ОБ ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ "НАЛОГОВЫХ
КАНИКУЛ" ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА И НАЛОГА НА
ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
ПИСЬМО
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
24 ноября 2011 г.
N 03-05-06-04/324
(Д)
В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики
рассмотрено обращение и сообщается, что предложения об установлении
"налоговых каникул" для физических лиц, являющихся налогоплательщиками
транспортного налога и налога на имущество физических лиц, не могут
быть поддержаны по следующим основаниям.
Законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не
предусматривается институт "налоговых каникул".
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый
обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная
конституционная обязанность имеет особый, а именно публично-правовой
характер, что обусловлено самой природой государства и государственной
власти.
Налоги являются необходимым условием существования государства,
поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции
Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в
качестве безусловного требования государства.
Как отмечает Конституционный Суд Российской Федерации в
Постановлении от 17.12.1996 N 20-П, налогоплательщик не вправе
распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества,
которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и
обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как
иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц,
а также государства.
В развитие конституционной нормы в ст. 3 Налогового кодекса
Российской Федерации предусмотрены основные принципы законодательства
о налогах и сборах, а именно всеобщности и равенства налогообложения.
Учитывая фактическую способность налогоплательщика к уплате
налога, а также иные критерии, в качестве исключений из
общеустановленных принципов всеобщности и равенства налогообложения
законодательством о налогах и сборах могут предусматриваться налоговые
льготы, носящие адресный характер.
При этом полномочиями по установлению налоговых льгот по
транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц для
отдельных категорий налогоплательщиков на основании ст. 12 Налогового
кодекса Российской Федерации обладают соответственно законодательные
(представительные) органы государственной власти субъектов Российской
Федерации и представительные органы муниципальных образований.
Учитывая изложенное, физические лица, как самостоятельная
категория налогоплательщиков, могут быть освобождены от уплаты
транспортного налога и налога на имущество физических лиц на
территории соответствующего субъекта Российской Федерации
(муниципального образования) и, следовательно, внесения изменений в
законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не требуется.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
24 ноября 2011 г.
N 03-05-06-04/324 |