ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ В ПРЯМОМ СМЕШАННОМ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНО-ВОДНОМ СООБЩЕНИИ (ЧАСТЬ 2)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ СССР
24 апреля 1956 г.
(ЗН 96-11)
(Извлечение)
V. ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ
В УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОНТЕЙНЕРАХ
МИНИСТЕРСТВА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯМ (сноска 3.)
§ 80. Планирование перевозок грузов в универсальных контейнерах
Министерства путей сообщения производится в следующем порядке.
Сноска 3. Перевозка грузов в универсальных контейнерах в прямом
смешанном железнодорожно-водном сообщении между МПС и МРФ на условиях
равночисленного обмена контейнерами производится в соответствии с
Временным соглашением о порядке перевозки грузов в универсальных
контейнерах МПС и МРФ в прямом смешанном железнодорожно-водном
сообщении, утвержденным МПС, МРФ 25-29 мая 1963 г.
N Г-13853/км-51/1295.
Министерства (ведомства) - грузоотправители в установленные
правилами сроки и по установленным формам представляют Министерству
путей сообщения, а также министерствам речного флота и морского флота
квартальные заявки на перевозку грузов в универсальных контейнерах в
прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении с распределением по
месяцам. В заявках указываются: необходимое количество контейнеров,
подлежащее перевозке количество тонн груза, станции и дороги
отправления и назначения.
На основе заявок грузоотправителей Министерство путей сообщения.
Министерство морского флота и Министерство речного флота
предусматривают в квартальных планах перевозок с помесячным
распределением согласованные объемы перевалок и перевозок грузов в
контейнерах, в вагонах и в тоннах.
Перевалочные порты (пристани) обязаны беспрепятственно принимать
от железных дорог, а железные дороги - от перевалочных портов
(пристаней) груженые контейнеры в пределах норм, установленных в
квартальном плане перевалки контейнерных грузов.
Грузы в контейнерах сверх плана могут перевозиться по
предварительному согласованию между министерствами путей сообщения,
речного флота и морского флота.
§ 81. Перечень станций железных дорог, портов (пристаней),
открытых для перевозки грузов в универсальных контейнерах Министерства
путей сообщения в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении,
устанавливается министерствами путей сообщения, речного флота и
морского флота и публикуется в Сборниках правил перевозок и тарифов
железнодорожного транспорта, речного флота и морского флота.
§ 82. Прием к перевозке грузов в контейнерах Министерства путей
сообщения производится только железной дорогой за весом и пломбами
отправителя. Пломбы эти, как и проволока, на которой они навешиваются,
должны быть такого же типа и размеров, какие установлены на железных
дорогах для пломбирования вагонов. Пломбы отправителя должны иметь
следующие знаки: а) наименование грузоотправителя; б) наименование
станции; в) сокращенное наименование дороги; г) контрольные знаки.
Пломба навешивается на ручке замка контейнера, которая закрепляется
закруткой из мягкой проволоки толщиной 2 мм.
На каждый контейнер грузоотправителем должна быть навешена бирка
(фанерная дощечка размером 812 см) с четким обозначением на ней:
а) наименования станции и дороги или порта (пристани) и
пароходства отправления;
б) наименования станции и дороги или порта (пристани) и
пароходства назначения;
в) наименования получателя груза согласно накладной.
§ 83. Внутрь каждого контейнера со штучным грузом отправитель
обязан вложить заверенную подписью и печатью отправителя фактуру на
погруженный груз, представляющую собой точную выписку из счета
поставщика, с указанием количества и цены каждого предмета.
§ 84. При предъявлении к перевозке в контейнере домашних вещей
отправитель обязан приложить к накладной опись всех вощен, вложенных в
каждый контейнер, с указанием в ней объявленной стоимости каждого
предмета и общей объявленной ценности груза.
Опись вещей составляется в трех экземплярах на каждый контейнер и
удостоверяется подписями начальника станции или товарного кассира, а
также календарным штемпелем станции отправления. После сверки описи с
вложенными в контейнер вещами один экземпляр описи вкладывается в
контейнер, второй выдается отправителю, а третий остается в делах
станции отправления. После этого контейнер пломбируется пломбой
станции.
§ 85. На каждый контейнер отправитель составляет отдельную
накладную на бланке прямого смешанного железнодорожно-водного
сообщения, в которой должен указать:
а) в графе "Знаки и марки" - номер контейнера;
б) в графе "Число мест" - слово "один";
в) в графе "Род упаковки" - слово "контейнер";
г) в графе "Наименование груза" - тарифное наименование всех
грузов, погруженных в контейнер;
д) в графе "Вес" - вес груза каждого наименования вместе с
упаковкой.
В итоге указываются общий вес груза, вес тары контейнера и общий
вес брутто.
Под наименованием груза отправитель указывает фирменные и
контрольные знаки, обозначенные в оттиске на пломбе.
За неправильное указание в накладной сведений, вызывающих
уменьшение провозной платы, за перегруз сверх подъемной силы
контейнера отправитель, помимо ответственности по соответствующим
статьям Устава железных дорог. Устава внутреннего водного транспорта и
Кодекса торгового мореплавания и изданных в их развитие правил, обязан
возместить органам железнодорожного, речного и морского транспорта
убытки за повреждение подвижного состава, судов, подъемных механизмов,
контейнеров и автомашин.
§ 86. Не допускается перевозка в универсальных контейнерах
взрывчатых, легковоспламеняющихся, едких, ядовитых, зловонных грузов и
грузов, сильно загрязняющих стены и пол контейнера, требующих после
выгрузки дезинфекции или промывки контейнера, а также тяжеловесных
грузов, которые не могут быть погружены или выгружены из контейнера
без применения погрузочно-разгрузочных механизмов.
За нарушение этих требований отправители несут ответственность
перед органами транспорта в соответствии с уставами и правилами,
действующими на железнодорожном и водном транспорте.
Запрещается прием к перевозке в контейнерах с участием морского
транспорта жидких грузов в стеклянной таре.
§ 87. Грузы в контейнерах должны размещаться отправителями так,
чтобы нагрузка на пол контейнера и давление на его стенки были
равномерны. Двери контейнера должны свободно закрываться и
открываться. Запрещается укладывать груз в контейнере так, чтобы он
давил на двери контейнера.
Контейнер в пределах его грузоподъемности должен загружаться
отправителем до полной вместимости и с такой плотностью, при которой
исключалась бы возможность перемещения грузов внутри контейнера.
На отправителя возлагается вся ответственность за порчу и поломку
предметов, уложенных в контейнер, а также за повреждение или поломку
самого контейнера, если таковые произошли в результате перемещения
грузов внутри контейнера.
§ 88. Порядок завоза контейнеров на станции железных дорог, в
порты (пристани) и вывоза их со станции, из портов (пристаней)
предусматривается узловыми соглашениями, заключаемыми железной дорогой
с пароходствами и портами.
§ 89. Погрузка и разгрузка автомашин, а также перегрузка
контейнеров из судов на платформы и с последних на суда в пунктах
перевалки осуществляются подъемными механизмами и средствами портов
(пристаней).
Для предотвращения повреждений контейнеров и обеспечения
безопасности погрузочно-разгрузочных работ запрещается:
а) поднимать контейнеры краном с захватом менее чем за четыре
кольца;
б) производить одновременно подъем нескольких контейнеров краном
без применения грузозахватных траверс, обеспечивающих захват
контейнеров за все подъемные кольца;
в) ставить контейнер на наклонной плоскости.
В случаях, когда для использования грузоподъемности судов
возникает необходимость грузить контейнеры в два и более ярусов, порты
(пристани) обязаны принять меры, гарантирующие контейнеры от порчи и
повреждений при таком способе перевозки (дополнительное крепление,
сепарация и т.д.).
§ 90. Контейнеры сдаются портам (пристаням) и принимаются от них
железнодорожными станциями и транспортно-экспедиционными конторами по
передаточным ведомостям без перевески, по внешнему осмотру состояния
контейнеров и пломб.
§ 91. Если при передаче контейнеров с водного транспорта на
железнодорожный или обратно будут обнаружены неисправность контейнера,
отсутствие или повреждение пломбы, а также несоответствие контрольных
знаков на пломбе знакам, указанным грузоотправителем в накладной,
сдающая сторона обязана проверить находящийся в контейнере груз по
вложенной фактуре, составить коммерческий акт о результате проверки и
опломбировать контейнер своей пломбой, о чем сделать соответствующую
запись в коммерческом акте с указанием контрольных знаков пломб,
наложенных после проверки.
В случае если при проверке груза в контейнере не окажется фактуры
или описи вещей, количество оказавшегося в контейнере груза подробно
указывается в коммерческом акте.
§ 92. Повреждения контейнера, не дающие доступа к грузу, при
исправности кузова контейнера и пломбы отправителя оформляются
техническими актами с подробным описанием характера и размера
повреждения без проверки содержимого.
§ 93. В целях ускорения оборота контейнеров и рационального
использования погрузочно-разгрузочных механизмов железнодорожные
станции и порты (пристани) принимают меры к обеспечению перевалки
контейнеров по варианту выгрузки-погрузки непосредственно вагон - борт
судна и борт судна - вагон, не допуская при этом ни в каких случаях
простоя вагонов в ожидании подхода судов.
§ 94. Груженые контейнеры, следующие в прямом смешанном
железнодорожно-водном сообщении транзитом по водным путям, должны
завозиться в порты (пристани) отправления и предъявляться ими к сдаче
с таким расчетом, чтобы все восемь 3-тонных контейнеров, составляющих
комплект, были завезены и предъявлены к сдаче порту (пристани) в
течение дня до 18 час.
Порты (пристани) отправления и железные дороги обязаны
осуществлять не позднее 18 час, каждого дня прием и передачу всех
завезенных к этому моменту в порт (пристань) контейнеров, включая и
контейнеры, не составляющие комплекта.
Ответственность за контейнеры до оформления передачи лежит на
сдающей стороне.
В транспортных документах (в накладной, дорожной и передаточной
ведомостях) на некомплектные и одиночные контейнеры сдающая сторона
(железная дорога) обязана сделать штемпелем отметку: "Контейнер
предъявлен водному транспорту к перевозке некомплектно". Эта отметка
заверяется календарным штемпелем сдающей стороны.
Некомплектные контейнеры с вышеуказанной отметкой в транспортных
документах отправляются пароходством, не ожидая накопления контейнеров
до полного комплекта. Контейнеры, принятые портом (пристанью)
отправления от железной дороги целыми комплектами (8 шт.), порты
(пристани) отправления обязаны грузить в суда также целыми
комплектами.
В пунктах перевалки с водного транспорта на железнодорожный
контейнеры, принятые портами (пристанями) отправления от железной
дороги комплектами, сдаются станциям железных дорог перевалки только
комплектами и вывозятся из портов (пристаней) на платформах.
Одиночные контейнеры, а также некомплектные группы контейнеров
должны приниматься железными дорогами от портов (пристаней) перевалки
по мере предъявления и вывозиться из портов (пристаней) на автомашинах
или иным способом в течение суток с момента получения от порта
(пристани) перевалки извещения о готовности контейнеров к передаче.
Контейнеры должны подгруппировываться железными дорогами в
комплекты в полном соответствии с действующей схемой формирования
платформ с контейнерами. На каждый комплект составляется одна
отдельная передаточная ведомость. Некомплектные группы контейнеров и
одиночные контейнеры принимаются портами (пристанями) отправления по
передаточным ведомостям, составляемым на контейнеры отдельно по
каждому направлению их следования, по каждому отдельному пункту
перевалки на железную дорогу.
§ 95. Прибывшие в порты (пристани) назначения исправные и с
исправными пломбами контейнеры, а также контейнеры с мелкими
техническими неисправностями, не препятствующими вывозу, должны быть
приняты и вывезены железными дорогами в течение суток с момента
получения от порта (пристани) извещения о готовности этих контейнеров
к передаче.
Контейнеры, прибывшие в порты (пристани) с техническими
неисправностями, исключающими возможность их вывоза до устранения
неисправности, должны быть приняты и вывезены железными дорогами в
течение суток с момента получения от порта (пристани) извещения об
устранении неисправности. При несвоевременном вывозе контейнеров
железные дороги уплачивают портам (пристаням) назначения сборы за
хранение по действующим общим тарифам водного транспорта.
§ 96. Технические повреждения контейнеров, происшедшие по вине
пароходств, портов (пристаней), устраняются последними своими силами и
средствами или оплачиваются ими по счетам железной дороги, основанным
на согласованной сторонами дефектной ведомости и утвержденных
надлежащим порядком расценках.
§ 97. За утрату или приведение контейнера по вине пароходства,
порта (пристани) в негодное для эксплуатации состояние балансовая
стоимость контейнера возмещается Министерству путей сообщения.
§ 98. За весовую или количественную недостачу, за порчу грузов
из-за неисправной упаковки или неправильной укладки грузов и за
несортность грузов, прибывших в исправном контейнере и за исправными
пломбами грузоотправителя, ответственность перед грузополучателем
несет отправитель.
§ 99. Сроки оборота контейнеров определяются в пределах сроков
доставки грузов, установленных действующими на железнодорожном,
морском и речном транспорте правилами.
За задержку контейнеров сверх установленных сроков пароходства и
железные дороги уплачивают штраф в размере 30 коп. за каждые сутки
задержки каждого контейнера.
§ 100. Все сборы, причитающиеся железным дорогам, как-то:
контейнерный сбор, сбор за автоперевозку, экспедиционный сбор, сборы
за уведомление и прочие сборы взыскиваются с грузоотправителей и
грузополучателей железными дорогами отправления и назначения и
поступают непосредственно в их пользу.
§ 101. Расчеты с грузоотправителями и грузополучателями, а также
взаиморасчеты между участвующими в перевозке пароходствами и железными
дорогами производятся на общих основаниях по настоящим Правилам.
§ 102. В пределах плана морских и речных перевозок пароходства
обязаны обеспечивать по заявкам транспортно-экспедиционных контор
железных дорог перевозку на судах порожних контейнеров, отправляемых в
порядке регулировки в пункты их загрузки.
§ 103. Железные дороги и порты (пристани) в пунктах отправления и
прибытия (перевалки) контейнеров ежегодно заключают между собой
соглашения, регулирующие оперативные взаимоотношения сторон по
осуществлению работ, связанных с вывозом и завозом контейнеров,
порядок и оформление приема и выдачи, а также хранения контейнеров на
территории порта (пристани), порядок вручения заявок, составления
графиков подачи судов и грузов в контейнерах, взаимной информации и
другие вопросы организации работ по контейнерным перевозкам.
VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО ПЕРЕВОЗКАМ
§ 105. Ответственность за целость и сохранность грузов до момента
фактической передачи их лежит на сдающей стороне, а после фактической
передачи - на принимающей стороне.
Охрана груженых и порожних вагонов в портах (пристанях)
производится средствами за счет порта (пристани).
§ 106 (сноска 4.). За счет невыполнения плана перевалки грузов,
следующих в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, железные
дороги, пароходства несут материальную ответственность.
Железные дороги несут ответственность в случаях неподачи порожних
или груженых вагонов по среднесуточной или сгущенной на данные сутки
норме.
Пароходства несут ответственность в случаях невыполнения
среднесуточной или сгущенной на данные сутки нормы погрузки и нормы
выгрузки вагонов за каждые сутки.
Железные дороги и пароходства освобождаются от ответственности за
невыполнение в отдельные дни среднесуточной нормы предъявления груза к
перевалке:
а) при выполнении нормы перевалки данных суток в результате
сгущения перевалки в предыдущие дни месяца;
б) при восполнении железной дорогой, портом (пристанью) в течение
первой или соответственно второй половины месяца недодачи вагонов или
недогрузов, допущенных в отдельные дни данной половины месяца.
За невыполнение среднесуточной плановой или согласованной
сгущенной нормы перевалки грузов, следующих в прямом смешанном
железнодорожно-водном сообщении (включая перевозку на паромах и в
контейнерах), виновная сторона (железная дорога, пароходство, порт,
пристань) уплачивает штраф в следующих размерах:
по грузам, перевозки которых планируются в тоннах и вагонах, - по
1 руб. с тонны груза, независимо от рода и оснастки подвижного
состава;
по грузам, перевозки которых планируются только в вагонах, - по
15 руб. за учетный вагон.
При этом за единицу принимаются каждые две оси вагона
(четырехосный вагон любого типа считается за 2 единицы, шестиосный -
за 3 единицы и т.д.);
по грузам, перевозимым в контейнерах, - по 6 руб. за контейнер
грузоподъемностью 5 т и более, по 3 руб.
Сноска 4. Абзац 5 § 106 изложен в редакции постановления Совета
Министров СССР от 9 декабря 1968 г. N 959; см. также постановление
Совета Министров СССР от 27 января 1977 г. N 78 (СП СССР, 1977, N 7,
ст. 40).
за контейнер грузоподъемностью 3 т и по 1 р. 50 к, за контейнер
грузоподъемностью менее 3 т.
§ 107. За задержку вагонов под погрузкой и выгрузкой свыше
сроков, установленных узловым соглашением, а также за задержку приема
груженых вагонов, прибывших на станцию перевалки, пароходство, порт,
пристань уплачивают штраф. При задержке обыкновенных вагонов (крытых
вагонов, полувагонов, платформ) взыскивается штраф в размере 40 коп.
за вагон в час; при задержке цистерн, цементовозов, транспортеров,
бункерных полувагонов и других специальных вагонов (кроме
рефрижераторных) размер штрафа увеличивается в два раза, при задержке
рефрижераторных вагонов - в три раза.
Штраф за простой вагонов с порта (пристани) не взыскивается за
время перерыва движения на путях порта (пристани) вследствие явлений
стихийного характера (заносы, наводнения, пожары), а также вследствие
аварии в порту (пристани), в результате которой была невозможна
погрузка.
§ 107-1. При перегрузке грузов, в том числе импортных, из судна
непосредственно в вагон за простой стоящего у причала судна из-за
неподачи по вине железной дороги вагонов в количестве, указанном в
суточной заявке порта (пристани), согласованной в порядке,
предусмотренном узловым соглашением, а также из-за неподачи их в
сроки, установленные в этом соглашении, железная дорога уплачивает
порту (пристани) штраф. За простой самоходного судна взыскивается
штраф в размере 40 коп. в сутки и за простой несамоходного судна - 20
коп. в сутки за каждую тонну не перегруженного из судна груза; за
простой рефрижераторного судна размер штрафа увеличивается в два раза.
Количество тонн груза, не перегруженного из судна в течение
данных суток, определяется путем умножения статистической нагрузки
вагона на количество неподанных или несвоевременно поданных вагонов.
§ 110. Розыск грузов и выяснение принадлежности бездокументных
грузов производятся установленным на железнодорожном и водном
транспорте порядком.
Запросы в этих случаях железные дороги, пароходства или порты
(пристани) адресуют станциям и портам (пристаням) перевалки.
Станции и порты (пристани) обязаны оказывать полное содействие
друг другу в розыске грузов.
§ 111. Претензии, возникающие из перевозки грузов в прямом
смешанном железнодорожно-водном сообщении, предъявляются:
а) управлению железной дороги назначения, когда конечным пунктом
перевозки является железнодорожная станция;
б) пароходству, когда конечным пунктом перевозки является порт
(пристань).
Если по заявленной пароходству претензии ответственной является
железная дорога, пароходство направляет претензию железной дороге,
которой принадлежит станция перевалки груза на воду; если претензия
предъявлена железной дороге назначения, а ответственным по ней
является пароходство, то железная дорога направляет претензию
пароходству перевалки. Железная дорога и пароходство при направлении
претензий обязаны приложить к ним данные о результатах рассмотрения в
части ответственности, относящейся к дороге или пароходству и
уведомить заявителя о пересылке претензии.
Управления железных дорог и пароходства обязаны пересылать друг
другу претензии в срок не позднее 3 месяцев до истечения
установленного срока на рассмотрение претензии.
VII. РАСЧЕТЫ ПО ПЕРЕВОЗКАМ
§ 130. Претензии о переборах и просрочках в доставке грузов
рассматриваются управлением пароходства или управлением железной
дороги назначения.
В случае, если при рассмотрении претензии, заявленной пароходству
за водный путь, не окажется перебора, заявление грузополучателя с
приложением накладной немедленно направляется для рассмотрения
железной дороге перевалки с одновременным сообщением об этом
организации, заявившей претензию. Такой же порядок применяется при
предъявлении претензии железной дороге.
§ 131. Претензии за просрочку в доставке грузов рассматриваются
управлениями пароходств и управлениями железных дорог перевалки по
согласованию между собой. При этом определяются общее количество суток
нахождения груза в пути и срок, полагающийся на доставку груза по
водному и по железнодорожному пути, а также ответственность каждого
вида транспорта за несвоевременную доставку.
§ 132. Споры по взаимным расчетам между отдельными видами
транспорта разрешаются судом по месту нахождения ответчика (управление
железной дороги, морского или речного пароходства).
§ 133. Расчеты по штрафам между пароходствами и железными
дорогами перевалки производятся один раз в месяц по операциям
предыдущего месяца. Безакцептное взыскание штрафов не допускается.
Указанные расчеты по штрафам производятся в следующем порядке:
по окончании месяца начальник перевалочной станции, порта
(пристани) составляет расчет по штрафам, причитающимся железной
дороге, речному или морскому пароходству;
не позднее 5-го числа следующего за отчетным месяца начальники
станций, портов (пристаней) сообщают друг другу составленные ими
расчеты, которые должны быть акцептованы не позднее 10-го числа
следующего за отчетным месяца.
Акцептованные расчеты представляются составившей их станцией,
портом (пристанью) управлению своей железной дороги или управлению
своего пароходства, которые не позже 25-го числа предъявляют счета при
платежных требованиях через Госбанк для взыскания с дебитора. |