МЕЖДУНАРОДНАЯ ХАРТИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА
ДЕКЛАРАЦИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
21 ноября 1978 г.
(Д)
ПРЕАМБУЛА
Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по
вопросам образования, науки и культуры, собравшаяся в Париже на свою
двадцатую сессию 21 ноября 1978 г.,
напоминая, что в Уставе Организации Объединенных Наций
провозглашается вера народов в основные права человека, в достоинство
и ценность человеческой личности и утверждается их решимость
содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни,
напоминая, что в соответствии с положениями Всеобщей декларации
прав человека каждый человек может обладать всеми провозглашенными в
ней правами и всеми свободами, без какого бы то ни было различия,
как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии,
политических или иных убеждений, национального и социального
происхождения, имущественного, сословного или иного положения,
убежденная в том, что эффективное осуществление прав человека
зависит в значительной степени от возможности каждого мужчины и каждой
женщины свободно развивать и сохранять свои физические,
интеллектуальные и нравственные способности и что в соответствии с
этим доступ всех людей к физическому воспитанию и спорту должен быть
обеспечен и гарантирован,
убежденная в том, что сохранение и развитие физических,
интеллектуальных и нравственных способностей человека улучшают
качество жизни в национальном и международном плане,
считая, что физическое воспитание и спорт должны усилить свое
воспитательное воздействие во имя утверждения основных человеческих
ценностей, которые служат основой для полного развития народов,
подчеркивая в связи с этим, что физическое воспитание и спорт
должны стремиться содействовать сближению как между народами, так и
между отдельными людьми, а также бескорыстному состязанию,
солидарности и братству, уважению и взаимному пониманию, признанию
целостности и достоинства людей,
считая, что промышленные страны и развивающиеся страны несут
общую ответственность и обязательства по сокращению разрыва,
существующего между теми и другими, в том, что касается свободного
доступа всех к физическому воспитанию и спорту,
считая, что включение физического воспитания и спорта в
естественную среду их обогащает и внушает уважение к ресурсам планеты
и пробуждает ответственность за их сохранение и использование с
наибольшей выгодой для всего человечества,
учитывая разнообразие существующих в мире форм подготовки и
образования, но отмечая, что, несмотря на различие национальных
спортивных структур, представляется очевидным, что физическое
воспитание и спорт не ограничиваются только физическим воспитанием и
укреплением здоровья, а способствуют также полному и гармоничному
развитию человека,
учитывая также размах усилий, которые необходимо предпринять,
прежде чем право на физическое воспитание и спорт станет реальностью
для каждого человека,
подчеркивая значение сотрудничества между международными
правительственными и неправительственными организациями,
ответственными за физическое воспитание и спорт, для мира и дружбы
между народами,
провозглашает настоящую международную Хартию с целью поставить
развитие физического воспитания и спорта на службу прогрессу
человечества, содействовать их развитию и побуждать правительства,
компетентные неправительственные организации, работников просвещения,
семьи и отдельных лиц руководствоваться ею и распространять ее и
применять.
Статья 1
Занятие физическим воспитанием
и спортом - основное право каждого человека
1.1. Каждый человек обладает основным правом на доступ к
физическому воспитанию и спорту, необходимым для развития его
личности. Право развивать физические, интеллектуальные и нравственные
способности посредством физического воспитания и спорта должно быть
гарантировано как в рамках системы образования, так и в других
аспектах общественной жизни.
1.2. Каждый человек, в соответствии со спортивными традициями
своей страны, должен иметь все возможности для участия в физическом
воспитании и спорте для улучшения своего физического состояния и
достижения уровня спортивных успехов сообразно своим способностям.
1.3. Особые условия необходимо предоставлять молодежи, включая
детей дошкольного возраста, пожилым людям и лицам с физическими или
умственными недостатками в целях всестороннего развития их личности с
помощью программ физического воспитания и спорта, приспособленных к их
нуждам.
Статья 2
Физическое воспитание и спорт являются важным элементом
непрерывного образования в общей системе образования
2.1. Физическое воспитание и спорт, будучи важными аспектами
образования и культуры, должны развивать у каждого человека
склонности, волю и выдержку и содействовать его полному включению в
общество. Непрерывность занятий физической культурой и спортом должна
обеспечиваться в течение всей жизни в рамках всеобщего, непрерывного и
демократизированного образования.
2.2. На уровне отдельных лиц физическое воспитание и спорт
содействуют сохранению и улучшению здоровья, разумному проведению
досуга и дают человеку возможность лучше переносить неудобства
современной жизни. На уровне общества они обогащают общественные
отношения и развивают спортивный дух (честная игра), который за
пределами самого спорта является необходимым для жизни в обществе.
2.3. Каждая общая система образования должна отводить важное
место и придавать большое значение физическому воспитанию и спорту,
что необходимо для установления равновесия и укрепления связей между
физической культурой и другими элементами образования.
Статья 3
Программы физического воспитания и спорта должны отвечать
потребностям отдельных лиц и общества
3.1. Программы физического воспитания и спорта должны
разрабатываться в соответствии с потребностями и индивидуальными
особенностями участников, а также организационными, культурными,
социально-экономическими и климатическими условиями каждой страны.
Приоритет должен предоставляться тем группам общества, которые
находятся в неблагоприятном положении.
3.2. В процессе общего образования программы физического
воспитания и спорта должны как по своему содержанию, так и по
расписанию, способствовать созданию привычек и поведения,
благоприятствующих полному расцвету человеческой личности.
3.3. Спортивные состязания, содержащие зрелищные элементы, должны
оставаться, в соответствии с олимпийским идеалом, на службе
воспитательного спорта, высшим проявлением и примером которого они
являются. Он должен быть свободен от коммерческого влияния,
основанного на стремлении к наживе.
Статья 4
Обучение, обеспечение кадрами и управление в области
физического воспитания и спорта должны поручаться
квалифицированному персоналу
4.1. Весь персонал, несущий профессиональную ответственность за
физическое воспитание и спорт, должен иметь соответствующую
квалификацию и подготовку. Он должен быть подобран тщательно, в
достаточном количестве, получать предварительную подготовку, а также
повышать свою квалификацию в целях обеспечения соответствующих уровней
специализации.
4.2. "Добровольный персонал", надлежащим образом обученный и
подобранный, может вносить неоценимый вклад в общее развитие спорта и
содействовать участию населения в занятиях физкультурой и спортом и в
организации физкультурных и спортивных мероприятий.
4.3. Соответствующие структуры должны быть созданы для подготовки
персонала по физическому воспитанию и спорту. Подготовленный таким
образом персонал должен иметь статус в соответствии с осуществляемыми
им функциями.
Статья 5
Для физического воспитания и спорта необходимы
соответствующие оборудование и инвентарь
5.1. Достаточное количество оборудования и соответствующего
инвентаря должно быть предусмотрено и установлено с тем, чтобы в
условиях полной безопасности обеспечить интенсивное участие в школьных
и внешкольных программах по физическому воспитанию и спорту.
5.2. Правительствам, государственным органам, школам и
компетентным негосударственным организациям на всех уровнях следует
объединить свои усилия и скоординировать свою работу по планированию
создания и оптимального использования спортивных сооружений,
оборудования и инвентаря для физического воспитания и спорта.
5.3. В планы городского строительства и сельского благоустройства
должны быть включены долгосрочные потребности в сооружениях,
оборудовании и инвентаре для физического воспитания и спорта с учетом
возможностей, предоставляемых естественной окружающей средой.
Статья 6
Исследования и оценка являются необходимыми элементами
развития физического воспитания и спорта
6.1. Исследования и оценка в области физического воспитания и
спорта должны благоприятствовать прогрессу в спорте во всех его видах,
способствовать улучшению здоровья и безопасности участников, а также
совершенствованию методов тренировки и средств организации управления.
В систему образования будут введены, таким образом, новшества,
способствующие совершенствованию педагогических методов и повышению
уровня спортивных достижений.
6.2. Научные исследования, социальные последствия которых в этой
области не должны игнорироваться, должны быть ориентированы таким
образом, чтобы не допустить злоупотребления ими при применении к
физическому воспитанию и спорту.
Статья 7
Информация и документация содействуют развитию
физического воспитания и спорта (см. новый текст, с. 639)
7.1. Сбор, предоставление и распространение информации и
документации о физическом воспитании и спорте являются делом
первостепенной важности, как, в частности, и распространение
информации о результатах исследований и оценок программ, экспериментов
и мероприятий.
Статья 8
Средства массовой информации должны оказывать
положительное влияние на физическое воспитание и спорт
8.1. Независимо от права на свободу информации, каждый работник
средств массовой информации должен полностью сознавать свою
ответственность в плане социального значения, гуманистической цели и
моральных ценностей, носителями которых являются физическое воспитание
и спорт.
8.2. Отношения между работниками средств информации и
специалистами по физическому воспитанию и спорту должны быть тесными и
основанными на доверии в целях оказания позитивного влияния на
физическое воспитание и спорт и обеспечения со всей объективностью
обоснованной информации. Подготовка работников средств массовой
информации может включать в себя аспекты, касающиеся физического
воспитания и спорта.
Статья 9
Национальные организации играют первостепенную роль в
физическом воспитании и спорте
9.1. Государственные органы на всех уровнях и специализированные
неправительственные организации должны содействовать осуществлению
мероприятий по физической культуре и спорту, воспитательное значение
которых является вполне очевидным. Их участие должно заключаться в
проведении в жизнь законов и постановлений, обеспечении материальной
поддержки и принятии всех других мер поощрения, стимулирования и
контроля. Кроме того, государственные органы должны провести налоговые
положения в целях поощрения этой деятельности.
9.2. Все учреждения, несущие ответственность за физическое
воспитание и спорт, должны содействовать осуществлению
взаимосвязанной, общей и децентрализованной деятельности в рамках
непрерывного образования с целью обеспечения преемственности и
координации между обязательными мероприятиями в области физической
культуры и мероприятиями, осуществляемыми спонтанно на основе
свободного выбора.
Статья 10
Международное сотрудничество является одним из условий
всеобщего и сбалансированного развития физического
воспитания и спорта
10.1. Государства, а также международные и региональные
правительственные и неправительственные организации, в которых
представлены заинтересованные страны и которые несут ответственность
за физическое воспитание и спорт, должны придавать большое значение
этой деятельности в рамках международного сотрудничества на
многосторонней и двусторонней основе.
10.2. Международное сотрудничество должно вдохновляться
совершенно бескорыстными побуждениями в целях содействия и
стимулирования эндогенного развития в этой области.
10.3. Сотрудничая друг с другом и защищая общие интересы в
области физического воспитания и спорта, являющихся по преимуществу
всеобщим средством общения, народы будут содействовать сохранению и
поддержанию прочного мира, укреплению взаимного уважения и дружбы и
создадут также благоприятный климат для решения международных проблем.
Тесное сотрудничество с учетом специфической компетенции всех
заинтересованных правительственных и неправительственных, национальных
и международных организаций должно содействовать развитию физического
воспитания и спорта во всем мире. |