14-04-2011Ю.Воронин: «Страховые взносы – это не налоги»
Пенсионная система – производная от трудовых отношений, она отражает все коллизии в трудовой сфере, прежде всего в сфере охраны труда и оплаты труда, заявил статс-секретарь – заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ Юрий Воронин в прямом эфире передачи «Персона Грата» на «Радио России». «Если заработная плата маленькая, то, как может быть большой пенсия? Это же подчиненные вещи» - подчеркнул он. «Мы выступаем за естественный способ наполнения пенсионного бюджета, то есть путем платы адекватных страховых взносов. Эти страховые взносы выплачивает работодатель за своих работников, они входят в стоимость рабочей силы. Вот чем отличаются страховые взносы от налогов, - рассказал Ю.Воронин. - Многие считают, что взносы – это такие же налоги. Это не налоги, потому что в отличие от налогов, страховые взносы порождают пенсионные права и права на другие виды социального обеспечения: по болезни, материнства и т.д. Во-вторых, это часть стоимости рабочей силы». Отвечая на вопрос, как Минздравсоцразвития относится к предложению Центра стратегических разработок о том, чтобы каждый работник дополнительно платил свой взнос в Пенсионный фонд, Ю.Воронин пояснил, что это не идея ЦСР, а обычная мировая практика. В ведущих странах страховые взносы выплачиваются на паритетных основах: работодателем и работником. Однако в России, по словам замминистра, проблема состоит в низком уровне оплаты труда. «Уровень заработанной платы должен позволять работнику делать такие отчисления без ущерба содержанию его семьи, его детей. На сегодняшний день охарактеризовать заработную плату как достаточную для этого мы не можем», - сказал он. «Но в перспективе, если мы реализуем программы по существенному повышению заработанной платы, - к чему призывают профсоюзы, и они здесь правы, - в перспективе, возможно рассмотрение и этого», - отметил Ю.Воронин. Но «когда нам предлагают ввести такой взнос завтра, и завтра же повысить пенсионный возраст – мы однозначно против, потому что общество к этому не готово, ни юридически, ни социально», - подчеркнул он. Еще одной принципиальной проблемой, по словам Ю.Воронина, является система досрочных пенсий, унаследованная от Советского Союза. Сегодня, отметил он, 33% всех пенсионеров – это досрочники, они выходят на пенсию раньше 60 лет. «Не решив эту проблему, мы просто не готовы к увеличению пенсионного возраста, это бессмысленно», - считает замминистра. По его мнению, столь большое количество профессий, имеющих досрочный выход на пенсию, связано с тем, что «советскому государству было не свойственно вкладывать деньги в охрану труда». Путь к сокращению числа таких профессий – улучшение условий труда. «Надо вводить для подобных работодателей, которые используют такие рабочие места и не вкладывают деньги в защиту людей, просто дополнительный тариф в Пенсионный фонд. Тогда они будут стоять перед дилеммой: или создавать приемлемые условия труда или платить дополнительный взнос в Пенсионный фонд», - считает Ю.Воронин. Рассказывая о том, как проходит обсуждение перспектив пенсионной системы с независимыми профессиональными экспертами, замминистра сообщил, что подготовленный министерством доклад уже обсуждался с представителями Ассоциации российского трудового права и социального обеспечения, Московской юридической академии, Высшая школа экономики. Также эти темы обсуждались на круглом столе в Федерации независимых профсоюзов России. Предстоит обсуждение в союзе юристов России и в НИИ труда и социального страхования. «То есть предоставлена возможность очень широкому спектру экспертов высказать свои позиции и рекомендации по дальнейшей судьбе пенсионной системы», - пояснил Ю.Воронин. По его словам, разногласия по поводу пенсионного возраста и способов наполнения бюджета Пенсионного фонда – это лишь частные проявления, главный водораздел мнений проходит по основному идеологическому постулату: куда идти государству в посткризисный период времени. И эта тема актуальна не только для России, но и для всех стран с развитой экономикой. «Все-таки оставаться приверженцами социального государства, - государства, которое существует для людей, которое должно делать ставку на развитие социальных программ? Или принести социальные программы в жертву экономическому развитию с целью освобождения рук государства для вложения инвестиций в экономику, инновации? То есть развивать экономику ради экономики, которая потом, может быть, позволит повысить или поддерживать уровень жизни населения. Это тот, спор, который идет во всех международных институтах, - мы здесь не одиноки», - пояснил Ю.Воронин. Главное, по его словам, что обсуждают эксперты – это бюджетный дефицит. То есть допустимо ли, чтобы Пенсионный фонд дотировался из Федерального бюджета и создавал определенную нагрузку на экономику, или средства, которые расходуются на дотации Пенсионного фонда, лучше бы направить на инновационное развитие страны. «Они воспринимают пенсионную систему как некого нахлебника, который постоянно просит денег. В их понимании, нужно создать такую пенсионную систему, которая будет самодостаточной, которая не будет требовать никаких расходов из бюджета. Я должен сказать, что такого не бывает. Нигде, в ведущих странах нет самоокупаемых Пенсионных фондов. Везде государство выплачивает дотации в пенсионный фонд для того, чтобы поддерживать эту систему долгосрочных обязательств», - подчеркнул Ю.Воронин. А не в ведущих странах нет и пенсионных систем, отметил он. «К примеру, Китай, - это ведущая страна, но вы знаете, что дешевизна ее рабочей силы, которая создает бешеное развитие производства, связана с тем, что в Китае нет централизованной пенсионной системы. В этой стране, пенсионное обеспечение – это либо дело сельскохозяйственных коммун, либо отраслевых министерств, которые создают свои отраслевые пенсионные системы, но централизованной системы – нет. Зато эта страна имеет преимущество в развитии экономики. Мы должны задаться вопросом, мы такой себе идеал себе рисуем? Мы хотим, чтобы такой ценой, по сути принесения в жертву имеющихся социальных гарантий, развивать нашу экономику? Есть и Африканские страны, где вся пенсионная система сводится к наличию фондов, где есть некий объем накоплений, которые выплачивают единовременные выплаты людям после выхода ими на пенсию. Я думаю, что вряд ли наших граждан утроит такая судьба в старости», - считает замминистра. Ю.Воронин напомнил, что, когда премьер-министр В.Путин встречался с экспертными группами, перед которыми он поставил задачу подготовить экономическую стратегию для правительства, он специально акцентировал внимание экспертов на том, что у нас уже есть сложившиеся система социальных гарантий которую нельзя взять и просто демонтировать. Отвечая на вопрос, когда у нас в стране получится создать пенсионную систему, которая позволит пожилым людям не чувствовать себя людьми второго сорта, замминистра подчеркнул: «Когда у нас будет достойная заработная плата. Только тогда мы обеспечим людям достойную пенсионную систему, в отрыве это не получится». С полным текстом интервью Ю.Воронина можно ознакомиться на официальном сайте Минздравсоцразвития РФ.