СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ СОЮЗА СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ
ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИИ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ
В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
СОГЛАШЕНИЕ
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
25 октября 1988 г.
(НЦПИ)
Правительство Союза Советских Социалистических Республик и
Правительство Федеративной Республики Германии, именуемые в дальнейшем
"Договаривающиеся Стороны",
придавая важное значение охране окружающей среды и рациональному
использованию природных ресурсов и желая путем осуществления
сотрудничества способствовать принятию мер по достижению практических
результатов в этой области,
исходя из того, что правильное и контролируемое использование
достижений науки и техники способно предотвратить нежелательные
последствия их применения и может содействовать улучшению
взаимоотношений между человеком и природой,
понимая, что экономическое и социальное развитие с учетом
интересов будущих поколений требует охраны и улучшения окружающей
среды уже в настоящее время,
будучи убежденными в том, что развитие взаимного сотрудничества
по проблемам окружающей среды с учетом опыта, накопленного
государствами с различными социально-экономическими системами, служит
укреплению межгосударственных и международных отношений,
стремясь в соответствии с выраженным в Договоре между Союзом
Советских Социалистических Республик и Федеративной Республикой
Германии от 12 августа 1970 года желанием улучшать и расширять
существующее сотрудничество,
желая согласно Заключительному акту Совещания по безопасности и
сотрудничеству в Европе, подписанному в Хельсинки в 1975 году,
результатам Совещания на высоком уровне по проблемам окружающей среды
в рамках Европейской экономической комиссии Организации Объединенных
Наций (Женева, 1979 г.) и 3 сессии Исполнительного органа Конвенции о
трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (Хельсинки,
1985 г.), а также Многосторонней конференции по охране окружающей
среды (Мюнхен, 1984 г.) внести в рамках тесного и долгосрочного
сотрудничества обеих стран эффективный вклад в дело охраны окружающей
среды,
в соответствии с целями Соглашения между Правительством Союза
Советских Социалистических Республик и Правительством Федеративной
Республики Германии о научно-техническом сотрудничестве от 22 июля
1986 года,
согласились о нижеследующем:
Статья 1
Договаривающиеся Стороны будут сотрудничать в области охраны
окружающей среды на основе равноправия, взаимности и взаимной выгоды.
Статья 2
Это сотрудничество будет иметь целью решение важных проблем
охраны окружающей среды и рационального использования природных
ресурсов и будет направлено на изучение вредных воздействий на
окружающую среду, а также разработку мер по их предотвращению.
Оно будет осуществляться, в частности, в следующих областях:
- охрана воздушного бассейна от загрязнения,
- охрана вод от загрязнения,
- предотвращение аварийных ситуаций с тяжелыми последствиями для
окружающей среды,
- охрана окружающей среды в городах,
- предотвращение возникновения, утилизация и безвредная
ликвидация отходов,
- борьба с шумом,
- биологические и генетические последствия загрязнения окружающей
среды для человека,
- охрана экологических систем, включая охрану почв, организация
охраняемых природных территорий, а также охрана редких и исчезающих
видов фауны и флоры,
- охрана лесов,
- влияние изменений в окружающей среде на климат,
- мониторинг состояния окружающей среды,
- нормативные требования, необходимые для сохранения качества
окружающей среды, правовая и административная практика.
В ходе этого сотрудничества Договаривающиеся Стороны будут
всемерно способствовать разработке, внедрению технологических
процессов и технических средств, не наносящих ущерб окружающей среде,
а также будут уделять должное внимание экономическим и международным
аспектам мероприятий в области окружающей среды.
Статья 3
Договаривающиеся Стороны будут сотрудничать также в целях
принятия мер по уменьшению трансграничных атмосферных потоков
загрязняющих веществ и по уменьшению или предотвращению их вредных
воздействий.
Статья 4
Сотрудничество между Договаривающимися Сторонами в области охраны
окружающей среды будет осуществляться, в частности, по тематике,
указанной в статье 8, и разработанным и согласованным на этой основе
рабочим планам, главным образом в следующих формах:
- обмен опытом,
- обмен научно-технической информацией, документацией и
результатами исследований,
- обмен специалистами,
- организация и совместное проведение конференций, симпозиумов и
совещаний экспертов,
- совместная разработка и выполнение программ и проектов, а также
организация и проведение совместных мероприятий, таких как
эксперименты, экспедиции,
- внедрение, в частности публикация, результатов важнейших
совместных проектов и программ,
- участие специалистов Договаривающихся Сторон в проводимых в
Союзе Советских Социалистических Республик и в Федеративной Республике
Германии международных конференциях, симпозиумах и выставках по охране
окружающей среды.
Подробности практического осуществления сотрудничества
регулируются Приложением 1, являющимся составной частью настоящего
Соглашения.
Статья 5
Договаривающиеся Стороны, исходя из целей настоящего Соглашения,
будут поощрять и способствовать установлению и развитию
непосредственных контактов и сотрудничества между учреждениями,
организациями и предприятиями.
Статья 6
Для содействия выполнению настоящего Соглашения будет образована
Смешанная комиссия Союза Советских Социалистических Республик и
Федеративной Республики Германии по сотрудничеству в области охраны
окружающей среды (именуемая в дальнейшем "Смешанная комиссия").
Смешанная комиссия будет принимать рассчитанные в каждом случае
на 3 года рабочие планы сотрудничества. В рабочих планах будут
определяться конкретные темы и проекты сотрудничества, органы и лица,
ответственные за их выполнение, а также дополнительные условия
сотрудничества.
Смешанная комиссия будет обсуждать результаты сотрудничества и
принимать по ним конкретные меры.
В течение 3 месяцев после вступления в силу настоящего Соглашения
каждая из Договаривающихся Сторон назовет другой Договаривающейся
Стороне своего сопредседателя Смешанной комиссии.
Смешанная комиссия будет проводить свои заседания не реже чем 1
раз в год поочередно в Союзе Советских Социалистических Республик и в
Федеративной Республике Германии.
Смешанная комиссия может создавать рабочие группы по отдельным
направлениям и проблемам сотрудничества.
Статья 7
Ведомствами, ответственными за координацию и организацию
сотрудничества в рамках настоящего Соглашения, будут:
от Союза Советских Социалистических Республик
- Государственный комитет СССР по охране природы;
от Федеративной Республики Германии
- Федеральное министерство по вопросам окружающей среды, охраны
природы и безопасности ядерных реакторов.
Эти ведомства будут иметь между собой непосредственные контакты.
Статья 8
Тематика сотрудничества в области охраны окружающей среды с
указанием приоритетных тем и проектов приведена в Приложении 2 к
настоящему Соглашению. С согласия Сторон тематика может
пересматриваться и дополняться.
Статья 9
В рамках сотрудничества по настоящему Соглашению каждая
Договаривающаяся Сторона будет сама нести расходы по выполнению
обязательств, вытекающих из программы сотрудничества. Взносы для
участия в конгрессах и специализированных научных мероприятиях будет
оплачивать соответствующая приглашающая Сторона. Финансирование
обменов специалистами будет регулироваться Смешанной комиссией.
Специалисты, участвующие в сотрудничестве в рамках настоящего
Соглашения, будут получать бесплатное медицинское обслуживание в связи
с несчастным случаем или любой болезнью (за исключением
зубопротезирования), требующими немедленной медицинской помощи. Со
стороны Союза Советских Социалистических Республик медицинское
обслуживание будет осуществляться в соответствии с действующими
законами и положениями, со стороны Федеративной Республики Германии -
в рамках страхования на случай болезни.
Статья 10
Обязательства Договаривающихся Сторон, вытекающие из заключенных
ими международных договоров и соглашений, настоящим Соглашением не
затрагиваются.
Статья 11
Договаривающиеся Стороны и организации, учреждения и предприятия,
участвующие в сотрудничестве, при взаимной передаче информации будут
соблюдать действующие в каждом соответствующем случае законы, иные
положения и международные обязательства.
При взаимном согласии Стороны могут передавать результаты их
сотрудничества третьим сторонам.
Статья 12
Разногласия в толковании или применении настоящего Соглашения
должны решаться путем консультаций между Договаривающимися Сторонами.
Статья 13
В согласии с Четырехсторонним соглашением от 3 сентября 1971 года
настоящее Соглашение будет распространяться в соответствии с
установленными процедурами на Берлин (Западный).
Статья 14
Настоящее Соглашение и первый согласованный рабочий план вступят
в силу в день подписания Соглашения.
Настоящее Соглашение заключено сроком на 5 лет. Если не позднее
чем за 6 месяцев до истечения этого срока одной из Договаривающихся
Сторон не будет письменно заявлено о его расторжении, то оно остается
в силе на неограниченное время, пока одна из Договаривающихся Сторон
не заявит за 6 месяцев в письменной форме о прекращении его действия.
Срок действия рабочих планов, указанных в статье 6, не
затрагивается истечением настоящего Соглашения. В случае прекращения
действия Соглашения его положения будут продолжать действовать в
объеме, необходимом для осуществления рабочих планов согласно статье 6
или для выполнения начатых уже проектов сотрудничества в рамках
настоящего Соглашения.
Совершено в г. Москве 25 октября 1988 года в двух экземплярах,
каждый на русском и немецком языках, причем оба текста имеют
одинаковую силу.
(Подписи)
25 октября 1888 г.
Приложение 1
к Соглашению между Правительством
Союза Советских Социалистических
Республик и Правительством Федеративной
Республики Германии о сотрудничестве
в области охраны окружающей среды
Договаривающиеся Стороны на основе действующих положений будут
оказывать необходимое содействие в отношении въезда и пребывания
специалистам, участвующим в сотрудничестве в рамках настоящего
Соглашения. Если специалисты находятся в принимающей стране более 6
месяцев, то это распространяется также на их жен и несовершеннолетних
детей. Обе Договаривающиеся Стороны будут способствовать своевременной
подаче заявлений и выдаче виз. В необходимых случаях и в соответствии
с внутригосударственными положениями Договаривающиеся Стороны будут
способствовать получению специалистами, а также сопровождающими их
членами семьи виз, действительных для многократных въездов на период
их участия в совместных работах в рамках настоящего Соглашения.
Договаривающиеся Стороны обязываются оказывать содействие
предоставлению этим лицам соответствующей жилой площади.
Договаривающиеся Стороны согласны в рамках действующих в каждой
стране положений по возможности освобождать ввозимый и вывозимый на
основании настоящего Соглашения научно-технический материал от
взимаемых при ввозе и вывозе таможенных пошлин и иных сборов.
Договаривающиеся Стороны разрешают согласно действующим в каждой
стране положениям специалистам, а также членам их семей на время их
пребывания в принимающей стране ввоз и вывоз продуктов,
предназначенных для их личного пользования, без сборов и залогов,
включая один легковой автомобиль на каждую семью, который после
окончания пребывания должен быть снова вывезен согласно действующим
правовым положениям.
Договаривающиеся Стороны будут всячески способствовать
эффективной организации работы специалистов, находящихся в принимающей
стране, оказывая содействие в рамках действующих положений и в рамках
согласованных рабочих планов в посещении научно-исследовательских
институтов и библиотек и в ознакомлении с архивами и другими научными
фондами.
Приложение 2
к Соглашению между Правительством
Союза Советских Социалистических
Республик и Правительством Федеративной
Республики Германии о сотрудничестве
в области охраны окружающей среды
ТЕМАТИКА
СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
-------------------------------------------------------------------------------------------
| N | Проблема | Наименование темы | Участвующие ведомства |
| п/п | | и проекта |------------------------------------------|
| | | | От Федеративной | От Союза Советских |
| | | | Республики | Социалистических |
| | | | Германии | Республик |
|------|----------------|----------------------|------------------|-----------------------|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|------|----------------|----------------------|------------------|-----------------------|
| I. | Предотвращение | I-1. Предотвращение | Федеральное | Министерство |
| | загрязнения | загрязнения | министерство по | химического и |
| | атмосферы | атмосферы | вопросам | нефтяного |
| | | предприятиями | окружающей | машиностроения СССР, |
| | | промышленности, | среды, охраны | Министерство |
| | | энергетики и | природы и | энергетики и |
| | | коммунального | безопасности | электрификации СССР, |
| | | хозяйства | ядерных | Министерство лесной |
| | | | реакторов, | промышленности СССР, |
| | | | Федеральное | Министерство |
| | | | министерство | нефтеперерабатывающей |
| | | | экономики | и нефтехимической |
| | | | | промышленности СССР, |
| | | | | Министерство |
| | | | | жилищного и |
| | | | | коммунального |
| | | | | хозяйства РСФСР, |
| | | | | Министерство |
| | | | | автомобильной |
| | | | | промышленности СССР |
|------|----------------|----------------------|------------------|-----------------------|
| | | I-1.1. Техника и | | |
| | | технология | | |
| | | подготовки сырья и | | |
| | | топлива (в | | |
| | | частности, | | |
| | | обессеривание | | |
| | | твердого топлива) | | |
|------|----------------|----------------------|------------------|-----------------------|
| | | I-1.2. Технология | | |
| | | очистки отходящих | | |
| | | газов от SO и NO , | | |
| | | 2 x | | |
| | | в частности, при | | |
| | | низких концентрациях | | |
| | | SO , а также от | | |
| | | 2 | | |
| | | других вредных | | |
| | | веществ | | |
|------|----------------|----------------------|------------------|-----------------------|
| | | I-1.3. | | |
| | | Совершенствование | | |
| | | технологических | | |
| | | процессов в целях | | |
| | | предотвращения | | |
| | | образования вредных | | |
| | | веществ в газовых | | |
| | | выбросах | | |
|------|----------------|----------------------|------------------|-----------------------|
| | | I-2. Уменьшение | Федеральное | Министерство |
| | | выбросов | министерство по | автомобильной |
| | | загрязняющих веществ | вопросам | промышленности СССР, |
| | | от транспортных | окружающей | Министерство |
| | | источников | среды, охраны | тракторного и |
| | | | природы и | сельскохозяйственного |
| | | | безопасности | машиностроения СССР |
| | | | ядерных | |
| | | | реакторов, | |
| | | | Федеральное | |
| | | | министерство | |
| | | | транспорта, | |
| | | | Федеральное | |
| | | | министерство | |
| | | | экономики | |
|------|----------------|----------------------|------------------|-----------------------|
| | | I-2.1. Меры по | | |
| | | усовершенствованию | | |
| | | двигателей с целью | | |
| | | уменьшения вредного | | |
| | | воздействия | | |
| | | выбросов, включая | | |
| | | применение | | |
| | | катализаторов | | |
|------|----------------|----------------------|------------------|-----------------------|
| | | I-2.2. Применение | | |
| | | обессвинцованного | | |
| | | автомобильного | | |
| | | топлива | | |
|------|----------------|----------------------|------------------|-----------------------|
| | | I-3. Планирование и | Федеральное | Государственный |
| | | управление качеством | министерство по | комитет СССР по |
| | | воздуха, включая | вопросам | охране природы |
| | | разработку норм | окружающей | |
| | | предельно допустимых | среды, охраны | |
| | | выбросов в атмосферу | природы и | |
| | | | безопасности | |
| | | | ядерных | |
| | | | реакторов | |
|------|----------------|----------------------|------------------|-----------------------|
| II. | Предотвращение | II-1. Борьба с | Федеральное | Государственный |
| | загрязнения | загрязнением вод | министерство по | строительный комитет |
| | пресных и | промышленными и | вопросам | СССС, Министерство |
| | морских вод | коммунальными | окружающей | лесной промышленности |
| | | сточными водами | среды, охраны | СССР, Министерство |
| | | (методы и | природы и | нефтеперерабатывающей |
| | | оборудование для | безопасности | и нефтехимической |
| | | очистки сточных вод, | ядерных | промышленности СССР, |
| | | замкнутые циклы, | реакторов | Министерство цветной |
| | | малоотходный и | | металлургии СССР, |
| | | безотходный | | Министерство черной |
| | | технологические | | металлургии СССР, |
| | | процессы) | | Министерство |
| | | | | жилищного и |
| | | | | коммунального |
| | | | | хозяйства РСФСР |
|------|----------------|----------------------|------------------|-----------------------|
| | | II-2. Планирование и | Федеральное | Государственный |
| | | управление качеством | министерство по | комитет СССР по |
| | | воды речных | вопросам | охране природы |
| | | бассейнов, озер и | окружающей | |
| | | эстуариев | среды, охраны | |
| | | | природы и | |
| | | | безопасности | |
| | | | ядерных | |
| | | | реакторов | |
|------|----------------|----------------------|------------------|-----------------------|
| III. | Охрана | III-1. Охрана диких | Федеральное | Государственный |
| | природы. | видов фауны и флоры | министерство по | комитет СССР по |
| | Охрана | и их биотопов, а | вопросам | охране природы, |
| | земельных | также организация | окружающей | Академия наук СССР |
| | ресурсов | охраняемых | среды, охраны | |
| | | территорий | природы и | |
| | | | безопасности | |
| | | | ядерных | |
| | | | реакторов | |
|------|----------------|----------------------|------------------|-----------------------|
| | | III-2. Рекультивация | Федеральное | Государственный |
| | | и восстановление | министерство по | агропромышленный |
| | | растительного | вопросам | комитет СССР |
| | | покрова на землях, | окружающей | |
| | | нарушенных | среды, охраны | |
| | | хозяйственной | природы и | |
| | | деятельностью | безопасности | |
| | | | ядерных | |
| | | | реакторов | |
|------|----------------|----------------------|------------------|-----------------------|
| | | III-3. Уменьшение | Федеральное | Государственный |
| | | загрязнения почв, | министерство по | комитет СССР по |
| | | вызываемого | вопросам | охране природы, |
| | | сельскохозяйственной | окружающей | Академия наук СССР, |
| | | деятельностью | среды, охраны | Государственный |
| | | (удобрения, средства | природы и | агропромышленный |
| | | защиты растений, | безопасности | комитет СССР |
| | | использование | ядерных | |
| | | осадков сточных вод, | реакторов, | |
| | | ила), а также через | Федеральное | |
| | | атмосферу | министерство | |
| | | | продовольствия, | |
| | | | сельского и | |
| | | | лесного | |
| | | | хозяйства | |
|------|----------------|----------------------|------------------|-----------------------|
| IV. | Твердые | IV-1. Переработка и | Федеральное | Министерство |
| | бытовые и | утилизация твердых | министерство по | жилищного и |
| | промышленные | бытовых отходов | вопросам | коммунального |
| | отходы | | окружающей | хозяйства РСФСР, |
| | | | среды, охраны | Государственный |
| | | | природы и | комитет СССР по |
| | | | безопасности | охране природы |
| | | | ядерных | |
| | | | реакторов | |
|------|----------------|----------------------|------------------|-----------------------|
| | | IV-2. Переработка и | Федеральное | Министерство |
| | | использование | министерство по | жилищного и |
| | | промышленных | вопросам | коммунального |
| | | отходов, особенно | окружающей | хозяйства РСФСР, |
| | | токсичных, их | среды, охраны | Государственный |
| | | транспортировка и | природы и | комитет СССР по |
| | | захоронение | безопасности | охране природы |
| | | | ядерных | |
| | | | реакторов | |
|------|----------------|----------------------|------------------|-----------------------|
| V. | Предотвращение | V-1. Меры по | Федеральное | Государственный |
| | аварийных | профилактике | министерство по | комитет СССР по |
| | ситуаций с | возникновения | вопросам | охране природы |
| | тяжелыми | аварийных ситуаций | окружающей | |
| | последствиями | | среды, охраны | |
| | для окружающей | | природы и | |
| | среды | | безопасности | |
| | | | ядерных | |
| | | | реакторов | |
|------|----------------|----------------------|------------------|-----------------------|
| | | V-2. Меры по | Федеральное | Государственный |
| | | ограничению и | министерство по | комитет СССР по |
| | | ликвидации | вопросам | охране природы |
| | | последствий аварий | окружающей | |
| | | для окружающей среды | среды, охраны | |
| | | | природы и | |
| | | | безопасности | |
| | | | ядерных | |
| | | | реакторов | |
|------|----------------|----------------------|------------------|-----------------------|
| VI. | Мониторинг | VI-1. Научные основы | Федеральное | Государственный |
| | состояния | комплексного | министерство по | комитет СССР по |
| | окружающей | глобального | вопросам | гидрометеорологии, |
| | среды и | мониторинга, включая | окружающей | Академия наук СССР, |
| | изучение | мониторинг в | среды, охраны | Государственный |
| | экологических | биосферных | природы и | агропромышленный |
| | последствий ее | заповедниках | безопасности | комитет СССР |
| | загрязнения | | ядерных | |
| | | | реакторов, | |
| | | | Федеральное | |
| | | | министерство | |
| | | | транспорта | |
|------|----------------|----------------------|------------------|-----------------------|
| | | VI-2. Системы | Федеральное | Государственный |
| | | наблюдений и | министерство по | комитет СССР по |
| | | контроля загрязнения | вопросам | гидрометеорологии, |
| | | природных сред и | окружающей | Государственный |
| | | источников выбросов | среды, охраны | комитет СССР по |
| | | в атмосферу (методы, | природы и | охране природы |
| | | приборы, | безопасности | |
| | | автоматизированные | ядерных | |
| | | системы) | реакторов, | |
| | | | Федеральное | |
| | | | министерство | |
| | | | транспорта | |
|------|----------------|----------------------|------------------|-----------------------|
| | | VI-3. Моделирование | Федеральное | Государственный |
| | | процессов | министерство по | комитет СССР по |
| | | загрязнения | вопросам | гидрометеорологии, |
| | | атмосферы. Прогноз | окружающей | Государственный |
| | | загрязнения. | среды, охраны | комитет СССР по |
| | | Трансграничный | природы и | охране природы |
| | | перенос загрязняющих | безопасности | |
| | | веществ в атмосфере | ядерных | |
| | | | реакторов, | |
| | | | Федеральное | |
| | | | министерство | |
| | | | транспорта | |
|------|----------------|----------------------|------------------|-----------------------|
| | | VI-4. Влияние | Федеральное | Государственный |
| | | загрязнения | министерство по | комитет СССР по |
| | | атмосферы на | вопросам | гидрометеорологии, |
| | | экосистемы (леса, | окружающей | Академия наук СССР |
| | | растительность, | среды, охраны | |
| | | водоемы) | природы и | |
| | | | безопасности | |
| | | | ядерных | |
| | | | реакторов, | |
| | | | Федеральное | |
| | | | министерство | |
| | | | продовольствия, | |
| | | | сельского и | |
| | | | лесного | |
| | | | хозяйства, | |
| | | | Федеральное | |
| | | | министерство | |
| | | | транспорта | |
|------|----------------|----------------------|------------------|-----------------------|
| | | VI-5. Влияние | Федеральное | Академия наук СССР, |
| | | загрязняющих веществ | министерство по | Государственный |
| | | на пресноводные | вопросам | комитет СССР по |
| | | экосистемы | окружающей | гидрометеорологии |
| | | | среды, охраны | |
| | | | природы и | |
| | | | безопасности | |
| | | | ядерных | |
| | | | реакторов, | |
| | | | Федеральное | |
| | | | министерство по | |
| | | | делам молодежи, | |
| | | | семьи, женщин и | |
| | | | здравоохранения, | |
| | | | Федеральное | |
| | | | министерство | |
| | | | продовольствия, | |
| | | | сельского и | |
| | | | лесного | |
| | | | хозяйства | |
|------|----------------|----------------------|------------------|-----------------------|
| | | VI-6. Мониторинг | Федеральное | Государственный |
| | | морских экосистем, в | министерство по | комитет СССР по |
| | | частности, | вопросам | гидрометеорологии, |
| | | Балтийского и | окружающей | Академия наук СССР |
| | | Северного морей | среды, охраны | |
| | | | природы и | |
| | | | безопасности | |
| | | | ядерных | |
| | | | реакторов, | |
| | | | Федеральное | |
| | | | министерство | |
| | | | транспорта | |
|------|----------------|----------------------|------------------|-----------------------|
| | | VI-7. Исследование | Федеральное | Государственный |
| | | миграции и | министерство по | комитет СССР по |
| | | трансформации | вопросам | гидрометеорологии, |
| | | загрязняющих веществ | окружающей | Академия наук СССР |
| | | в различных средах | среды, охраны | |
| | | | природы и | |
| | | | безопасности | |
| | | | ядерных | |
| | | | реакторов | |
------------------------------------------------------------------------------------------- |