговой нагрузки на бизнес
В России много налоговых льгот для бизнеса, но на практике ими очень трудно воспользоваться. Нужны универсальные льготы для модернизации предприятий. Об этом заявил глава РСПП Александр Шохин 21 апреля на встрече членов бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей с премьер-министром РФ Владимиром Путиным. «Вы абсолютно правы, Владимир Владимирович, что с формальной точки зрения уровень налоговой нагрузки, если его сравнивать с другими странами, у нас не самый высокий - у нас очень много льгот (Минфин насчитывает различного рода льгот на 1 трлн), но ими достаточно трудно воспользоваться, - отметил А.Шохин. - Бизнес их не выбирает». По его словам, проблема идентификации получателя льгот – это сложная проблема, и Минфин, и налоговые службы жёстко смотрят на возможность получения льгот. «Кроме того, любая льгота – это дополнительная проверка, и не всякая компания готова идти на риски, связанные с выявлением иных нарушений, которые позволят, дав льготу, забрать что-то другим способом», - отметил глава РСП. По мнению бизнеса, чем универсальнее, понятнее и проще льгота, тем лучше, подчеркнул А.Шохин. «Поэтому мы просили бы посмотреть, как, сохраняя специальные льготы для инновационных компаний, для малого бизнеса, всё-таки в максимальной степени сконцентрироваться на универсальных льготах, связанных с внедрением технологического оборудования, – например, на налоговых каникулах по налогу на имущество для любого вновь вводимого технологического оборудования, скажем на три года. О том же самом можно было бы подумать и по налогу на прибыль – своего рода инвестиционный кредит», - предложил он. На встрече был вновь поднят вопрос о ставке страховых платежей. А.Шохин отметил, что РСПП не против увеличения взносов на ОМС и даже готов был предложить целевой налог на два года на модернизацию системы здравоохранения в регионах. «Но за время существования целевых повышенных налогов нужно определиться с образом будущего социальных систем. У нас есть предложения, мы их обсуждали на наших конференциях на Неделе российского бизнеса, мы готовы вместе проводить расчёты», - заявил он. «Мы считаем, что было бы правильно реализовать нашу идею двухлетней давности – доходы от приватизации в максимальной степени направлять в Фонд национального благосостояния, объединив его, может быть, с Пенсионным фондом», - цитирует слова А.Шохина пресс-сужба правительства. Кроме того, по его словам, можно рассмотреть временную возможность использования нефтегазовых доходов для решения пенсионной проблемы, в случае нехватки средств. «Но для того, чтобы ответить на вопрос: хватает или нет ресурсов, – нам нужно всё-таки определиться по окончательной конструкции пенсионной системы, системы ОМС, обязательного социального страхования», - считает глава РСПП. Важной для российского бизнеса, по словам А.Шохина, является проблема кадрового потенциала. «Будущие ограничения и риски компании видят прежде всего в нехватке квалифицированных кадров», - подчеркнул он. В связи с этим, считает глава РСПП, нужно добиться большей гибкости трудового законодательства. «К сожалению, у нас не очень конструктивный диалог ведётся с профсоюзами. Мы больше на уровне лозунгов слышим ответы на наши предложения», - пожаловался А.Шохин. «Но мы считаем, что нужно аккуратно, но своевременно анализировать наше трудовое законодательство и приспосабливать его к модернизационным задачам», - заявил он. По словам А.Шохина, это относится и к система профессиональной подготовки на всех уровнях. «Здесь многое действительно сделано, в том числе налоговые льготы для компаний, у которых есть свои центры начальной, средней и профессиональной подготовки. Мы посчитали, что можно все расходы компаний в рамках их корпоративных центров на подготовку кадров, даже если они готовят чужих сотрудников, относить эти затраты на расходы», - сообщил он. По его словам, РСПП подготовил соответствующие поправки в закон об объединениях работодателей и представил их на рассмотрение Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК). «Кстати, мы ни один из законов, затрагивающих отношения с трудящимися, социально-трудовые отношения, минуя РТК, не вносим в правительство», - подчеркнул он. «Что в этом законе мы хотели бы поменять? В частности, мы хотели бы усилить ответственность объединений работодателей, прописать более жёсткие требования к ним, - рассказал А.Шохин. - Считаем, что часть полномочий, которые традиционно распространяются на саморегулируемые организации, могла бы быть распространена и на объединения работодателей. В частности, это касается разработки профессиональных стандартов, на основе которых должны разрабатываться государственные образовательные стандарты, технических регламентов, стандартов и так далее. И тогда только те объединения, которые включены в эту работу в качестве обязательного условия регистрации, в некотором смысле могли бы считаться социальными партнёрами и правительства, и профсоюзов». А.Шохин также сообщил, что РСПП активно обсуждает с ФАС третий антимонопольный пакет законов. «Мы добились того, что он (законопроект) сейчас в правильной трактовке, позволяющей отграничить нарушающие конкуренцию согласованные действия от независимого поведения, которое вызвано влиянием общей рыночной ситуации, когда компании несогласованно, но одинаково действуют», - отметил он. По его словам, РСПП также ведет активный диалог по проблемам госзакупок с Минэкономразвития и с ФАС. «Надеемся, что наш голос будет услышан и будут реализованы наши предложения по совершенствованию механизма оценки регулирующего воздействия», - сказал глава РСПП. Сейчас, по словам А.Шохина, механизм оценки регулирующего воздействия не охватывает всех вопросов, затрагивающих интересы бизнеса, хотя в регламенте правительства есть норма, что все проекты нормативных актов, затрагивающие интересы бизнеса, направляются на согласование в Минэкономразвития. «Было бы правильным продолжить эту логику и эти законопроекты направлять бизнесу на оценку регулирующего воздействия», - считает он. Кроме того, по его словам у предпринимателей есть ряд предложений о механизме отмены прошлых нормативных актов. «Здесь процедура отмены должна быть совмещена с мониторингом того нормативного поля, которое возникнет после отмены. Мы не исключаем, что оно будет хуже, чем то, которое отменяется», - заметил он. Поэтому бизнес предлагает ввести механизм отлагательной отмены, например, на три месяца. «Мы бы получили очень эффективный механизм, который позволил бы бизнесу формально легальным путём участвовать в экспертизе законопроектов», - считает А.Шохин. Одна из приоритетных тем для бизнеса – это критерий присутствия государства в экономике, заявил глава РСПП. «Год назад правительство объявило достаточно агрессивную программу приватизации. Но нам представляется, что надо сделать ещё несколько шагов – в частности, определить всё-таки, из каких активов государство выйдет рано или поздно, то есть определить перечень тех активов, где государство останется при любом раскладе, потому что сейчас позиция такая: выходим до 50% плюс одна акция, а там посмотрим. Мы считаем, что уже сейчас нужно посмотреть, нужно ли государству сохранять свой контрольный пакет в тех или иных компаниях, - отметил А.Шохин. - Другое дело, что выход может быть растянут на достаточно длительное время в зависимости от наличия стратегических партнёров, ситуации на рынке и так далее». «Если мы будем точно знать перечень активов, которые государство оставляет на обозримую перспективу у себя и из которых выходит, тогда можно механизмы приватизации совершенствовать. И в частности, при наличии запроса от бизнеса на приватизацию актива, который не относится к категории стратегических, можно было бы уже требовать мотивированного отказа в приватизации», - пояснил он. А.Шохин сообщил, что по тем вопросам, которые обсуждались в рамках Недели российского бизнеса, РСПП подготовил список тем, которые могли бы стать предметом поручения правительства соответствующим ведомствам. Он попросил В.Путина рассмотреть этот перечень.