О ТИПОВОЙ ИНСТРУКЦИИ "О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ
РЕВИЗИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ (КОМБИНАТОВ),
ПРЕДПРИЯТИЙ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРОВОДИМЫХ
КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННЫМ АППАРАТОМ МИНИСТЕРСТВ
И ВЕДОМСТВ
ПИСЬМО
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
14 сентября 1994 г.
N 85
(Д)
Министерство финансов СССР при этом направляет Типовую инструкцию
"О порядке проведения комплексных ревизий производственной и финансо-
во-хозяйственной деятельности производственных объединений (комбина-
тов), предприятий и хозяйственных организаций, проводимых контроль-ре-
визионным аппаратам министерств и ведомств".
На основе Типовой инструкции министерства и ведомства разрабаты-
вают и утверждают отраслевые инструкции о порядке проведения комп-
лексных ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятель-
ности производственных объединений (комбинатов), предприятий и хо-
зяйственных организаций с учетом их особенностей производства. В раз-
рабатываемых инструкциях следует также предусмотреть вопросы ревизии
производственной и финансово-хозяйственной деятельности промышленных
объединений.
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от февраля
1971 г. N 105 министерства и ведомства СССР представляют указанные
инструкции Министерству финансов СССР на согласование.
Заместитель министра финансов СССР
В.В.Деменцев
Приложение N 1
к письму Министерства финансов СССР
от 14 сентября 1978 г. N 85
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
о порядке проведения комплексных ревизий производственной
и финансово-хозяйственной деятельность производственных
объединений (комбинатов), предприятий и хозяйственных
организаций, проводимых контроль-ревизионным
аппаратом министерств и ведомств
1. Общие положения
1.1. Ревизии производственной и финансово-хозяйственной деятель-
ности производственных объединений (комбинатов), предприятий и хо-
зяйственных организаций (Сноска 1. В дальнейшем производственные объ-
единений (комбинаты), предприятия и хозяйственные организации для
краткости будут именоваться предприятиями.), состоящих на хозяйствен-
ном расчете, проводятся вышестоящим органом с привлечением заинтересо-
ванных организаций комплексно один раз в год.
1.2. Производственное объединение (комбинат) производит проверки
производственной и финансово-хозяйственной деятельности своих произ-
водственных единиц комплексно один раз в год.
При необходимости проводятся внеплановые ревизии.
1.3. При проведении ревизий работники министерств, ведомств, объ-
единений и хозяйственных организаций обязаны: строго руководствоваться
законами СССР, указами Президиума Верховного Совета СССР, решениями
Совета Министров СССР, нормативными актами министерств и ведомств; не-
уклонно соблюдать интересы государства; принимать меры к устранению
нарушений государственной дисциплины, незаконного и непроизводительно-
го расходования денежных средств и материальных ценностей, бесхо-
зяйственности , расточительности, хищений государственных средств и
представления недостоверной отчетности; быть объективными, оказывать
практическую помощь ревизуемым предприятиям в улучшении их финансо-
во-хозяйственной и производственной деятельности и обеспечении сохран-
ности государственных средств.
1.4. Основными задачами комплексных ревизий являются всесторонняя
проверка производственной и финансово-хозяйственной деятельности
предприятий, выполнения ими установленных планов, соблюдения госу-
дарственной дисциплины, сохранности денежных средств и материальных
ценностей, достоверности отчетных данных, состояния бухгалтерского
учета и внутрихозяйственного контроля.
При осуществлении возложенных задач ревизии должны обеспечить:
выявление и мобилизацию резервов производства, повышение его эффектив-
ности и качества работы; усиление режима экономии в использовании де-
нежных средств и материальных ценностей: укрепление государственной
дисциплины; выявление причин и условий, способствующих образованию по-
терь, недостач и совершению хищений; закрытие каналов хищений социа-
листической собственности; разработку в необходимых случаях предложе-
ний о пересмотре действующих норм, расценок, тарифных ставок, цен и
тарифов, а также об изменении отдельных нормативных актов министерств
и ведомств (положений, инструкций).
2. Организация и подготовка комплексной ревизии
2.1. Комплексные ревизии производственной и финансово-хозяйствен-
ной деятельности предприятий проводятся на основе годовых планов, ут-
верждаемых до начала года руководителем вышестоящей организации. Планы
хранятся как документы, не подлежащие оглашению.
Вышестоящая организация заранее сообщает о времени поведения ре-
визий подведомственных предприятий местным органам народного контроля,
финансовым органам, учреждениям Госбанка СССР и Стройбанка СССР.
2.2. Для проведения комплексной ревизии приказом руководителя вы-
шестоящей организации назначается ревизионная группа в составе работ-
ников контрольно-ревизионного аппарата и высококвалифицированных спе-
циалистов других экономических и технических служб.
Комплексные ревизии должны возглавляться руководителями структур-
ных подразделений органа, назначившего ревизию, их заместителями или
наиболее квалифицированными работниками контрольно-ревизионного аппа-
рата.
2.3. Сроки проведения комплексных ревизий и состав ревизионных
групп определяются с учетом объема и особенностей деятельности ревизу-
емых предприятий.
Предельный срок ревизии - 30 дней. Это срок может быть увеличен в
исключительных случаях с разрешения руководителя организации, назна-
чившей ревизию, а при проведении ревизии по требованию следственных
органов - с их согласия.
2.4. Ревизия проводится за период деятельности ревизуемого предп-
риятия, следующий за тем периодом, который был обревизован при преды-
дущей ревизии, до начала месяца, в котором проводится данная ревизия.
При необходимости или при наличии постановления следственных органов
ревизия проводится за более длительный период.
2.5. Проведению комплексной ревизии предшествует тщательная под-
готовка, изучение имеющихся в организации, назначившей ревизию, в фи-
нансовых, банковских и других органах плановых, отчетных и темати-
ческих проверок, поступивших сигналов и другой информации, характери-
зующей работу и финансовое состояние ревизуемого предприятия.
На основе изучения указанных материалов разрабатывается программа
ревизии (задание), предусматривающая перечень основных вопросов реви-
зии, на которых следует сосредоточить внимание, а также период, за ко-
торый должна быть проведена ревизия. Наряду с программой разрабатыва-
ется план одновременного проведения ревизий касс и инвентаризаций ма-
териальных ценностей.
При комплексной ревизии деятельности производственного объедине-
ния в программе предусматривается, какие производственные единицы (фи-
лиалы) объединения должны быть подвергнуты ревизии. При этом ревизией
должно быть охвачено не менее 2-3 производственных единиц.
Программа комплексной ревизии утверждается руководителем конт-
рольно-ревизионного аппарата организации, назначившей ревизию.
2.6. Руководитель ревизионной группы до начала ревизии знакомит
участников ревизии с содержанием программы (задания) и распределяет ее
между исполнителями.
На основании полученных заданий члены ревизионной группы состав-
ляют рабочие планы проведения ревизии порученного им участка деятель-
ности ревизуемого предприятия, которые утверждаются руководителем ре-
визионной группы. В рабочем плане указывается перечень работ, подлежа-
щих выполнению во время проведения ревизии, способ проверки (сплошной
или выборочный) и сроки выполнения.
3. Порядок проведения комплексной ревизии
3.1. Перед тем, как приступить к ревизии, руководитель ревизион-
ной группы предъявляет полномочия на проведение ревизии руководителю
ревизуемого предприятия, знакомит его с задачами ревизии, представляет
членов ревизионной группы.
Руководитель ревизуемого предприятия знакомит участников ревизии
с ответственными работниками предприятия, дает указания о предоставле-
нии ревизионной группе, предоставлении сохранности ревизионных матери-
алов и назначении в необходимых случаях инвентаризационной комиссии.
Выделенные согласно рабочему плату участники ревизии немедленно
приступают к ревизии касс и к организации инвентаризации товарно-мате-
риальных ценностей.
3.2. Руководитель ревизионной группы и другие участники ревизии
на начальной стадии ревизии знакомятся на месте с организацией произ-
водства, условиями работы и особенностями производства, постановкой
сохранности материальных ценностей. После этого руководитель ревизи-
онной группы при необходимости уточняет рабочий план проведения реви-
зии с указанием конкретных объектов и вопросов ревизии, исполнителей
и сроков.
3.3. Руководитель ревизионной группы о начале ревизии ставит в
известность местные, партийные и советские органы, органы народного
контроля, внутренних дел, финансовые и банковские органы, используя их
помощь для проверки деятельности ревизуемого предприятия.
3.4. В ходе ревизии руководитель ревизионной группы поддерживает
постоянную связь с соответствующими партийными и советскими органами,
партийной, профсоюзной и комсомольской организациями ревизуемого
предприятия, группой народного контроля, используя их помощь для выяв-
ления причин недостатков и нарушений государственной дисциплины и раз-
работки мероприятий по их устранению.
На предприятии на видном месте вывешивается объявление о проведе-
нии ревизии и месте расположения ревизионной группы.
При необходимости руководитель ревизионной группы устанавливает
связь со следственными органами.
3.5. При проведении ревизии сохранности государственных средств
по требованию следственных органов руководитель ревизионной группы
(ревизор) получает от них определенное задание, предусматривающее пе-
речень вопросов, подлежащих проверке с указанием периода, за который
должна быть проведена ревизия.
При необходимости привлекаются специалисты (инженеры-технологи,
товароведы и др.) для проверки соответствующих вопросов или дачи зак-
лючений, а в случае запущенности бухгалтерского учета на ревизуемом
объекте - счетные работники для восстановления учета.
3.6. При проведении комплексных ревизий производственной и фи-
нансово-хозяйственной деятельности предприятий проверяются следующие
вопросы:
- обоснованность принятых в техпромфинплане расчетов для опреде-
ления объемных показателей работы предприятий, фондов заработной пла-
ты, уровня себестоимости продукции, прибыли и др.;
- правильность отражения в отчетности плановых показателей; нет
ли случаев необоснованных изменений планов производства и реализации
продукции, фондов заработной платы, прибыли, платежей в бюджет и др.;
- выполнение плана по основным количественным и качественным по-
казателям, влияние отдельных факторов на отклонение от утвержденных
планов;
- содержание хозяйственных операций по данным первичных докумен-
тов для установления их законности, целесообразности и достоверности;
- записи в регистрах бухгалтерского учета в сопоставлении первич-
ными документами, данные учетных регистров - с показателями отчетнос-
ти, отчетные данные - с плановыми (техпромфинплан, баланс доходов и
расходов, смета);
- данные разных документов, относящиеся к взаимосвязанным хо-
зяйственным операциям, например: сопоставления данных в количестве вы-
пущенных изделий с документами о начисленной заработной плате за выра-
ботку этих изделий; сравнение данных об отгрузке (отпуске) продукции с
пропусками на ее вывоз с территории предприятия и т.д.;
- соблюдение установленного порядка ведения бухгалтерского учета
денежных средств и материальных ценностей, а также обоснованность кор-
респонденции счетов в учетных регистрах;
- достоверность отчетных данных, выявление приписок и других
искажений показателей отчетности.
3.7 Проверка первичных документов и записей в учетных регистрах
производится сплошным или выборочным способом.
При сплошном способе проверяются все документы и записи в регист-
рах бухгалтерского учета. Сплошной проверке подвергаются кассовые и
банковские операции, расчеты с подотчетными лицензиями и некоторые
другие участки деятельности ревизуемого предприятия, указанные в прог-
рамме ревизии.
При выборочном способе проверяется часть первичных документов в
каждом месяце реализуемого периода или за несколько месяцев. Если вы-
борочной проверкой устанавливаются серьезные нарушения или злоупотреб-
ления, то ревизия на данном участке деятельности предприятия проводит-
ся сплошным способом.
3.8. При проверке законности и целесообразности хозяйственных
операций, отраженных в первичных документах, хозяйственная операция
считается законной, если ее содержание не противоречит действующему
законодательству, нормативным актам министерств и ведомств. Целесооб-
разность хозяйственной операции определяется ее направленностью на вы-
полнение задач, стоящих перед ревизуемым предприятием, при соблюдении
законности.
При выявлении незаконных и нецелесообразных хозяйственных опера-
ций реализующий устанавливает, по чьему распоряжению они осуществлены,
а также размер нанесенного материального ущерба.
3.9. Достоверность финансово-хозяйственных операций устанавлива-
ется путем формальной и арифметической проверки документов, а также с
помощью специальных приемов документального и фактического контроля.
При формальной проверке устанавливается: правильность заполнения
всех реквизитов документа; наличие неоговоренных исправлений, под-
чисток, дописок текста и цифр; подлинность подписей должностных и ма-
териально ответственных лиц. В необходимых случаях подпись работника в
данном документе сопоставляется с его подписью в других документах, а
при возникновении сомнений следует получить личное подтверждение ра-
ботника или назначить графологическую экспертизу.
При арифметической проверке определяется правильность подсчетов в
документах, например, правильность показанных итогов в кассовых отче-
тах, в платежных ведомостях на выплату заработной платы и др.
3.10. Достоверность хозяйственных операций, отраженных в первич-
ных документах, при необходимости может быть установлена путем прове-
дения встречных проверок на предприятиях, в учреждениях и организаци-
ях, с которыми ревизуемое предприятие вступило в хозяйственные связи.
При встречных проверках первичные документы и учетные данные ре-
визуемого предприятия сличаются с соответствующими документами и дан-
ными, находящимися в тех организациях (предприятиях), от которых полу-
чены или которым выданы денежные средства и материальные ценности.
Имеющиеся на ревизуемом предприятии выписки банка по расчетным,
текущим и ссудным счетам сопоставляются с подлинными записями по этим
счетам в учреждениях Госбанка СССР и Стройбанка СССР. Копии платежных
документов, имеющиеся на ревизуемом предприятии, сличаются с подлинны-
ми платежными документами, хранящимися в учреждениях банка.
При необходимости проведения встречных проверок на предприятиях,
в учреждениях и организациях, расположенных в других городах и райо-
нах, руководитель ревизионной группы обращается по этому вопросу в
соответствующие вышестоящие организации, которые должны обеспечить
проведение встречных проверок и направление материалов этих проверок
руководителю ревизионной группы, по просьбе которого произведены про-
верки.
3.11. При проведении комплексных ревизий производственной и фи-
нансово-хозяйственной деятельности предприятий наряду с документальной
проверкой применяются следующие приемы фактического контроля в целях
установления действительного объема и качества выполненных работ, а
также фактического получения или выдачи денежных средств и материаль-
ных ценностей, указанных в документах:
- обследование на месте цехов, участков, складов для изучения ор-
ганизации производства и труда, охраны материальных ценностей, состоя-
ния пропускной системы, контроля за ввозом и вывозом материальных цен-
ностей и готовой продукции и т.д. При этом следует ознакомиться с при-
меняемым в цехе (участке) порядком отражения в первичных документах и
регистрах производственного учета операций по переработке сырья и ма-
териалов в соответствии с маршрутами их движения в производстве. Дан-
ные этого учета (журналов ОТК, заводской лаборатории и др.) составля-
ются с записями в бухгалтерском учете;
- проведение частичной (выборочной) или сплошной инвентаризации
товарно-материальных ценностей для установления их фактического нали-
чия и соответствия данным бухгалтерского учета. Инвентаризация прово-
дится в соответствии с действующими основными положениями по инвента-
ризации основных фондов, товарно-материальных ценностей, денежных
средств и расчетов в государственных, кооперативных (кроме колхозов) и
общественных предприятиях и хозяйственных организациях;
- проведение с участием специалистов контрольного обмера строи-
тельных, монтажных, ремонтных и других работ для установления досто-
верности отчетных данных о выполненных объемах этих работ;
- проведение в необходимых случаях с участием специалистов конт-
рольных запусков сырья и материалов в производство, контрольных анали-
зов сырья, материалов и готовой продукции, а также обмера или взвеши-
вания сырья, материалов, полуфабрикатов и готовых изделий для
установления действительного расхода сырья и материалов, правильности
их списания на производство, полноты оприходования готовой продукции,
обоснованности норм материальных затрат, норм выхода готовой продукции
и норм естественной убыли при хранении и транспортировке товарно-мате-
риальных ценностей;
- проверка при необходимости с участием специалистов качества
продукции, соблюдения технических условий и технологических режимов,
соответствия продукции государственным стандартам, артикулов и цен -
прейскурантам.
3.12. Ревизоры принимают меры к тому, чтобы материально от-
ветственные лица присутствовали при инвентаризации вверенных им цен-
ностей, контрольных обмерах выполненных работ, контрольных запусках
сырья и материалов в производство, взятии проб и образцов на исследо-
вание, а также при других аналогичных действиях, направленных на про-
верку деятельности материально ответственных лиц.
3.13. При проведении комплексных ревизий ревизоры имеют право:
- проверять первичные документы, бухгалтерские регистры, отчеты,
планы, сметы и другие документы, наличные денежные суммы, ценные бума-
ги и материальные ценности, требовать представления письменных объ-
яснений должностных и других лиц, а также необходимых справок по воп-
росам, возникающим при проведении ревизий;
- при проверке полноты оприходования по кассе денежных ведомств,
полученных в учреждении Госбанка СССР, тщательно проверять выписки из
расчетных (текущих, спецссудных) счетов, а при необходимости уточнять
в учреждении Госбанка СССР данные о суммах наличных денег, выданных
ревизуемому предприятию за поверяемый период;
- уточнять в учреждениях Госбанка СССР и Стройбанка СССР досто-
верность документов, связанных с операциями ревизуемого предприятия;
- проводить или организовывать проведение сплошных или частичных
инвентаризаций материальных ценностей, опечатывать в необходимых слу-
чаях кассы и кассовые помещения, материальные и вещевые склады, кладо-
вые, архивы. При этом печать (пломбиратор) должна находиться у ревизу-
ющего, а ключ - у материально ответственного лица;
- привлекать через соответствующие организации специалистов для:
определения количества и качества сырья, материалов, полуфабрикатов и
готовой продукции; контрольного обмера строительных, монтажных и дру-
гих работ и определения их качества; проверки фактических затрат сырья
и материалов и в других необходимых случаях;
- получать при необходимости от других предприятий, учреждений
и организаций, независимо от их ведомственной подчиненности, справки
по операциям и расчетам с реализуемым предприятием;
- проверять в предприятиях, организациях и учреждениях других
систем, с их согласия, правильность отдельных операций, связанных с
деятельностью ревизуемого предприятия;
- передавать материалы ревизии следственным органам с последующим
докладом об этом руководителю, назначившему ревизию, принимать меры к
возмещению причиненного ущерба в соответствии с Положением о матери-
альной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предп-
риятию, учреждению, организации.
3.14. При выявлении фактов неправильного расходования госу-
дарственных средств и других нарушений финансовой дисциплины или злоу-
потреблений устанавливается размер причиненного ущерба, причины нару-
шений, должностные лица, по вине которых совершены нарушения.
3.15. При выявлении злоупотреблений и в других необходимых случа-
ях ревизующие получают от должностных и других лиц ревизуемого предп-
риятия копии или выписки из документов, относящихся к выявленным фак-
там (счетов, ордеров, поручений банку, чеков, приказов, писем и других
документов), или справки, составленные на основании имеющихся докумен-
тов, также письменные объяснения виновных должностных или материально-
ответственных лиц.
3.16. Изъятие ревизорами необходимых подлинных документов, когда
сохранность их в ревизуемом предприятии не гарантируется, а также в
случаях выявления фиктивных документов, совершения подделок и подлогов
производится на основании письменного распоряжения судебно-следствен-
ных и других органов, имеющих на это право. Изъятие документов в этих
случаях производится в порядке, предусмотренном Положением о докумен-
тах и записях в бухгалтерском учете предприятий и хозяйственных орга-
низаций (Сноска 1. См. приложение к письму Минфина СССР от 18 октября
1961 г. N 341).
Взамен изъятых документов в делах ревизуемого предприятия состав-
ляются машинописные или фотографические копии или описи изъятых доку-
ментов, заверенные подписями ревизующего и главного бухгалтера или
другого ответственного лица ревизуемого предприятия.
В отдельных случаях по усмотрению руководителя предприятия разре-
шается не снимать копии с документов денежно-материальной отчетности
(счета,наряды и т.п.), а изъять их по акту с точным перечислением всех
документов (вид, дата, номер документа и сумма).
3.17. За преднамеренное искажение или скрытие факта хищений и
злоупотреблений, использование служебного положения в корыстных целях,
ревизующий привлекается к ответственности в установленном порядке.
4. Ревизия основной деятельности промышленных
предприятий и производственных объединений
4.1. При ревизии выполнения планов производства и реализации про-
дукции необходимо проверить:
- правильность планирования выпуска и реализации продукции, обра-
тив особое внимание на правильность распределения плановых заданий по
кварталам и внутри квартала - по месяцам:
- соответствие годовых планов заданиям пятилетнего плана на соот-
ветствующий год;
- не нарушается ли на предприятии установленный постановлениями
Совета Министров СССР порядок и сроки изменения утвержденных планов по
объему производства и реализации продукции и вносились ли в этих слу-
чаях изменения во взаимосвязанные плановые показатели (себестоимость,
прибыль, фонды поощрения);
- выполнение планов выпуска и реализации продукции и планов про-
изводства важнейших видов продукции по утвержденной номенклатуре; при-
чины отклонений фактического выполнения от плана; выполнение по этим
показателям заданий пятилетнего плана и встречных планов. По произ-
водственным объединениям следует проанализировать выполнение планов в
целом и в размере производственных единиц;
- соответствие отчетных данных о выпуске и реализации продукции
данным бухгалтерского учета и первичных документов; не включена ли в
выполнение плана продукция, не законченная изготовлением в отчетном
периоде, и не допускались ли другие необоснованные искажения и при-
писки в отчетности;
- выполнение заданий и обязательств по поставкам продукции в ко-
личестве, сроки и по номенклатуре (в ассортименте) в соответствии с
заключенными договорами и принятыми к исполнению нарядами; организован
ли на предприятии достоверный оперативный учет выполнения заданий и
обязательств по поставкам продукции; соблюдается ли введенный с 1 ян-
варя 1978 г. порядок премирования руководящих, инженерно-технических
работников и служащих производственных объединений и предприятий про-
мышленности с учетом выполнения заданий и обязательств по поставкам
продукции: потери (штрафы, пени, неустойки и др.), вызванные недо-
поставкой и нарушением сроков поставки продукции;
- правильность применения цен на реализованную продукцию;
- качество выпускаемой продукции; выполнение плана по удельному
весу продукции высшей категории качества в общем объеме производства;
количество изделий, которым присвоен Государственный знак качества;
выполнение плана по сортности продукции; потери от брака, уценки това-
ров и рекламаций за поставку некачественной продукции. При проверке
этого вопроса следует использовать данные органов Госстандарта СССР и
Госинспекции по качеству товаров, выяснив причины выпуска продукции
низкого качества (несоблюдение рецептур, нарушение технологического
процесса и др.);
- ритмичность выпуска продукции; причины неритмичной работы; по-
тери продукции за счет невыполнения суточных графиков;
- выполнение заданий по освоению новых видов продукции;
- полнота использования отходов производства, в том числе для вы-
пуска товаров народного потребления.
4.2. При ревизии использования и сохранности основных фонов сле-
дует проверить:
- использование действующих производственных мощностей;
- соблюдение нормативных сроков освоения вновь вводимых мощ-
ностей, потери продукции и прибыли вследствие нарушения нормативных
сроков;
- выполнение плана внедрения новой техники, механизации трудоем-
ких процессов;
- уровень фондоотдачи за ряд лет; разработан и осуществлен ли на
предприятии комплекс мер, направленных на повышение фондоотдачи: уве-
личение коэффициента сменности, сокращение простоев и др.:
- наличие неиспользуемого оборудования, его качественное состоя-
ние, условия хранения;
- выполнение плана-графика планово-предупредительного ремонта и
освоение сметных ассигнований на капитальный и текущий ремонт;
- соответствие фактического наличия основных фондов данным бух-
галтерского учета. Реальность числящихся на балансе основных средств
проверяется путем сопоставления учетных данных с данными последней ин-
вентаризации, проведенной на предприятии. Кроме того, ревизующий про-
водит контрольную инвентаризацию основных средств, на отдельных произ-
водственных участках;
- не передаются ли отдельные предметы основных средств в личное
пользование (оборудование и инвентарь культурно-бытового назначения и
др.);
- соблюдается ли порядок учета основных фондов, предусмотренный
Положением по бухгалтерскому учету основных средств (фондов) госу-
дарственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий
и организаций, утвержденным Министерством финансов СССР;
- своевременность оформления ввода основных фондов в эксплуатацию;
- обоснованность и правильность оформления ликвидации основных
средств; приходуются ли в правильной оценке материалы, полученные при
ликвидации основных средств;
- соблюдается ли порядок применения норм амортизационных отчисле-
ний на полное восстановление и капитальный ремонт в соответствии с По-
ложением о порядке планирования, начисления и использования амортиза-
ционных отчислений в народном хозяйстве, утвержденным Госпланом СССР,
Госстроем СССР, Министерством финансов СССР, Госбанком СССР, Стройбан-
ком СССР и ЦСУ СССР.
4.3. При ревизии использования трудовых ресурсов, средств на оп-
лату труда и премирование необходимо проверить:
- правильность планирования производительности труда и фондов за-
работной платы, в том числе в поквартальном разрезе. При этом следует
установить, не допускалось ли в плане необоснованное снижение произво-
дительности труда в сравнении с прошлым годом, а также увязаны ли за-
дания по росту производительности труда с планами внедрения новой тех-
ники, организационно-технических мероприятий, снижения трудоемкости и
другими показателями;
- выполнение установленного задания по росту производительности
труда;
- удельный вес прироста продукции за счет повышения производи-
тельности труда по плану и фактически по итогам работы за ревизуемый
период;
- соблюдение предусмотренных в плане соотношений между темпами
роста производительности труда и средней заработной платы, включая
выплаты из фонда материального поощрения;
- состояние нормирования труда; удельный вес технически обосно-
ванных норм выработки и нормативов обслуживания; характеристика выпол-
нения норм выработки рабочими-сдельщиками нет; ли случаев значительно-
го перевыполнения норм выработки при невыполнении задания по росту
производительности труда; удельный вес ручного труда и меры, принимае-
мые к существенному его сокращению; имеется ли календарный план пе-
ресмотра норм выработки, его выполнение;
- наличие непроизводственных потерь рабочего времени за счет
простоев, прогулов, неявок на работу с разрешения администрации, про-
цент этих потерь в общем балансе рабочего времени и как они отразились
на объеме выпуска продукции; применяются ли сверхурочные работы,
сколько часов отработано сверхурочно и сумма производственных доплат;
меры, принимаемые к обеспечению более полного и рационального исполь-
зования рабочего времени, устранению простоев и непроизводительных
затрат труда;
- использование фонда заработной платы, причины относительного
перерасхода (с учетом выполнения плана по объему продукции) и меры,
принимаемые к его возмещению; непроизводительные выплаты заработной
платы (оплата простоев, доплаты отступления от нормальных условий и
др.);
- соблюдение установленных штатов и действующих схем должностных
окладов работников аппарата управления;
- соответствие фактических объемов выполненных работ объемам ра-
бот, принятым в расчетах по выплате заработной платы. При этом следует
проверить нет ли случаев приписки объемов выполненных работ, начисле-
ния заработной платы вымышленным лицам и других незаконных выплат;
- правильность оплаты совместительства, заместительства и совме-
щения профессий;
- соблюдение действующих положений о премировании работников про-
изводственных объединений и предприятий промышленности за результаты
хозяйственной деятельности. Не применяются ли какие-либо премиальные
системы, не утвержденные в установленном порядке. При проверке пра-
вильности расходования средств на выплату премий руководящим, инженер-
но-техническим работникам и служащим необходимо строго руководство-
ваться постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15 марта 1977
г. N 211 "О совершенствовании порядка премирования руководящих, инже-
нерно-технических работников и служащих производственных объединений,
предприятий и организаций производственных отраслей народного хо-
зяйства".
При ревизии следует уделить особое внимание проверке соответствия
представленных производственными объединениями, предприятиями и хо-
зяйственными организациями в вышестоящие организации данных о выполне-
нии плановых заданий для получения разрешения на премирование руково-
дящих работников, показателям бухгалтерской и статистической отчет-
ности, а также данным бухгалтерского учета и документов. При выявлении
фактов незаконных выплат премий принимаются необходимые меры по устра-
нению имеющихся нарушений и возмещению в установленном порядке на-
несенного государству ущерба;
- организация и состояние учета расчетов с рабочими и служащими
(табельный учет рабочего времени, оформление расчетно-платежных доку-
ментов и др.); соблюдается ли порядок ведения учета, предусмотренный
Основными положениями по учету труда и заработной платы в промышлен-
ности и строительстве, утвержденными Госкомтрудом СССР, Минфином СССР
и ЦСУ СССР, а также отраслевой инструкцией, утвержденной министерст-
вом (ведомством) для подведомственных предприятий;
- правильность ведения расчетов за товары, проданные торговыми
предприятиями в кредит рабочим и служащим ревизуемого предприятия.
4.4. При ревизии использования и сохранности товарно-материальных
ценностей необходимо проверить:
- выполнение плановых заданий по снижению материалоемкости про-
дукции, экономии сырья, материалов, энергии, топлива и нефтепродуктов;
- состояние складского хозяйства и обеспечение мест хранения
весовыми и измерительными приборами, мерной тарой; условия хранения
сырья и материалов, не допускается ли при этом снижение их качества и
порча; правильность приемки сырья и материалов по количественным и ка-
чественным показателям;
- сохранность товарно-материальных ценностей; заключены ли пись-
менные договоры о материальной ответственности с работниками, которым
переданы ценности; полностью ли оприходованы фактически полученные ма-
териальные ценности; предоставляются ли ежегодные (очередные) отпуска
материально ответственным лицам с передачей ценностей лицам, их заме-
няющим;
- соблюдение порядка учета материалов и контроля за их использо-
ванием, предусмотренного Основными положениями по учету материалов на
предприятиях и стройках, утвержденными Министерством финансов СССР, а
также отраслевой инструкцией, утвержденной министерством (ведомством)
для подведомственных предприятий;
- состояние работы по нормированию расходов сырья, материалов,
топлива, электроэнергии, принимаемые меры по внедрению прогрессивных
норм расхода сырья и материалов;
- правильность списания сырья и материалов на производство, соот-
ветствие действующих норм современному уровню технологии и организации
производства. При этом следует установить, нет ли случаев, когда в ре-
зультате завышения норм расхода сырья и материалов образуются неучтен-
ные излишки материальных ценностей, а также случаев списания их в за-
вышенных размерах против фактического расходования;
- своевременность и правильность проведения инвентаризаций товар-
но-материальных ценностей; правильность определения результатов инвен-
таризаций и отражения их в бухгалтерском учета, а также обоснованность
списания недостач и потерь товарно-материальных ценностей по нормам
естественной убыли при их хранении и транспортировке;
- реальность числящихся на балансе остатков материальных цен-
ностей в пути. Организован ли оперативный контроль за поступлением
грузов и за выданными доверенностями на получение ценностей;
- не допускается ли незаконный отпуск на сторону фондируемых и
дефицитных материальных ценностей;
- соблюдаются ли установленные нормы бесплатной выдачи спецодеж-
ды, спецобуви и спецпитания;
- обеспечены ли сохранность и правильный учет драгоценных метал-
лов, алмазов, изделий из них, и спирта на складах и в производстве в
соответствии с действующими положениями.
4.5. При ревизии кассовых, расчетных и кредитных операций следует
проверить:
- сохранность денежных средств и соответствие фактического нали-
чия денежных средств данным бухгалтерского учета. Ревизию следует на-
чать с инвентаризации наличных денег, ценных бумаг и бланков строгой
отчетности, находящихся в кассе, обеспечивая при этом внезапность ре-
визии кассы;
- соблюдение кассовой дисциплины и других требований, предусмот-
ренных Положением о ведении кассовых операций государственными, коопе-
ративными и общественными предприятиями, организациями и учреждениями;
- соблюдение установленного порядка выдачи подотчетных сумм; за-
конность и целесообразность расходования средств подотчетными лицами.
Не превышаются ли утвержденные лимиты расходования средств на команди-
ровки и соблюдаются ли другие требования Инструкции о составе расходов
на служебные командировки работников, их учете и порядке контроля за
правильностью использования средств на эти цели, утвержденной Минфином
СССР, Госбанком СССР и ЦСУ СССР;
- достоверность, законность и целесообразность операций, прове-
денных по расчетному, текущим и ссудным счетам в банке, а также по ак-
кредитивам и чекам из лимитированных и нелимитированных чековых книжек;
- состояние расчетов с бюджетом по налогу с оборота, платежам из
прибыли и прочим платежам и выполнение планов по этим платежам;
- эффективность использования, своевременность погашения, обеспе-
ченность кредитов банка;
- законность и реальность задолженности по расчетам с поставщика-
ми, покупателями, разными дебиторами и кредиторами, а также по внутри-
ведомственным и внутрихозяйственным расчетам; своевременность пере-
числения в бюджет кредиторской и депонентской задолженности, по кото-
рым истекли сроки исков давности;
- состояние расчетов по возмещению материального ущерба. При этом
необходимо установить в полной ли мере применяется в надлежащих случа-
ях Положение о материальной ответственности рабочих и служащих за
ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации. Следует также
проверить обоснованность списания потерь, образовавшихся вследствие
недостач, хищений и порчи ценностей.
4.6. При ревизии затрат на производство и себестоимость продукции
необходимо проверить:
- правильность планирования затрат на рубль товарной продукции
снижения себестоимости сравнимой товарной продукции, уровня себестои-
мости отдельных видов продукции, смет расходов на обслуживание произ-
водства и управление;
- достоверность данных учета и отчетности о фактической себестои-
мости продукции, полнота и правильность отражения в учете фактических-
затрат на производство, реальность числящихся на балансе расходов бу-
дущих периодов, резервов предстоящих расходов и платежей;
- выполнение плана по себестоимости товарной продукции, причины
отклонений от плана в целом и по отдельным калькуляционным статьям;
- причины непроизводительных расходов и потерь, принимаемые меры
к их сокращению;
- соблюдение предельных ассигнований на содержание аппарата уп-
равления;
- своевременность и качество проведения инвентаризаций незавер-
шенного производства. При этом следует установить, не числятся ли в
составе остатков незавершенного производства затраты по аннулированным
заказам, потери от скрытого брака и некомплектных заделов;
- правильность распределения расходов на содержание и эксплуата-
цию оборудования, общецеховых и общезаводских расходов между товарным
выпуском и незавершенным производством, а также между отдельными вида-
ми продукции;
- соблюдение порядка учета затрат на производство и калькулирова-
ния себестоимости продукции, предусмотренного Основными положениями по
планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на про-
мышленных предприятиях, утвержденными Госпланом СССР, Госкомитетом
СССР по ценам, Минфином СССР и ЦСУ СССР, а также отраслевой инструкци-
ей, утвержденной министерством (ведомством) для подведомственных
предприятий.
4.7. При ревизии правильности образования и использования прибы-
ли, фондов, резервов и финансового состояния следует проверить:
- правильность планирования прибыли; соответствие суммы прибыли,
предусмотренной в утвержденном годовом плане, заданию пятилетнего пла-
на на соответствующий год; правильность поквартального распределения
плана прибыли;
- выполнение плана прибыли; факторы, повлиявшие на недовыполнение
или перевыполнение плана прибыли. При этом следует установить, не до-
пускается ли сверхплановый выпуск малорентабельной и убыточной продук-
ции, не имеющей сбыта, при невыполнении плана выпуска высокорентабель-
ной продукции, пользующейся повышенным спросом; проводятся ли меропри-
ятия по ликвидации убыточности отдельных изделий;
- достоверность данных учета и отчетности о финансовых результа-
тах от реализации товарной продукции, прочей реализации и внереализа-
ционной деятельности;
- правильность распределения прибыли, определения размеров платы
в бюджет за производственные фонды, фиксированных платежей и свободно-
го остатка прибыли;
- правильность образования и расходования фонда материального по-
ощрения и фонда социально-культурных мероприятий жилищного строительс-
тва, а также фонда развития производства и других специальных фондов в
соответствии с действующими положениями об этих фондах;
- правильность расходования средств целевого финансирования и це-
левых поступлений (на содержание детских учреждений, пионерских лаге-
рей и др.);
- правильность образования и использования резервов предстоящих
расходов и платежей; на оплату отпусков, на восстановление износа и
ремонт автомобильных шин и других резервов, разрешенных в установлен-
ном порядке;
- обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами и
их сохранность; своевременность и источники выполнения недостатка
собственных оборотных средств;
- наличие сверхнормативных, не прокредитованных банком запасов
товарно-материальных ценностей; по каким видам сырья и материалов, го-
товых изделий имеются излишние и ненужные запасы;
оборачиваемость оборотных средств, в том числе нормируемых; вы-
полнение установленного задания по вовлечению в хозяйственный оборот
излишних и неиспользуемых запасов материальных ценностей и оборудова-
ния;
- иммобилизация оборотных средств на капитальное строительство,
капитальный ремонт и другие не предусмотренные планом цели.
4.8. При ревизии выполнения государственного плана капитальных
вложений следует проверить: соблюдение установленных сроков строи-
тельства, реконструкции и ввода в действие производственных мощностей
и объектов, обратив особое внимание на объекты, сооружаемые на базе
импортного оборудования; выполнение плана взносов собственных средств
на финансирование капитальных вложений и задания по мобилизации внут-
ренних ресурсов в капитальном строительстве.
4.9. При ревизии состояния бухгалтерского учета, отчетности и
внутрихозяйственного контроля необходимо проверить: осуществление ме-
роприятий по совершенствованию организации первичного учета, внедрению
прогрессивных форм и методов учета, централизации и механизации бух-
галтерского учета; достоверность данных учета и отчетности; организа-
цию внутризаводского хозрасчета.
5. Применение вычислительной техники при проведении
комплексных ревизий
5.1. Применение вычислительной техники при проведении ревизий
освобождает ревизующих от трудоемкой технической работы и позволяет им
больше внимания уделять проверке качества и достоверности первичных
документов, достоверности записей в учетных регистрах, законности со-
вершенных операций.
5.2. Вычислительные машины могут широко применяться при ревизии
массовых хозяйственных и финансовых операций; кассовых, расчетных и
кредитных операций; расчетов по заработной плате; операций с произ-
водственными запасами и основными фондами; операций по выпуску, отг-
рузке и реализации продукции и др.
5.3. До начала ревизии руководитель ревизионной группы составляет
план механизированной проверки достоверности производственных вычисле-
ний в первичных документах и учетных регистрах.
При наличии на ревизуемом предприятии своей машиносчетной уста-
новки (ИВУ, МСС, МСБ) использование вычислительной техники и работни-
ков машиносчетной установки для выполнения работ, предусмотренных
программой ревизии, производится с разрешения руководителя ревизуемого
предприятия.
При отсутствии на ревизуемом предприятии своей машиносчетной
установки использование при проведении ревизии вычислительной техники
машиносчетных установок других ведомств на условиях подряда осущест-
вляется с разрешения руководителя, назначившего ревизию. В отдельных
случаях, с целью сокращения затрат времени на перевозку документов и
учетных регистров, могут быть приглашены на ревизуемое предприятие
операторы машиносчетной установки с необходимой вычислительной техни-
ки.
5.4. Передачу отобранных документов для последующей машинной про-
верки на машиносчетную установку за пределы ревизуемого предприятия
производит главный бухгалтер предприятия в присутствии ревизора по
описи, оформленной в надлежащем порядке.
Вместе с документами операторам машиносчетной установки вручаются
инструкции по машинной проверке вычислений в различных документах и
макеты таблиц (ведомостей) для записей результатов машинной проверки
документов и выявленных расхождений.
5.5. После машинной проверки документы из машиносчетной установки
получает по описи главный бухгалтер ревизуемого предприятия, а заве-
ренная оператором ведомость выявленных расхождений вручается лично ре-
визору.
Ревизор тщательно анализирует вскрытые расхождения, выясняет при-
чины и последствия каждого расхождения (присвоение средств, сокрытие
недостач или излишков и др.), а также виновных в этом должностных и
материально ответственных лиц.
6. Оформление результатов комплексной ревизии
6.1. Для обобщения результатов комплексной ревизии всей деятель-
ности предприятия составляется акт, в котором отражаются выявленные
ревизией недостатки в работе и нарушения государственной дисциплины.
Акт ревизии подписывается руководителем ревизионной группы, руко-
водителем и главным (старшим) бухгалтером ревизуемого предприятия, а в
необходимых случаях руководителем и главным (старшим) бухгалтером, ра-
нее работавшими в ревизуемом предприятии, к периоду работы которых от-
носятся выявленные нарушения.
6.2. При наличии возражений или замечаний по акту ревизии руково-
дитель и главный (старший) бухгалтер делают об этом оговорку перед
своей подписью и не позднее трех дней со дня подписания акта представ-
ляют письменные объяснения. По акту представляются также объяснения
других должностных лиц ревизуемого предприятия, непосредственно винов-
ных в установленных ревизией нарушениях. правильность фактов, изложен-
ных в объяснениях, должна быть проверена ревизующим и дано по ним
письменное заключение.
Один экземпляр акта ревизии вручается руководителю ревизуемого
предприятия.
6.3. В тех случаях, когда выявленные ревизией нарушения или злоу-
потребления могут быть сокрыты или по выявленным фактам необходимо
принять срочные меры к устранению нарушений или привлечению к от-
ветственности лиц, виновных в злоупотреблениях, в ходе ревизии, не
ожидая ее окончания, составляется отдельный промежуточный акт и истре-
буются от должностных или материально ответственных лиц необходимые
объяснения.
Промежуточные акты составляются также для оформления результатов
ревизии отдельных участков деятельности ревизуемого предприятия по ре-
зультатам ревизии кассы, инвентаризации материальных ценностей и ос-
новных фондов, контрольного обмера и проверки качества выполненных
строительно-монтажных работ и др.
Промежуточные акты прилагаются в основному акту ревизии и под-
писываются членами ревизионной группы, которые участвовали в ревизии
данного участка деятельности ревизуемого предприятия и должностными
лицами, отвечающими за этот участок работы, или материально от-
ветственными лицами, отвечающими за сохранность денежных средств и ма-
териальных ценностей. Один экземпляр промежуточного акта вручается
должностному (материально ответственному) лицу ревизуемого предприя-
тия, подписавшему акт.
Факты, изложенные в промежуточных актах, включаются в основной
(общий) акт ревизии.
6.4. Результаты ревизии излагаются в акте на основе: проверенных
данных и фактов, вытекающих из имеющихся в ревизуемом предприятии до-
кументов и материалов; результатов произведенных встречных проверок;
проверок фактического совершения операций; результатов взвешивания и
обмера сырья и материалов, проведения контрольных обмеров выполненных
работ, контрольных запусков сырья и материалов в производство, конт-
рольных анализов сырья, материалов и готовой продукции; результатов
проверки качества продукции, соблюдения технических условий и техноло-
гических режимов производства, соответствия продукции государственным
стандартам, артикулов и цен - прейскурантам; других данных, вытекающих
из заключений специальных экспертиз.
6.5. В изложении акта ревизии должна быть соблюдена объектив-
ность, ясность, точность описания выявленных фактов и данных, лаконич-
ность.
По каждому факту, отраженному в акте, должно быть четко изложено
его содержание, со ссылкой на соответствующие документы и материалы и
с указанием нарушений отдельных законов или других нормативных актов.
Выявленные факты однородных массовых нарушений (например, по ре-
зультатам проверки авансовых отчетов подотчетных лиц и т.п.) группиру-
ются в ведомостях, прилагаемых к акту ревизии, а в акте приводятся
только итоговые данные и содержание этих нарушений, со ссылкой на
соответствующее приложение. В этих случаях в прилагаемом к акту реви-
зии перечне (ведомости) нарушений указываются: проверяемый период, да-
та и номер документа, наименование нарушенного законоположения
(статья, пункт), содержание нарушения, фамилия, инициалы и должность
виновного лица, сумма ущерба. Ведомость подписывается ревизующим и
главным (старшим) бухгалтером ревизуемого предприятия.
Не допускается включение в акт ревизии различного рода выводов,
предположений и не подтвержденных документами данных, не допускается
также включение в акт сведений из следственных материалов и ссылок на
показания должностных и материально ответственных лиц, данные ими
следственным органам.
Акт ревизии не должен содержать квалификацию, оценку действий от-
дельных должностных и материально ответственных лиц, в частности,
"расхитил денежные средства", "присвоил государственное имущество",
"допускал антигосударственную практику" и т.п.
6.6. В акте ревизии приводятся:
- общие данные о выполнении ревизуемым предприятием произ-
водственных и финансовых планов;
- выявленные факты нарушений законов СССР, указов Президиума Вер-
ховного Совета СССР, решений Совета Министров СССР, нормативных актов
министерств и ведомств;
- факты неправильного планирования производственных и финансовых
показателей, невыполнения заданий и обязательств, неправильного расхо-
дования средств и другие нарушения финансовой дисциплины;
- факты неправильного ведения бухгалтерского учета и составления
отчетности;
- выявленные факты бесхозяйственности , недостач и хищений денеж-
ных средств и материальных ценностей;
- размеры причиненного материального ущерба и другие последствия
допущенных нарушений, с указанием фамилий и должностей лиц, по вине
которых они были допущены;
- вскрытые при ревизии дополнительные возможности и резервы уве-
личения выпуска и реализации продукции, снижения ее себестоимости,
увеличения прибыли, сокращения затрат на содержание аппарата управле-
ния, ликвидации потерь и непроизводительных расходов, увеличения дохо-
дов бюджета.
6.7. Акт ревизии не следует загромождать описанием структуры ре-
визуемого предприятия, а также плановыми и отчетными данными, имеющи-
мися в периодической и годовой отчетности.
В случае, когда по результатам ревизии возникает необходимость
использовать хорошие образцы работы и распространять их в других
предприятиях и хозяйственных организациях, руководитель ревизионной
группы отдельно докладывает об этом руководителю, назначившему ревизию.
6.8. При составлении акта комплексной ревизии производственной и
финансово-хозяйственной деятельности промышленных предприятий и произ-
водственных объединений рекомендуется следующая последовательность из-
ложения результатов ревизии:
- вступительная часть (наименование и подчиненность ревизуемого
предприятия, состав ревизионной группы, на основании каждого документа
проведена ревизия, за какой период, фамилии и инициалы руководителей
ревизуемого предприятия и время их работы, какие участки деятельности
предприятия подвергнуты сплошной проверке и какие - выборочной и др.);
- производство и реализация продукции;
- использование и сохранность основных фондов;
- использование трудовых ресурсов и фондов заработной платы;
- использование и сохранность материальных ценностей;
- кассовые, расчетные и кредитные операции;
- затраты на производство и себестоимость продукции;
- прибыль, фонды, резервы и финансовое состояние;
- капитальные вложения;
- состояние бухгалтерского учета, отчетности и внутрихозяйствен-
ного контроля.
6.9. Материалы каждой ревизии принимаются от руководителя ревизи-
онной группы руководителем контрольно-ревизионного аппарата организа-
ции, назначившей ревизию. О принятии ревизионных материалов делается
отметка на последней странице акта ревизии: "Акт ревизии принят"; ука-
зывается дата и ставится подпись лица, принявшего акт ревизии.
7. Принятие мер к устранению выявленных ревизией
нарушений государственной дисциплины и недостатков
7.1. Результаты ревизии предаются гласности, о них информируются
общественные организации ревизуемого предприятия.
В необходимых случаях результаты ревизии вносятся на обсуждение
производственных совещаний или собраний рабочих и служащих.
Руководитель ревизионной группы в ходе ревизии принимает меры к
устранению выявленных недостатков и возмещению причиненного ущерба.
7.2. На основании материалов ревизии руководитель ревизионной
группы не позднее недельного срока после подписания акта ревизии раз-
рабатывает и представляет руководителю, назначившему ревизию, проект
приказа или письма с конкретными предложениями, направленными на уст-
ранение выявленных нарушений государственной дисциплины, принятие мер
к возмещению причиненного ущерба, предотвращения злоупотреблений, уст-
ранение причин неудовлетворительной работы ревизуемого предприятия и
улучшение его финансово-хозяйственной деятельности.
7.3. Руководитель организации, назначившей ревизию, обязан не
позднее чем в 15-дневный срок по окончании ревизии рассмотреть резуль-
таты ревизии и принять по ним необходимые меры.
Руководитель контрольно-ревизионного аппарата организации, назна-
чившей ревизию, должен обеспечить надлежащий контроль за исполнением
принятых решений.
7.4. В случаях, когда имеется основание для привлечения виновных
лиц к уголовной ответственности материалы ревизий передаются
следственным органам и одновременно руководством ревизуемого предприя-
тия или вышестоящей организации решается вопрос об отстранении от ра-
боты виновных должностных и материально ответственных лиц.
Передача материалов следственным органам может производиться в
необходимых случаях непосредственно руководителем ревизионной группы,
производившей ревизию.
Передаваемые в следственные органы материалы должны содержать:
заявление (письмо), в котором должно быть изложено, в чем состоит суть
злоупотреблений, какие законы нарушены, размер причиненного госу-
дарству ущерба, виновные лица; акт ревизии, подписанный надлежащими
лицами; подлинные документы или копии документов, подтверждающие факты
выявленных злоупотреблений; объяснения ревизуемых, а также других лиц,
чьи показания имеют значение для проверки обстоятельств совершения
злоупотреблений; заключения ревизующих по этим объяснениям.
При передаче материалов ревизии следственным органам в делах
контрольно-ревизионного органа должны быть оставлены: копия акта реви-
зии; копия объяснений должностных лиц обревизованной организации, ви-
новных в установленных ревизией нарушениях и злоупотреблениях; копии
основных документов подтверждающих указанные в акте злоупотребления и
нарушения; документ, подтверждающий передачу материалов следственным
органам.
7.5. При передаче материалов в следственные органы для привлече-
ния виновных к уголовной ответственности перед следственными органами
одновременно ставится вопрос о принятии мер к обеспечению гражданских
исков, а руководителю ревизуемого предприятия предлагается предъявить
к виновным лицам гражданские иски о возмещении причиненного ущерба.
7.6. В случаях, когда причинен материальный ущерб, но виновные
лица не привлекаются к уголовной ответственности, или уголовное дело
прекращено, следует предложить руководителю ревизуемого предприятия
предъявить гражданские иски к лицам, виновным в причинении материаль-
ного ущерба.
7.7. Контрольно-ревизионные органы министерства, ведомств и хо-
зяйственных организаций должны устанавливать деловые контакты с орга-
нами следствия при расследовании ими дел по материалам ревизий.
Отказ в возбуждении уголовного дела или постановление следствен-
ных органов о прекращении уголовного дела, возбужденного по материалам
ревизии, могут быть обжалованы в установленном законом порядке.
7.8. Контрольно-ревизионные органы (управления, отделы ми-
нистерств, ведомств и хозяйственных организаций:
- осуществляют контроль за проведением в жизнь мер по устранению
выявленных ревизиями недостатков и нарушений выполнением принятых ре-
шений;
- ведут учет проведенных ревизий и их результатов;
- ведут учет поступающих в контрольно-ревизионный орган жалоб,
заявлений и писем трудящихся;
- представляют в вышестоящие органы статистическую отчетность о
работе контрольно-ревизионного аппарата по установленным формам;
- немедленно по окончании ревизий информируют местные партийные и
советские органы и вышестоящие органы о всех выявленных случаях грубых
нарушений законов, а также о фактах очковтирательства, крупных злоу-
потреблений, растрат, хищений государственных средств, об обстоя-
тельствах и условиях, способствовавших совершению указанных нарушений
и злоупотреблений, а также представляют предложения о мерах предот-
вращения подобных случаев в дальнейшем, привлечении виновных лиц к от-
ветственности и возмещении причиненного ущерба;
- систематически изучают и обобщают материалы ревизий и на основе
этого вносят в необходимых случаях предложения: о пересмотре действую-
щих положений, правил, инструкций и других нормативных актов; улучше-
нии системы учета и внутрихозяйственного контроля за экономным расхо-
дованием и сохранностью государственных средств; предотвращении воз-
можностей злоупотреблений и нарушений государственной дисциплины;улуч-
шении финансово-хозяйственной деятельности предприятий и хозяйственных
организаций; совершенствовании внутриведомственного контроля.
7.9. На основе настоящей типовой инструкции рекомендуется ми-
нистерствам и ведомствам СССР разрабатывать и утверждать по согласова-
нию с Министерством финансов СССР инструкции о порядке проведения
комплексных ревизий подведомственных предприятий и хозяйственных орга-
низаций, принимая во внимание отраслевые особенности производства.
Республиканские министерства и ведомства согласовывают разрабо-
танные ими инструкции с министерством финансов союзной республики.
Начальник Контрольно-ревизионного управления
С.М.Устинюк
Приложение 2
к письму Министерства финансов СССР
от 14 сентября 1978 г. N 85
П Е Р Е Ч Е Н Ь
основных нормативных документов, используемых
при проведении комплексных ревизий
1. Положение о бухгалтерских отчетах и балансах государственных,
кооперативных (кроме колхозов) и общественный предприятий и организа-
ций, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 12 сентября
1951 г. N 3447 с учетом дополнений и изменений. (Изм. ред. - письмо
МВД СССР от 14.11.79 N 181)
2. Положение о документах и записях в бухгалтерском учете предп-
риятий и хозяйственных организаций, утвержденное Министерством фи-
нансов СССР от 18 октября 1961 г. N 343.
3. Положение о главных (старших) бухгалтерах государственных, ко-
оперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий, организаций и
учреждений, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 6 но-
ября 1964 г. N 923.
4. Положение о социалистическом государственном производственном
предприятии, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 4
октября 1965 г. N 731.
5. Письмо Министерства финансов СССР от 30 мая 1968 г. N 130 "О
плане счетов бухгалтерского учета производственно-хозяйственной дея-
тельности предприятий, строек и хозяйственных организаций".
6. Основные положения по инвентаризации основных фондов товар-
но-материальных ценностей, денежных средств и расчетов в государствен-
ных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятиях и хо-
зяйственных организациях - приложение к письму Министерства финансов
СССР от 18 сентября 1968 г. N 230;
7. Основные положения по планированию, учету и калькулированию
себестоимости продукции на промышленных предприятиях, утвержденные 20
июля 1970 г. Госпланом СССР, Госкомитетом цен Совмина СССР, Минфином
СССР и ЦСУ СССР.
8. Типовая инструкция к составлению отчетов промышленных предпри-
ятий о выполнении плана по продукции, утвержденному ЦСУ СССР 11 мая
1971 г. N 4-102.
9. Основные положения по учету труда и заработной платы промыш-
ленности и строительстве, утвержденные Госкомтруда СССР, Минфином СССР
и ЦСУ СССР 27 апреля 1973 г.
10. Инструкция Минфина СССР, Госбанка СССР, ЦСУ СССР от 15 июня
1973 г. N 125/82-13-03 "О составе расходов на служебные командировки
работников, их учете и порядке контроля за правильностью использования
средств на эти цели".
11. Положение о ведении кассовых операций государственными, коо-
перативными и общественными предприятиями, организациями и учреждения-
ми, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 6 августа
1973 г. N 552.
12. Положение о производственном объединении (комбинате), утверж-
денное постановлением Совета Министров СССР от 27 марта 1974 г. N 212.
13. Положение о порядке планирования, исчисления и использования
амортизационных отчислений в народном хозяйстве, утвержденное Госпла-
ном СССР, Госстроем СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР, Стройбанком
СССР и ЦСУ СССР 15 марта 1974 г.
14. Основные положения по учету материалов на предприятиях и
стройках - приложение к письму Министерства финансов СССР от 30 апреля
1974 г. N 103.
15. Указания о порядке проведения ревизий в условиях механизации
бухгалтерского учета - приложение к письму Министерства финансов СССР
от 16 декабря 1975 г. N 115.
16. Положение по бухгалтерскому учету основных средств (фондов)
государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предп-
риятий и организаций - приложение к письму Министерства финансов СССР
от 7 мая 1976 г. N 30.
17. Основные положения об образовании и расходовании фонда мате-
риального поощрения и фонда социально-культурных мероприятий и жилищ-
ного строительства на 1976-1980 годы в производственных объединениях
(комбинатах), на предприятиях и организациях промышленности, переве-
денных на новую систему планирования и экономического стимулирования,
утвержденные Госкомтрудом СССР, Минфином СССР, Госпланом СССР и ВЦСПС
3 декабря 1976 г. N АБ-42-Д.
18. Указания о методах счетной проверки бухгалтерских отчетов и
балансов государственных предприятий и хозяйственных организаций -
приложение к письму Минфина СССР от 28 января 1976 г. N 5; дополнение
к этим указаниям - приложение к письму Минфина СССР от 29 июня 1977 г.
N 43.
19. Основные положения о премировании работников производственных
объединений (комбинатов) и предприятий промышленности за основные ре-
зультаты хозяйственной деятельности , утвержденные Госкомтрудом СССР и
ВЦСПС от 28 июня 1977 г. N 207/П-9.
20. Инструкция Госплана СССР, Госснаба СССР, Госкомтруда СССР,
Минфина СССР, ЦСУ СССР и ВЦСПС от 17 августа 1977 г. "О порядке учета
выполнения заданий и обязательств по поставкам продукции при премиро-
вании руководящих, инженерно-технических работников и служащих произ-
водственных объединений и предприятий промышленности, а также снабжен-
ческих организаций". |