В СЛУЧАЕ ПОЛУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, НЕ
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РФ ЧЕРЕЗ
ПОСТОЯННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО, В РАМКАХ БРОКЕРСКОГО
ДОГОВОРА С БАНКОМ ДОХОДОВ, УКАЗАННЫХ В П. 1 СТ. 309 НК
РФ, У БАНКА ВОЗНИКАЕТ ОБЯЗАННОСТЬ НАЛОГОВОГО АГЕНТА В
ОТНОШЕНИИ ТАКИХ ДОХОДОВ. В ЧАСТНОСТИ, ДАННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ НА ПРОЦЕНТНЫЕ (КУПОННЫЕ) ДОХОДЫ
ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ И
МУНИЦИПАЛЬНЫМ ЭМИССИОННЫМ ЦЕННЫМ БУМАГАМ И ПО
ОБЛИГАЦИЯМ РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
В СООТВЕТСТВИИ С П. 1 СТ. 310 НК РФ НАЛОГ С
ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ОТ
ИСТОЧНИКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ИСЧИСЛЯЕТСЯ И
УДЕРЖИВАЕТСЯ РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ИЛИ ИНОСТРАННОЙ
ОРГАНИЗАЦИЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ЧЕРЕЗ ПОСТОЯННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО,
ВЫПЛАЧИВАЮЩИМИ ДОХОД ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ПРИ
КАЖДОЙ ВЫПЛАТЕ ДОХОДОВ, УКАЗАННЫХ В П. 1 СТ. 309 НК
РФ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ СЛУЧАЕВ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ П. 2 СТ.
310 НК РФ, В ВАЛЮТЕ ВЫПЛАТЫ ДОХОДА.
СОДЕРЖАЩИЕСЯ В П. 3 СТ. 3 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ
22.04.1996 N 39-ФЗ "О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ" И В ПРИКАЗЕ
ФСФР ОТ 05.11.2011 N 11-7/ПЗ-Н ТРЕБОВАНИЯ О ТОМ, ЧТО
ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА КЛИЕНТОВ, ПЕРЕДАННЫЕ ИМИ БРОКЕРУ ДЛЯ
СОВЕРШЕНИЯ СДЕЛОК С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ И (ИЛИ)
ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ПРОИЗВОДНЫМИ
ФИНАНСОВЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ, А ТАКЖЕ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА,
ПОЛУЧЕННЫЕ БРОКЕРОМ ПО ТАКИМ СДЕЛКАМ И (ИЛИ) ТАКИМ
ДОГОВОРАМ, КОТОРЫЕ СОВЕРШЕНЫ (ЗАКЛЮЧЕНЫ) БРОКЕРОМ НА
ОСНОВАНИИ ДОГОВОРОВ С КЛИЕНТАМИ, ДОЛЖНЫ НАХОДИТЬСЯ НА
ОТДЕЛЬНОМ БАНКОВСКОМ СЧЕТЕ (СЧЕТАХ), ОТКРЫВАЕМОМ
(ОТКРЫВАЕМЫХ) БРОКЕРОМ В КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
(СПЕЦИАЛЬНЫЙ БРОКЕРСКИЙ СЧЕТ), НЕ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ НА
КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ.
СОГЛАСНО ПРАВИЛАМ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В
КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ БАНКА
РОССИИ 26.03.2007 N 302-П, УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО ОПЕРАЦИЯМ
С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ, СОВЕРШАЕМЫМ НА ОСНОВАНИИ
ЗАКЛЮЧЕННЫХ БРОКЕРСКИХ ДОГОВОРОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА
ЛИЦЕВЫХ СЧЕТАХ, ОТКРЫВАЕМЫХ В РАЗРЕЗЕ БАЛАНСОВЫХ
СЧЕТОВ 30601, 30606. В СООТВЕТСТВИИ С ПИСЬМОМ БАНКА
РОССИИ ОТ 24.01.1996 N 230 УКАЗАННЫЕ БАЛАНСОВЫЕ СЧЕТА
ОТНОСЯТСЯ К КАТЕГОРИИ ВНУТРИБАНКОВСКИХ СЧЕТОВ.
СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ЛИЦЕВОЙ СЧЕТ, ОТКРЫВАЕМЫЙ БАНКОМ
ДЛЯ ОТРАЖЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ КЛИЕНТА В РАМКАХ ИСПОЛНЕНИЯ
ДОГОВОРА НА БРОКЕРСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, НЕ ЯВЛЯЕТСЯ
БАНКОВСКИМ СЧЕТОМ КЛИЕНТА. ПРИ ЕГО ОТКРЫТИИ ОТНОШЕНИЙ
ПО ДОГОВОРУ БАНКОВСКОГО СЧЕТА МЕЖДУ БАНКОМ И КЛИЕНТОМ
НЕ ВОЗНИКАЕТ.
КРОМЕ ТОГО, УКАЗАННЫЙ СЧЕТ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИЦЕВЫМ
СЧЕТОМ БАНКА, ОТКРЫТЫМ ДЛЯ УЧЕТА ОСУЩЕСТВЛЕННЫХ ИМ (А
НЕ ЕГО КЛИЕНТОМ) РАСЧЕТОВ ПО СДЕЛКАМ С ЦЕННЫМИ
БУМАГАМИ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ОТРАЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОТ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БРОКЕРСКИХ ОПЕРАЦИЙ НА СООТВЕТСТВУЮЩЕМ
ВНУТРИБАНКОВСКОМ СЧЕТЕ НЕ МОЖЕТ РАССМАТРИВАТЬСЯ КАК
ВЫПЛАТА ДОХОДА НА БАНКОВСКИЙ СЧЕТ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
ПРИ ОТРАЖЕНИИ ПОСТУПЛЕНИЙ ПО ОПЕРАЦИЯМ С ЦЕННЫМИ
БУМАГАМИ ПО СООТВЕТСТВУЮЩЕМУ ЛИЦЕВОМУ СЧЕТУ, ОТКРЫТОМУ
В РАЗРЕЗЕ ВНУТРИБАНКОВСКОГО СЧЕТА 30606, У БАНКА НЕ
ВОЗНИКАЕТ ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОВОГО АГЕНТА ПО ИСЧИСЛЕНИЮ
И УДЕРЖАНИЮ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ С ДОХОДОВ ИНОСТРАННОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ. УКАЗАННАЯ ОБЯЗАННОСТЬ ВОЗНИКАЕТ У БАНКА
ПРИ ПЕРЕЧИСЛЕНИИ С УКАЗАННОГО ВНУТРИБАНКОВСКОГО СЧЕТА
В ПОЛЬЗУ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ОТ
ОПЕРАЦИЙ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ, УКАЗАННЫХ В П. 1 СТ. 309
НК РФ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ СЛУЧАЕВ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ П. 2
СТ. 310 НК РФ.
ПРАВОМЕРНА ЛИ УКАЗАННАЯ ПОЗИЦИЯ БАНКА?
ПИСЬМО
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
30 ноября 2011 г.
N 03-08-05
(Д)
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел
запрос касательно порядка налогообложения дохода иностранной
организации по договору брокерского обслуживания, заключенному с
российским банком, и сообщает следующее.
В соответствии с нормами ст. 247 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) прибылью для иностранных организаций, не
осуществляющих деятельность через постоянное представительство,
признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации,
которые определяются в соответствии со ст. 309 Кодекса.
Таким образом, доходы иностранной организации, относящиеся в
соответствии с нормами п. п. 1 и 2 ст. 309 Кодекса к доходам
иностранной организации от источников в Российской Федерации, подлежат
налогообложению в порядке, установленном ст. 310 Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 310 Кодекса налог с доходов, полученных
иностранной организацией от источников в Российской Федерации,
исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной
организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через
постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной
организации при каждой выплате доходов, указанных в п. 1 ст. 309
Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей
статьи, в валюте выплаты дохода.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ
"О рынке ценных бумаг" (далее - Закон) брокерской деятельностью
признается деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с
ценными бумагами и (или) по заключению договоров, являющихся
производными финансовыми инструментами, по поручению клиента от имени
и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при
их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании
возмездных договоров с клиентом.
Согласно требованиям указанного Закона, Постановления ФКЦБ России
от 11.10.1999 N 9 "Об утверждении Правил осуществления брокерской и
дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации" и
Приказа ФСФР России от 05.04.2011 N 11-7/пз-н "Об утверждении
Требований к правилам осуществления брокерской деятельности при
совершении операций с денежными средствами клиентов брокера" (далее -
Требования) денежные средства клиента, полученные для совершения
сделок с ценными бумагами, а также денежные средства, полученные по
сделкам, должны находиться на специальном брокерском счете,
открываемом в кредитной организации. На специальный брокерский счет
зачисляются также денежные средства по таким сделкам. Брокер обязан
вести учет денежных средств каждого клиента, находящихся на
специальном брокерском счете (счетах), и отчитываться перед клиентом.
Исходя из положений ст. ст. 309 и 310 Кодекса у российской
организации, выступающей брокером (депозитарием) на рынке ценных
бумаг, в результате деятельности которой выплачиваются доходы
иностранной организации, признаваемые доходами от источников в
Российской Федерации, при поступлении денежных средств на специальный
брокерский счет возникает обязанность по исчислению, удержанию и
перечислению в бюджет налога с указанных доходов иностранной
организации.
В то же время согласно п. 3 ст. 3 Закона и п. 1 Требований
вышеуказанные положения на кредитные организации не распространяются.
В соответствии с Положением Банка России от 26.03.2007 N 302-П о
Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях,
расположенных на территории Российской Федерации, учет расчетов по
операциям с ценными бумагами, совершаемым на основании заключенных
брокерских договоров, осуществляется на лицевых счетах, открываемых в
разрезе балансовых счетов 30601 "Средства клиентов по брокерским
операциям с ценными бумагами и другими финансовыми активами" и 30606
"Средства клиентов-нерезидентов по брокерским операциям с ценными
бумагами и другими финансовыми активами".
При этом согласно Письму Банка России от 24.01.1996 N 230
балансовый счет "Средства клиента по брокерским операциям с ценными
бумагами" относится к категории внутрибанковских счетов, открытие и
осуществление операций по которому производится банками без участия
клиентов.
С учетом вышеизложенного, по нашему мнению, у российской
кредитной организации, выступающей в качестве брокера на рынке ценных
бумаг, обязанность налогового агента по исчислению, удержанию и
перечислению в бюджет налога с доходов иностранной организации от
источников в Российской Федерации возникает при выплате денежных
средств с указанного внутрибанковского счета на счет иностранной
организации.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным
правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007
N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет
информационно-разъяснительный характер по вопросам применения
законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не
препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и
сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем
письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А. КОМОВА
30 ноября 2011 г.
N 03-08-05 |