ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О БУХГАЛТЕРСКИХ ОТЧЕТАХ И БАЛАНСАХ (1)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
29 июня 1979 г.
N 633
( СП СССР, 1979 г., N 19, ст.121 )
Совет Министров СССР постановляет :
1. Утвердить прилагаемое Положение о бухгалтерских отчетах и ба-
лансах и ввести его в действие с 1 января 1980 г.
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Совета Министров СССР
от 29 июня 1979 г. N 633
ПОЛОЖЕНИЕ
О БУХГАЛТЕРСКИХ ОТЧЕТАХ И БАЛАНСАХ (2)
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. настоящее Положение устанавливает порядок составления бухгал-
терских отчетов и балансов всеми объединениями, предприятиями и орга-
низациями ( кроме организаций и учреждений, состоящих на бюджете ),
главными управлениями и другими органами хозяйственного управления, а
также министерствами и ведомствами.
Особенности применения Положения в колхозах определяются Союзным
советом колхозов по согласованию с ЦСУ СССР.
Порядок составления бухгалтерских отчетов и балансов организация-
ми и учреждениями, состоящими на бюджете, устанавливается Министерс-
твом финансов СССР.
2. Производственные объединения, а также предприятия и органиаз-
ции, действующие на основе хозяйственного расчета, состоящие на самос-
тоятельном балансе и являющиеся юридическими лицами, обязаны вести
бухгалтерский учет по двойной системе и составлять квартальные и годо-
вые бухгалтерские отчеты и балансы. (3)
Указания, предусмотренные настоящим Положением в отношении произ-
водственных объединений, распространяются на научно-производственные,
монтажно-строительные, производственно-аграрные и другие объединения,
для которых в области бухгалтерского учета и отчетности установлены
такие же права и обязанности, как и для производственных объединений.
3. Министерства, ведомства, а также всесоюзные и республиканские
промышленные объединения, главные управления и другие органы хозяйс-
твенного управления и другие органы хозяйственного управления состав-
ляют сводные квартальные и годовые бухгалтерские отчеты и балансы. (3)
Указания, предусмотренные настоящим Положением в отношении всесо-
юзных и республиканских промышленных объединений, распространяются на
аграрно-промышленные и другие объединения, для которых в области бух-
галтерского учета и отчетности установлены такие же права и обязаннос-
ти, как и для промышленных объединений.
(1) Пункт 2 не приводится, как не содержащий норм, подлежащих
включению в Свод законов СССР.
(2) Последний абзац пункта 44 и последний абзац пункта 46 призна-
ны утратившими силу прэостановлением совета Министров СССР от 11 мая
1985 г. N 397 ( СП СССР, 1985 г., N 16, ст.76 ).
(3) Абзац первый пункта 2 и абзац первый пункта 3 - с изменения-
ми, внесенными постановлением Совета Министров СССР от 11 мая 1985 г.
N 397 ( СП СССР, 1985 г., N 16, ст.76 ).
4. Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и от-
четностью объединений, предприятий и организаций ( кроме колхозов и
межхозяйственных предприятий и организаций в сельском хозяйстве ) осу-
ществляется Министерством финансов СССР.
Типовые формы бухгалтерской отчетности утверждаются Министерством
финансов СССР и ЦСУ СССР по представлению министерств и ведомств.
Специализированные формы бухгалтерской отчетности утверждаются
Министерством финансов СССР и ЦСУ СССР по представлению министерств
СССР. Инструкции о порядке заполнения этих форм утверждаются минис-
терствами и ведомствами СССР.
5. За представление заведомо неправильных отчетных данных и иска-
жение оценки статей бухгалтерских балансов руководители, главные бух-
галтеры, начальники плановых отделов и другие должностные лица ( в со-
ответствии с подписями на формах отчетности ) производственных объеди-
нений, предприятий и организаций, а также главных управлений и других
органов хозяйственного управления несут ответственность в соответствии
с действующим законодательством.
6. Предприятия и организации, на которые распространяется дейс-
твие Положения о социалистическом государственном производственном
предприятии, могут выделять на отдельный баланс свои производства и
хозяйства ( подсобное сельское хозяйство, лесозаготовки, жилищно-ком-
муналшьное хозяйство, транспортное хозяйство и другие ). Отдельный ба-
ланс могут иметь производственные единицы, входящие в состав произ-
водственных объединений.
Выделение на отдельный баланс производств и хозяйств предприятий
и организаций, на которые не распространяется действие Положения о со-
циалистическом государственном производственном предприятии, допуска-
ется с разрешения вышестоящих органов.
Активы и пассивы балансов включаются в общий баланс по основной
деятельности соответствующих производственных объединений, предприятий
и организаций.
II. ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКИХ ОТЧЕТОВ И БАЛАНСОВ
7. При составлении бухгалтерских отчетов и балансов должны быть
обеспечены :
полнота отражения за отчетный период всех хозяйственных операций
и результатов инвентаризации денежных средств, основных средств ( фон-
дов ), материальных ценностей и расчетов ;
тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по сче-
там синтетического учета на первое число каждого месяца, а также пока-
зателей бухгалтерских отчетов и балансов данным синтетического и ана-
литического учета. Основанием для записей в бухгалтерском учете служат
надлежаще оформленные оправдательные документы или приравненные к ним
технические носители информации.
Несоблюдение этих основных условий рассматривается как неправиль-
ное составление бухгалтерских отчетов и балансов.
Капитальные вложения, основные средства ( фонды )
и амортизация
8. Министерствам и ведомствам разрешается устанавливать для под-
чиненных им производственных объединений, предприятий и организаций
порядок отражения капитальных вложений ( независимо от их объема и
способа выполнения работ ) в балансе по основной деятельности либо от-
дельно- в балансе по капитальным вложениям.
9. Капитальные вложения и источники их финансирования, отражаемые
в балансе по основной деятельности, выделяются в активе и пассиве в
особые разделы.
10. Капитальные вложения отражаются в балансе по фактическим зат-
ратам для застройщика ( заказчика ).
11. Законченные строительством здания и сооружения, установленное
оборудование, законченные работы по достройке и дооборудованию объек-
тов, увеличивающее их первоначальную стоимость, по утверждении в уста-
новленном порядке актов приемки зачисляются в основные средства с со-
ответствующим увеличением уставного фонда в полной сумме всех факти-
чески произведенных затрат, включая затраты на доставку, монтаж и ус-
тановку оборудования.
Оборудование, не требующее монтажа ( транспортные средства, сво-
бодно стоящие станки, сельскохозяйственные машины и орудия, строитель-
ные механизмы и т.п. ), а также оборудование, требующее монтажа, но
предназначенное для постоянного запаса, взрослый рабочий и продуктив-
ный скот ( включая и мелкий ), независимо от стоимости, инструмент и
инвентарь ( кроме тех из них, которые в соответствии с настоящим Поло-
жением относятся к средствам в обороте ) по получении их производс-
твенными объединениями, предприятиями и организациями зачисляются в
основные средства в сумме затрат на приобретение, включая расходы на
доставку.
Объекты капитального строительства, находящиеся во временной экс-
плуатации, до ввода их в постоянную эксплуатацию не включаются в сос-
тав основных средств. В бухгалтерском учете и балансе затраты по этим
объектам отражаются как незавершенное капитальное строительство.
Капитальные вложения в насаждения, а также на коренное улучшение
земель ( мелиоративные, осушительные, ирригационные и другие работы )
включаются в состав основных средств ежегодно в сумме затрат, относя-
щихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания все-
го комплекса работ.
Земельные участки, месторождения ископаемых, лесные и водные
угодья в балансе не отражаются.
12. Капитальные затраты в арендованные здания, сооружения, обору-
дование и другие объекты, относящиеся к основным средствам, могут
иметь место лишь по работам, предусмотренным в договорах на их аренду.
Законченные капитальные затраты на арендованные объекты зачисляются
арендатором в основные средства в сумме фактических расходов. По исте-
чении срока аренды эти затраты передаются арендодателю и зачисляются
им в основные средства в порядке увеличения первоначальной стоимости
соответствующих объектов.
Капитальный ремонт арендованных объектов осуществляется за счет
средств арендодателя, если иное не установлено законодательством или
договором.
13. Основные средства как действующие, так и находящиеся на кон-
сервации или в запасе отражаются в балансе по первоначальной стоимости
их. Изменение первоначальной стоимости допускается лишь в случаях дос-
тройки и дооборудования соответствующих объектов или переоценки основ-
ных средств, проводимой в соответствии с решениями Совета Министров
СССР.
Балансовая ( первоначальная или восстановительная ) стоимость ос-
новных средств погашается путем включения амортизационных отчислений
по установленным нормам в издержки производства или обращения.
14. Износ основных средств отражается в балансе по особой статье.
15. Не относятся к основным средствам и учитываются в качестве
средств в обороте :
а) предметы, служащие менее одного года, независимо от стоимости ;
б) предметы стоимостью ниже лимита, устанавливаемого соответству-
ющими министерствами и ведомствами в пределах 100 рублей за единицу по
цене приобретения, независимо от срока службы, за исключением сельско-
хозяйственных машин и орудий, взрослого рабочего и продуктивного скота
( включая и мелкий ), которые относятся к основным средствам, незави-
симо от стоимости ;
в) специальные инструменты и специальные приспособления, незави-
симо от стоимости ;
г) молодняк животных и животные на откорме, птица, кролики, зве-
ри, семьи пчел, а также подопытные животные ;
д) специальная одежда, специальная обувь и постельные принадлеж-
ности, независимо от стоимости и срока службы, за исключением постель-
ных принадлежностей гостиниц, которые относятся к основным средствам,
независимо от стоимости ;
е) многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве
посадочного материала ;
ж) орудия лова ( тралы, неводы, сети, снасти, мережи и другие
орудия лова ), независимо от стоимости и срока службы ;
з) приборы, средства автоматизации и лабораторное оборудование
стоимостью до 300 рублей за единицу, приобретенные научно-исследова-
тельскими и организациями ( включая и организации, являющиеся произ-
водственными и структурными единицами объединений ), а также объедине-
ниями и промышленными предприятиями для центральных заводских лабора-
торий.
16. Стоимость находящихся в эксплуатации предметов, предусмотрен-
ных в подпунктах "а","б" и "д" пункта 15, погашается путем начисления
износа, исходя из сроков их службы.
Стоимость указанных предметов разрешается также погашать путем
начисления износа в размере 50 процентов стоимости при передаче их со
складов в эксплуатацию и в размере остальных 50 процентов ( за вычетом
стоимости этих предметов по цене возможного использования ) при выбы-
тии за непригодностью.
Предметы стоимостью до двух рублей за единицу списываются в рас-
ход по мере их отпуска в производство или эксплуатацию. В целях обес-
печения сохранности переданных в эксплуатацию предметов в производс-
твенных объединениях, на предприятиях и в организациях должен быть ор-
ганизован надлежащий контроль за их движением.
Стоимость специальных инструментов и специальных приспособлений
погашается в соответствии с установленной нормой или сметной ставкой,
рассчитанной исходя из сметы расходов на их изготовление ( приобрете-
ние ) и запланированного выпуска продукции сроком до двух лет. Стои-
мость специальных инструментов и специальных приспособлений, предназ-
наченных для индивидуальных заказов, полностью погашается в момент пе-
редачи в производство соответствующего заказа.
Предметы быстроизнашивающиеся ( служащие менее 1 года, независимо
от стоимости ) и малоценные ( стоимостью ниже лимита, устанавливаемого
соответствующими министерствами и ведомствами в пределах 100 рублей за
единицу, независимо от срока службы ), а также специальные инструменты
и специальные приспособления, специальная одежда, специальная обувь и
постельные принадлежности учитываются в балансе по их первоначальной
стоимости . Сумма износа этих предметов отражается в балансе по особой
статье.
Сырье , материалы, готовая продукция и товары
17. Сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покуп-
ные полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части, тара и дру-
гие материальные ценности отражаются в балансе по их фактической се-
бестоимости, включающей все расходы на приобретений, заготовку и дос-
тавку материальных ценностей на склады.
Сырье и материалы, переданные в переработку, отражаются в балансе
у заказчиков в составе производственных запасов также по фактической
себестоимости.
Давальческое сырье отражается за балансом по ценам, предусмотрен-
ным в договоре.
Стоимость товарно-материальных ценностей, принятых на ответствен-
ное хранение вследствие отказа от акцепта платежных требований и дру-
гих причин, отражается за балансом в сумме предъявленных поставщиком к
оплате платежных документов.
18. Готовая продукция отражается в балансе по фактической произ-
водственной себестоимости, включающей затраты, связанные с использова-
нием в процессе производства основных средств, сырья и материалов,
топлива, энергии, труда и другие затраты на производство продукции.
Семена и корма собственного производства и молодняк животных,
преходящие на другой год, в совхозах и на других государственных сель-
скохозяйственных предприятиях оцениваются в порядке, установленном Со-
ветом Министров СССР.
19. Товары на предприятиях розничной торговли отражаются в балан-
се по розничным ценам, а на оптовых складах и базах торгующих и снаб-
женческо-сбытовых организаций - по розничным ценам или покупной стои-
мости. Разница между стоимостью товаров по покупным и розничным ценам
выделяется в балансе по особой статье.
20. Отгруженные товары, сданные работы и оказанные услуги отража-
ются в балансе по полной фактической себестоимости, включая расходы по
сбыту, подлежащие возмещению покупателями сверх оптовой цены. В слу-
чае, если эти товары, работы и услуги до их оплаты разрешено в уста-
новленном порядке отражать как реализованные, они учитываются по от-
пускной или сметной стоимости.
21. Незавершенное производство отражается в балансе по фактичес-
кой себестоимости.
В отраслях промышленности с крупносерийным и массовым характером
производства допускается оценка незавершенного производства по дейс-
твующей нормативной себестоимости.
Незавершенное производство строительно-монтажных работ на объек-
тах, по которым осуществляются промежуточные расчеты за выполненные
работы, отражается в балансе по сметной стоимости за вычетом плановых
накоплений.
22 Незаконченные работы по капитальному ремонту отражаются в ба-
лансе по особой статье в сумме фактических затрат.
Расходы и доходы будущих периодов и резервы
предстоящих расходов и платежей
23. Расходы, произведенные в отчетном периоде, но подлежащие по-
гашению в следующих отчетных периодах, отражаются в балансе по статье
" расходы будущих периодов ". Эти расходы подлежат отнесению на из-
держки производства или обращения в течении срока не свыше двух лет, а
в случаях, устанавливаемых министерствами и ведомствами по согласова-
нию с Госпланом СССР и Министерством финансов СССР, - не свыше четырех
лет, если решениями Совета Министров СССР не установлен иной порядок
погашения указанных расходов.
Затраты на горно-подготовительные работы погашаются в течении
срока использования горных выработок.
24. Суммы заработной платы за время отпуска рабочим ( в проект-
но-изыскательских организациях - производственному персоналу, в райо-
нах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - всем категориям
работников ) и ежегодного вознаграждения рабочим и служащим за выслугу
лет, а также отчисления на социальное страхование с этих сумм подлежат
ежемесячному резервированию и включению в издержки производства или
обращения.
Остатки указанных сумм отражаются в балансе как резервы предстоя-
щих расходов и платежей.
25. Затраты по произведенному за отчетный год текущему ремонту
включаются в издержки производства или обращения отчетного года.
В производственных объединениях, на предприятиях и в органиазаци-
ях,где текущий ремонт основных средств производится неравномерно, до-
пускается включать в течение года в издержки производства или обраще-
ния затраты на текущий ремонт в размере, приходящемся на отчетный пе-
риод, исходя из размера ассигнований на эту цель по плану. Разница
между фактическими затратами и ассигнованиями отражается в балансе со-
ответственно как расходы будущих периодов или резерв предстоящих рас-
ходов и платежей.
26. На балансе могут быть оставлены суммы для возможных выплат
покупателям за продукцию, проданную с гарантией, в размере не свыше
расходов, предусмотренных по плану на выполнение гарантийных обяза-
тельств, с учетом срока гарантии ( гарантийный резерв ). По мере исте-
чения гарантийного срока неизрасходованные суммы присоединяются к при-
были соответствующего года.
27. Образование резервов на покрытие каких-либо других предпола-
гаемых расходов и убытков, кроме предусмотренных в пунктах 24,25 и 26
настоящего Положения, допускается лишь с разрешения Министерства фи-
нансов СССР.
Расчеты с дебиторами и кредиторами
и прочие статьи баланса
28. Отражаемые в балансе суммы по расчетам с учреждениями банков
и с вышестоящей организацией должны быть согласованы с ними и тождест-
венны. Оставление на балансе неурегулированных сумм по этим расчетам
не допускается.
29. Расчеты с дебиторами и кредиторами каждой стороной в своем
балансе в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых
ею правильными.
Заинтересованная сторона обязана в установленные сроки передать
материалы о разногласиях на разрешение соответствующих органов.
30. Штрафы, пени и неустойки, признанные должником, или по кото-
рым получены решения суда, арбитража либо другого надлежащего органа о
взыскании, относятся на результаты хозяйственной деятельности, если
иное не установлено соответствующими решениями, и до их получения или
уплаты отражаются в балансах получателя или плательщика по статьям де-
биторов или кредиторов.
31. Конечный финансовый результат ( прибыль или убыток ), выяв-
ленный на основании бухгалтерского учета всех операций данного объеди-
нения, предприятия или организации и оценки статей баланса в соответс-
твии с настоящим Положением, показывается в балансе по особой статье.
Убытки, выявленные в отчетном году, но относящиеся к операциям
прошлых лет, включаются в результаты отчетного года.
III. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ СТАТЕЙ БАЛАНСОВ
32. Производственные объединения, предприятия и организации обя-
заны проводить инвентаризацию :
а) основных средств - не менее одного раза в год перед составле-
нием годовых отчетов и балансов, но не ранее 1 ноября отчетного года.
Министерства, ведомства и управления ( отделы ) исполнительных
комитетов Советов народных депутатов могут разрешать подведомственным
им производственным объединениям, предприятиям и организациям прово-
дить инвентаризацию зданий, сооружений и других неподвижных объектов
основных средств один раз в два-три года ;
б) капитальных вложений - не менее одного раза в год перед сос-
тавлением годовых отчетов и балансов, но не ранее 1 декабря отчетного
года ;
в) незавершенного производства и полуфабрикатов собственной выра-
ботки - перед составлением годовых отчетов и балансов, но не ранее 1
октября отчетного года, и кроме того, периодически в сроки, устанавли-
ваемые соответственно министерствами, ведомствами и управлениями ( от-
делами ) исполнительных комитетов Советов народных депутатов ;
г) незавершенного капитального ремонта и расходов будущих перио-
дов - не менее одного раза в год ;
д) молодняка животных, животных на откорме, птицы, кроликов, зве-
рей и семей пчел, а также подопытных животных - не менее одного раза в
квартал ;
е) готовой продукции на складах - не менее одного раза в год пе-
ред составлением годовых отчетов и балансов, но не ранее 1 октября от-
четного года ;
ж) товаров : на складах и базах промышленных товаров - не реже
одного раза в год ; на складах и базах продовольственных товаров - не
реже двух раз в год ;
з) товаров и тары в магазинах и на других предприятиях розничной
торговли - не реже двух раз в год ; товаров в книжных магазинах - не
реже одного раза в год ;
и) малоценных и быстроизнашивающихся предметов - не менее одного
раза в год ;
к) нефти и нефтепродуктов - не реже одного раза в месяц ;
л) драгоценных металлов и алмазов - не менее двух раз в год ;
м) библиотечных фондов - в порядке, устанавливаемом министерства-
ми и ведомствами ;
н) сырья и прочих материальных ценностей - не менее одного раза в
год перед составлением годовых отчетов и балансов, ноне ранее 1 октяб-
ря отчетного года ;
о) денежных средств, денежных документов, ценностей и бланков
строгой отчетности - не менее одного раза в месяц ;
п) расчетов с банками ( по расчетным и другим счетам, ссудам, по-
лученным из бюджета средствам и т.д. ) - по мере получения выписок
банков, а по переданным в банк на инкассо расчетным документам - на
первое число каждого месяца ;
р) расчетов по платежам в бюджет - не менее одного раза в квартал
;
с) расчетов производственных объединений, предприятий и организа-
ций с их производственными единицами, производствами и хозяйствами,
выделенными на отдельные балансы, и вышестоящими организациями - на
первое число каждого месяца ;
т) расчетов с дебиторами и кредиторами - не менее двух раз в год.
Инвентаризация ценностей обязательна в случае смены материально
ответственных лиц и проводится на день приемки-передачи дел.
Руководители производственных объединений, предприятий и органи-
заций лично рассматривают материалы инвентаризации не позднее чем в
10-дневный срок после ее окончания.
Порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов ус-
танавливает Министерство финансов СССР. (1)
33. Количество инвентаризаций ценностей в году, а также даты их
проведения в необходимых случаях могут быть изменены министерствами и
ведомствами по согласованию соответственно с Министерством финансов
СССР или министерствами финансов союзных республик.
Министерства и ведомства могут разрешать подведомственным им про-
изводственным объединениям, предприятиям и организациям, расположенным
в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и осущест-
вляющим завоз товаров, сырья и материалов в период навигации, прово-
дить инвентаризацию в период их наименьших остатков, как правило до
начала навигации.
IV. ПОРЯДОК СПИСАНИЯ С БАЛАНСА ИМУЩЕСТВА, ПРИШЕДШЕГО
В НЕГОДНОСТЬ, А ТАКЖЕ ДОЛГОВ, НЕДОСТАЧ И ПОТЕРЬ
ОТ ПОРЧИ ТОВАРОВ, МАТЕРИАЛОВ И ПРОДУКЦИИ
34. Производственные объединения, предприятия и организации имеют
право списывать с баланса здания, сооружения, машины, оборудование,
транспортные средства и другое имущество, относящееся к основным
средствам, до истечения амортизационного срока их службы в тех случа-
ях, когда они пришли в негодность вследствие аварий или стихийных
бедствий.
В иных случаях списание с баланса имущества, указанного в абзаце
первом настоящего пункта, производится с разрешения министерств ( ве-
домств ), управлений всесоюзных и республиканских объединений или дру-
гих вышестоящих органов, определяемых министерствами ( ведомствами ).
Установленный настоящим Положением порядок списания основных
средств не применяется в случаях, когда решениями Совета Министров СССР
предусмотрен иной порядок списания. (2)
(1) Пункт 32 перед абзацем последним дополнен абзацем постановле-
нием Совета Министров СССР от 11 апреля 1985 г. N 299 ( СП СССР, 1985
г., N 13, ст.54 ).
(2) Пункт 34 - с изменениями, внесенными постановлением Совета
Министров СССР от 11 апреля 1985 г. N 299 ( СП СССР, 1985 г., N 13,
ст.54 ).
35. Первоначальная стоимость ликвидированных основных средств и
расходы, связанные с их ликвидацией ( сносом и разборкой зданий и соо-
ружений, демонтажом оборудования и т.п. ), относятся на уменьшение ус-
тавного фонда, а сумма начисленного износа на полное восстановление за
все время их службы и стоимость поступивших в связи с ликвидацией ма-
териальных ценностей в оценке возможного использования или реализации
- на увеличение уставного фонда.
36. Убытки от ликвидации не полностью амортизированных основных
средств относятся на результаты хозяйственной деятельности производс-
твенных объединений, предприятий и организаций, за исключением случа-
ев, когда решениями Совета Министров СССР установлен иной порядок.
Убытки от ликвидации не полностью амортизированных жилых зданий и
других основных средств, по которым амортизация на полное восстановле-
ние не начисляется, а также основных средств, ликвидируемых в связи со
строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим пере-
вооружением действующих предприятий и организаций не относятся. По не
полностью амортизированным основным средствам, выбывшим вследствие
стихийных бедствий, а также реализованным в установленном порядке как
излишние и неиспользуемые, убытки не определяются. Остаточная стои-
мость таких основных средств списывается с балансов на уменьшение ус-
тавного фонда.
37. Выявленные при инвентаризации и других проверках расхождения
фактического наличия ценностей против данных бухгалтерского учета ре-
гулируется в следующем порядке :
а) убыль ценностей в пределах установленных форм списывается по
распоряжениям руководителей производственных объединений, предприятий
и организаций на издержки производства или обращения.
Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактичес-
ких недостач. Списание материальных ценностей в пределах норм убыли до
установления факта недостачи запрещается.
При отсутствии утвержденных норм убыль рассматривается как недос-
тача сверх норм ;
б) недостача ценностей сверх норм убыли, а также потери от порчи
ценностей относятся на виновных лиц.
При установлении недостач и потерь, явившихся следствием злоупот-
реблений, соответствующие материалы в течение 5 дней после установле-
ния недостач и потерь подлежат передаче в следственные органы, а на
сумму выявленных недостач и потерь предъявляется гражданский иск ;
в) недостача ценностей сверх норм убыли и потери от порчи ценнос-
тей в случаях, когда конкретные виновники недостачи и порчи не уста-
новлены, могут быть списаны производственными объединениями, предприя-
тиями и организациями на издержки производства или обращения в преде-
лах 100 рублей по каждому отдельному случаю недостачи или порчи, с со-
общением об этом вышестоящим органам.
Аналогичные недостачи и потери, превышающие по каждому отдельном
у случаю случаю 100 рублей, списываются на издержки производства или
обращения :
государственными производственными объединениями, предприятиями и
организациями союзного и республиканского ( союзных республик ) подчи-
нения на сумму до 500 рублей с разрешения всесоюзных и республиканских
промышленных объединений, главных управлений и других органов хозяйс-
твенного управления, непосредственно подчиненных министерствам и ве-
домствам, а на сумму свыше 500 рублей - с разрешения министерств и ве-
домcтв ;
государственными производственными объединениями, предприятиями и
организациями республиканского ( АССР ) и местного подчинения на сумму
до 500 рублей с разрешения министерств и ведомств автономных республик
и управлений ( отделов ) исполнительных комитетов краевых, областных,
окружных, городских и районных Советов народных депутатов, а на сумму
свыше 500 рублей - с разрешения Советов Министров автономных республик
или исполнительных комитетов краевых, областных, городских и районных
Советов народных депутатов ;
предприятиями и организациями потребительской кооперации в поряд-
ке, устанавливаемом Центросоюзом ;
общественными организациями и их предприятиями на сумму до 500
рублей с разрешения вышестоящих организаций, а на сумму свыше 500 руб-
лей - с разрешения соответствующих союзных и республиканских органов.
В документах, представляемых для оформления списания недостач
ценностей сверх норм убыли и потерь от порчи ценностей, должны быть
указаны меры, принятые по предотвращению таких недостач и потерь.
38. Долги по недостачам ценностей, во взыскании которых отказано
судом вследствие необоснованности иска, списываются с баланса по рас-
поряжению руководителей производственных объединений, предприятий и
организаций на издержки производства или обращения в каждом отдельном
случае в пределах 100 рублей, с сообщением вышестоящим органам.
Долги по недостачам ценностей, во взыскании которых отказано су-
дом вследствие необоснованности иска в суммах, превышающих в каждом
отдельном случае 100 рублей, списываются в порядке, предусмотренном
подпунктом "в" пункта 37 настоящего Положения.
Присужденные долги, по которым возвращены исполнительные докумен-
ты с утвержденным актом суда о несостоятельности должника и невозмож-
ности обращения взыскания на его имущество, и прочие долги, признанные
объединениями, предприятиями и организациями безнадежными к получению,
могут быть списаны с баланса в убыток по распоряжению их руководите-
лей, с сообщением об этом вышестоящим органам.
Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника
не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна от-
ражаться за балансом в течении пяти лет с момента списания для наблю-
дения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного
положения должника.
дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности ис-
тек, списывается с балансов в убыток по распоряжениям руководителей
производственных объединений, предприятий и организаций, с сообщением
об этом вышестоящим органам.
39. Суммы кредиторской задолженности ( кроме предусмотренной
пунктом 40 настоящего Положения ) и депонентской задолженности, по ко-
торым срок давности истек, подлежат взносу в доход соответствующего
бюджета в зависимости от подчиненности объединений, предприятий и ор-
ганизаций не позднее 10-го числа месяца, следующего за тем, в котором
истек срок давности. За просрочку взноса взыскивается пеня в размере
0,05 процента за каждый просроченный день (1).
(1) Пункт 39 - с изменениями, внесенными постановлением Совета
Министров СССР от 29 июля 1986 г. N 889 ( СП СССР, 1986 г., N 28^
ст.153 )
40. суммы кредиторской задолженности по расчетам между коопера-
тивными и общественными предприятиями и организациями, по которым ис-
текли сроки давности, подлежат зачислению в прибыль кооперативных и
общественных предприятий и организаций не позднее месяца по истечении
указанных сроков.
41. Списание с баланса производственных объединений, предприятий
и организаций союзного подчинения затрат по прекращенному строительст-
ву и затрат на проектно-изыскательские работы по неосуществленному
строительству в размере до 100 тыс.рублей по каждой стройке, а также
расходов на геологоразведочные, научно-исследовательские и опыт-
но-конструкторские работы производится с разрешения министерств и ве-
домств СССР. Списание затрат по прекращенному строительству и затрат
на проектно-изыскательские работы по неосуществленному строительству в
размере свыше 100 тыс.рублей по каждой стройке производится с разреше-
ния Совета Министров СССР.
Списание указанных затрат и расходов с баланса объединений,
предприятий и организаций республиканского и местного подчинения про-
изводится с разрешения Совета Министров союзных республик ил в поряд-
ке, ими устанавливаемом.
Управления всесоюзных и республиканских промышленных объединений
могут разрешать входящим в их состав производственным объединениям,
предприятиям и организациям списывать с баланса затраты по прекращен-
ному строительству, затраты на проектно-изыскательские работы по нео-
существленному строительству и расходы на геологоразведочные, науч-
но-исследовательские и опытно-конструкторские работы в размерах, ус-
танавливаемых вышестоящим органом в пределах его компетенции.
Предприятия и организации потребительской кооперации списание с
баланса указанных затрат и расходов производят в порядке, установлен-
ном Центросоюзом.
42. Потери по хозяйственным операциям и потери от стихийных бедс-
твий, за исключением убытков по основным средствам, списываются в убы-
ток отчетного года.
Списание потерь от стихийных бедствий производится с разрешения
вышестоящих органов.
43. Списание с баланса объединений, предприятий и организаций
долгов, недостач и потерь может производиться лишь после тщательной, с
участием общественных организаций, проверки причин убытков и потерь,
выявления виновных в этом лиц и принятия необходимых мер к возмещению
причиненного ущерба.
V. ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКИХ
ОТЧЕТОВ И БАЛАНСОВ
44. Производственные объединения, предприятия и организации
представляют квартальные и годовые бухгалтерские отчеты и балансы : (1)
органам, в ведении которых они состоят ;
местным финансовым органам в порядке, устанавливаемом Министерс-
твом финансов СССР ;
органам государственной статистики в порядке, устанавливаемом ЦСУ
СССР ;
учреждениям Госбанка СССР и Стройбанка СССР, в которых имеются
расчетные и текущие счета производственных объединений, предприятий и
организаций.
(1) Абзац первый пункта 44 и абзац первый пункта 45 - с изменени-
ями, внесенными постановлением Совета Министров СССР от 11 мая 1985
г.N 397 .
45. Производственные объединения, которым подчинены самостоятель-
ные предприятия и организации, представляют сводные квартальные и го-
довые бухгалтерские отчеты и балансы :(1)
органам в ведении которых они состоят ;
местным финансовым органам в порядке, устанавливаемом Министерс-
твом финансов СССР ;
органам государственной статистики в порядке, устанавливаемом ЦСУ
СССР ;
учреждениям Госбанка СССР ;
учреждениям Стройбанка СССР ( по капитальным вложениям и подряд-
ной строительной деятельности ).
46. Всесоюзные и республиканские промышленные объединения, глав-
ные управления и другие органы хозяйственно подчиненные министерствам
и ведомствам СССР и союзных республик, представляют сводные кварталь-
ные и годовые бухгалтерские отчеты и балансы : (1)
министерствам и ведомствам, которым они подчинены ;
Министерству финансов СССР или министерствам финансов союзных
республик ;
ЦСУ СССР или другим органам государственной статистики в порядке,
устанавливаемом ЦСУ СССР ;
учреждениям Госбанка СССР ;
учреждениям Стройбанка СССР ( по капитальным вложениям и подряд-
ной строительной деятельности ).
(1) Абзац первый пункта 46 - с изменениями, внесенными постанов-
лением Совета Министров СССР от 11 мая 1985 г.N 397.
47. Министерства и ведомства СССР и союзных республик представля-
ют свои сводные годовые отчеты и балансы соответственно Совету Минист-
ров СССР или Советам Министров союзных республик по принадлежности, а
сводные квартальные и годовые отчеты и балансы - Госплану СССР, госп-
ланам союзных республик, Министерству финансов СССР, министерствам фи-
нансов союзных республик, ЦСУ СССР, ЦСУ союзных республик, учреждениям
Госбанка СССР и учреждениям Стройбанка СССР ( по капитальным вложениям
в подрядной строительной деятельности ).
Министерства и ведомства союзных республик сводные годовые и
квартальные бухгалтерские отчеты и балансы представляют, кроме того,
союзно-республиканским министерствам и ведомствам СССР, в систему ко-
торых они входят.
Министерству финансов СССР и ЦСУ СССР предоставляется право тре-
бовать в необходимых случаях от министерств и ведомств союзных респуб-
лик представления копий сводных квартальных и годовых бухгалтерских
отчетов и балансов, представленных ими соответствующим союзно-респуб-
ликанским министерствам и ведомствам СССР.
Союзно-республиканские министерства и ведомства СССР представляют
в Госплан СССР, Министерство финансов СССР, ЦСУ СССР, Госбанк СССР и
Стройбанк СССР сводные данные из квартальных и годовых бухгалтерских
отчетов и балансов в целом по системе министерства и ведомства СССР,
включая данные из отчетов и балансов подведомственных им министерств и
ведомств союзных республик. Порядок и сроки представления указанных
данных устанавливают Министерство финансов СССР и ЦСУ СССР.
Центросоюз представляет сводные квартальные и годовые бухгалтерс-
кие отчеты и балансы с включением сводных отчетов и балансов союзов
потребительских обществ союзных республик.
48. Объединения, предприятия и организации, которые отражают ка-
питальные вложения ( независимо от их объема и способа выполнения ра-
бот ) в балансе по основной деятельности, представляют финансирующим
банкам выписки из балансов по статьям относящимся к капитальным вложе-
ниям.
49. Предприятия и организации представляют квартальные бухгал-
терские отчеты и балансы не позднее 12-ого числа следующего за отчет-
ным периодом месяца, а годовые - не позднее 20 января следующего за
отчетным года. (1)
Производственные объединения представляют квартальные бухгалтерс-
кие отчеты и балансы на позднее 15-го числа следующего за отчетным пе-
риодом месца, а годовые - не позднее 25 января следующего за отчетным
года. (1)
Министерства и ведомства вправе продлевать до 5 дней указанные
сроки для объединений, предприятий и организаций, имеющих сложную
структуру, большое число производственных единиц и расположенных в
разных экономических районах страны.
50. Министерства и ведомства СССР и союзных республик представля-
ют сводные квартальные бухгалтерские отчеты и балансы по подчиненным
им объединениям, предприятиям и организациям не позднее 35 дней по ис-
течении отчетного периода, а годовые - не позднее 25 марта следующего
за отчетным года.
Центросоюз представляет сводные квартальные бухгалтерские отчеты
и балансы не позднее 70 дней по истечении отчетного периода, а годовые
- не позднее 10 апреля следующего за отчетным года.
В пределах указанных сроков Министерство финансов СССР совместно
с ЦСУ СССР, а министерства финансов союзных республик совместно с ЦСУ
союзных республик устанавливают дифференцированные сроки представления
министерствами и ведомствами СССР и союзных республик сводных квар-
тальных и годовых бухгалтерских отчетов и балансов.
Министерству финансов СССР и ЦСУ СССР предоставляется право прод-
левать в необходимых случаях для отдельных министерств и ведомств
СССР, которые имеют сложную организационную структуру и в ведении ко-
торых находятся объединения, предприятия и органиазации, расположенные
в отдаленных районах, сроки представления сводных квартальных и годо-
вых бухгалтерских отчетов и балансов до 10 дней.
Министерства финансов и ЦСУ союзных республик вправе продлевать
для отдельных министерств и ведомств союзных республик сроки представ-
ления сводных квартальных и годовых бухгалтерских отчетов и балансов
до 5 дней.
(1) Абзацы первый и второй пункта 49 и абзац первый пункта 51 - с
изменениями, внесенными постановлением Совета Министров СССР от 11 мая
1985 г. N 397 ( СП СССР, 1985 г., N 16, ст.76 )
51. В пределах сроков, указанных в пунктах 49 и 50 настоящего По-
ложения, министерства и ведомства СССР и союзных республик устанавли-
вают для подчиненных им всесоюзных и республиканских ппромышленных
объединений, главных управлений и других органов хозяйственного управ-
ления дифференцированные сроки представления сводных квартальных и го-
довых бухгалтерских отчетов и балансов. Для производственных объедине-
ний, предприятий и организаций дифференцированные сроки представления
отчетов и балансов устанавливают их вышестоящие органы (1).
Для предприятий и организаций потребительской кооперации сроки
представления бухгалтерских отчетов и балансов определяют их вышестоя-
щие организации в пределах сроков, установленных Центросоюзом для
составления сводных отчетов и балансов.
52. Датой представления бухгалтерских отчетов и балансов для ино-
городних объединений, организаций и предприятий считается день их
высылки, обозначенной в штемпеле почтового предприятия на конверте
письма.
53. За нарушение сроков представления квартальных и годовых бух-
галтерских отчетов и балансов руководители и главные бухгалтеры объ-
единений, предприятий и организаций несут ответственность в установ-
ленном порядке.
54. Бухгалтерские отчеты и балансы ( включая сводные ), представ-
ляемые в вышестоящую организацию, подписываются руководителями и глав-
ными бухгалтерами, а также другими должностными лицами, подписи кото-
рых предусмотрены на формах отчетности. Руководители министерств и ве-
домств подписывают только сводные бухгалтерские балансы и отчеты о вы-
полнении важнейших показателей государственного плана экономического и
социального развития. Перечень таких отчетов устанавливают Ми-
нистерство финансов СССР и ЦСУ СССР.
Во все остальные адреса, предусмотренные пунктами 44-48 настояще-
го Положения, представляются копии бухгалтерских отчетов и балансов (
включая сводные ), заверенные главными бухгалтерами ( начальниками уп-
равлений и отделов бухгалтерского учета и отчетности ).
На предприятиях и в организациях, обслуживаемых централизованными
бухгалтериями, бухгалтерские отчеты и балансы подписываются руководи-
телями предприятий и организаций и главными бухгалтерами централизо-
ванных бухгалтерских или по их поручению руководителями учетно-конт-
рольных групп.
55. Все исправления, внесенные в квартальные и годовые бухгал-
терские отчеты и балансы при их проверке и утверждении вышестоящими
организациями, должны быть в обязательном порядке сообщены во все ад-
реса, в которые были представлены эти отчеты и балансы.(1)
56. Всесоюзные и республиканские промышленные объединения, глав-
ные управления и другие органы хозяйственного управления рассматривают
и утверждают годовые бухгалтерские отчеты и балансы подчиненных им
производственных объединений, предприятий и организаций до представле-
ния сводных бухгалтерских отчетов и балансов в вышестоящие органы ( но
не позднее чем в 15-дневный срок со дня их получения ) и решения по
ним в те же сроки сообщают производственным объединениям, предприятиям
и организациям.
57. Министерства и ведомства СССР и союзных республик рассматри-
вают и утверждают сводные годовые бухгалтерские отчеты и балансы
всесоюзных и республиканских промышленных объединений, главных управ-
лений и других органов хозяйственного управления, находящихся в их
подчинении, а также годовые бухгалтерские отчеты и балансы не-
посредственно подчиненных им производственных объединений, предприятий
и организаций не позднее сроков, установленных этим министерствам и
ведомствам для преставления сводных бухгалтерских отчетов и балансов,
и сообщают свои решения по ним в те же сроки представившим отчеты и
балансы органам хозяйственного управления, объединениям, предприятиям
и организациям и в копии Министерству финансов СССР или министерствам
финансов союзных республик.
(1) Пункты 53 и 55 - с изменениями, внесенными постановлением Со-
вета Министров СССР от 11 мая 1985 г. N 397 ( СП СССР, 1985 г., N
16,ст.76 )
58. Сводные годовые бухгалтерские отчеты и балансы министерств и
ведомств союзных республик рассматриваются Советами Министров союзных
республик.
Советы Министров союзных устанавливают :
порядок и сроки представления, рассмотрения и утверждения сводных
бухгалтерских отчетов и балансов по объединениям, предприятиям и орга-
низациям местного подчинения с тем, чтобы эти отчеты и балансы
представлялись вышестоящим организациям, плановым и финансовым орга-
нам, органам государственной статистики, учреждениям Госбанка СССР и
Стройбанка СССР ;
сроки представления министерствами и ведомствами союзных респуб-
лик сводных бухгалтерских отчетов и балансов по объединениям, предпри-
ятиям и организациям местного подчинения с тем, чтобы сводные квар-
тальные отчеты и балансы представлялись не позднее 40 дней по истече-
нии отчетного периода, а годовые - не позднее 1 апреля следующего за
отчетным года.
59. Министерству финансов СССР, министерствам финансов союзных
республик, местным финансовым органам, органам государственной ста-
тистики, учреждениям Госбанка СССР и Стройбанка СССР представляется
право участвовать в совещаниях по рассмотрению министерствами, ве-
домствами, всесоюзными и республиканскими промышленными объединениями,
главными управлениями и другими органами хозяйственного управления го-
довых бухгалтерских отчетов и балансов подчиненных им производственных
объединений, предприятий и организаций. О дне рассмотрения указанных
отчетов и балансов соответствующие органы должны оповещаться не позд-
нее чем за три дня до рассмотрения отчетов и балансов.
60. Финансовым органам, органам государственной статистики и уч-
реждениям банков предоставляется право :
а) требовать от объединений, предприятий и организаций представ-
ления в случае необходимости разъяснений и обоснований данных, приве-
денных в формах отчетности ;
б) рассматривать на месте данные учета и отчетности и их докумен-
тальные обоснования, а также акты ревизий и материалы обследований
объединений, предприятий и организаций.
61. Рассмотрение и утверждение годовых бухгалтерских отчетов и
балансов кооперативных и общественных организаций проводятся в соот-
ветствии с их уставами.
62. Министерство финансов СССР, министерства финансов союзных
республик, местные финансовые органы, органы государственной статисти-
ки и учреждения банков сообщают свои замечания по сводным бухгал-
терским отчетам и балансам министерствам и ведомствам СССР и союзных
республик, всесоюзным и республиканским промышленным объединениям,
главным управлениям и другим органам хозяйственного управления, а по
бухгалтерским отчетам и балансам - производственным объединениям,
предприятиям и организациям в 15-дневный срок со дня их поступления в
соответствующие органы.
Местные финансовые органы, органы государственной статистики и
учреждения банков направляют свои замечания по бухгалтерским отчетам и
балансам производственным объединениям, предприятиям и организациям,
представившим отчеты и балансы, а также их вышестоящим органам.
Если органы, утверждающие бухгалтерские отчеты и балансы, не
сообщат соответствующим финансовым органам, органам государственной
статистики и учреждениям банков в 10-дневный срок со дня получения их
предложений о своем несогласии с ними, предложения считаются приняты-
ми.
В случае разногласий Министерство финансов СССР, министерства фи-
нансов союзных республик, местные финансовые органы, органы госу-
дарственной статистики и учреждения банков могут в 10-дневный срок по
получении возражений представить свои разногласия на рассмотрение
соответственно Совета Министров СССР, Совета Министров союзной респуб-
лики, Совета Министров автономной республики или исполнительного коми-
тета Совета народных депутатов.
До разрешения разногласий приводятся в исполнение только решения,
согласованные с Министерством финансов СССР, министерствами финансов
союзных республик и их местными финансовыми органами, органами госу-
дарственной статистики и учреждениями банков.
63. Исправления данных бухгалтерских отчетов и балансов, относя-
щихся как к текущему, так и к прошлому году ( после утверждения годо-
вых бухгалтерских отчетов и балансов ), вызывающие изменения записей в
бухгалтерском учете, производятся в первом же отчете и балансе, сосав-
ляемом за отчетный квартал, в котором были отражены соответствующие
исправления (1).
Аналогичные исправления данных годовых бухгалтерских отчетов и
балансов за прошлый год до их утверждения производятся в отчете и ба-
лансе за тот же год с одновременным внесением необходимых исправлений
в бухгалтерский учет за декабрь прошлого года.
(1) Абзац первый пункта 63 - с изменениями, внесенными постанов-
лениями Совета Министров СССР от 11 мая 1985 г. N 397 ( СП СССР,1985
г., N 16, ст.76 ). |