31 июля 1998 г. N 146-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
(Редакция на 03.12.2011)
Принят Государственной Думой 16 июля 1998 года
Одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О НАЛОГАХ И СБОРАХ
И ИНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ О НАЛОГАХ И СБОРАХ
Статья 1. Законодательство Российской Федерации
о налогах и сборах, законодательство субъектов
Российской Федерации о налогах и сборах,
нормативные правовые акты представительных
органов муниципальных образований
о налогах и сборах
1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах
состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним
федеральных законов о налогах и сборах.
2. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а
также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации,
в том числе:
1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок
исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
3) принципы установления, введения в действие и прекращения
действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и
местных налогов;
4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и
других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах
и сборах;
5) формы и методы налогового контроля;
6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий
(бездействия) их должностных лиц.
3. Действие настоящего Кодекса распространяется на отношения по
установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это
прямо предусмотрено настоящим Кодексом.
4. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и
сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации,
принятых в соответствии с настоящим Кодексом.
5. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных
налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных
образований в соответствии с настоящим Кодексом.
6. Указанные в настоящей статье законы и другие нормативные
правовые акты именуются в тексте настоящего Кодекса "законодательство
о налогах и сборах".
Статья 2. Отношения, регулируемые
законодательством о налогах и сборах
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения
по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской
Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления
налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий
(бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за
совершение налогового правонарушения.
К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных
платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления
контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных
органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к
ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не
применяется, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Статья 3. Основные начала законодательства
о налогах и сборах
1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и
сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании
всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов
учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и
различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных,
религиозных и иных подобных критериев.
Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и
сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности,
гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
@Утратил силу @Утратил силуАгентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 4:
редакции 4 - Федеральный закон от 09.07.99 N 154-ФЗ, 16 - Федеральный
закон от 29.06.04 N 58-ФЗ, 22 - Федеральный закон от 27.07.06 N
137-ФЗ, 28 - Федеральный закон от 26.06.08 N 103-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 5:
редакции 3 - Федеральный закон от 30.03.99 N 51-ФЗ, 4 - Федеральный
закон от 09.07.99 N 154-ФЗ, 9 - Федеральный закон от 29.12.01 N
190-ФЗ, 17 - Федеральный закон от 29.07.04 N 95-ФЗ, 22 - Федеральный
закон от 27.07.06 N 137-ФЗ, 32 - Федеральный закон от 26.11.08 N
224-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 6:
редакции 4 - Федеральный закон от 09.07.99 N 154-ФЗ, 11 - Федеральный
закон от 28.05.03 N 61-ФЗ, 17 - Федеральный закон от 29.07.04 N 95-ФЗ,
22 - Федеральный закон от 27.07.06 N 137-ФЗ, 35 - Федеральный закон от
24.07.09 N 213-ФЗ, 47 - Федеральный закон от 27.11.10 N 306-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 6.1:
редакции 4 - Федеральный закон от 09.07.99 N 154-ФЗ, 22 - Федеральный
закон от 27.07.06 N 137-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 8:
редакция 4 - Федеральный закон от 09.07.99 N 154-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 9:
редакции 2 - Федеральный закон от 31.07.98 N 147-ФЗ (ред. 24.03.01), 4
- Федеральный закон от 09.07.99 N 154-ФЗ, 6 - Федеральный закон от
05.08.00 N 118-ФЗ (ред. 29.07.04), 13 - Федеральный закон от 30.06.03
N 86-ФЗ, 16 - Федеральный закон от 29.06.04 N 58-ФЗ, 17 - пункты 1 и 2
применяются с учетом положений Федерального закона от 29.07.04 N 95-ФЗ
(статья 3), 18 - Федеральный закон от 02.11.04 N 127-ФЗ, 22 -
Федеральный закон от 27.07.06 N 137-ФЗ, 28 - Федеральный закон от
26.06.08 N 103-ФЗ
6) @утратил силу 8) @утратил силуАгентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 10:
редакции 4 - Федеральный закон от 09.07.99 N 154-ФЗ, 16 - Федеральный
закон от 29.06.04 N 58-ФЗ, 22 - Федеральный закон от 27.07.06 N 137-ФЗ
Статья 11. Институты, понятия и термины,
используемые в настоящем Кодексе
1. Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других
отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в
настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они
используются в этих отраслях законодательства, если иное не
предусмотрено настоящим Кодексом.
2. Для целей настоящего Кодекса и иных актов законодательства о
налогах и сборах используются следующие понятия:
организации - юридические лица, образованные в соответствии с
законодательством Российской Федерации (далее - российские
организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие
корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью,
созданные в соответствии с законодательством иностранных государств,
международные организации, филиалы и представительства указанных
иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории
Российской Федерации (далее - иностранные организации);
физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные
граждане и лица без гражданства;
индивидуальные предприниматели - физические лица,
зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,
главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица,
осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве
индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского
законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей,
возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что
они не являются индивидуальными предпринимателями;
@утратил силу @утратил силу место нахождения обособленного подразделения российской
организации - место осуществления этой организацией деятельности через
свое обособленное подразделение;
место жительства физического лица - адрес (наименование субъекта
Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы,
номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано
по месту жительства в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации. При отсутствии у физического лица места
жительства на территории Российской Федерации для целей настоящего
Кодекса место жительства может определяться по просьбе этого
физического лица по месту его пребывания. При этом местом пребывания
физического лица признается место, где физическое лицо проживает
временно по адресу (наименование субъекта Российской Федерации,
района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома,
квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту
пребывания в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации;
обособленное подразделение организации - любое территориально
обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого
оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного
подразделения организации таковым производится независимо от того,
отражено или не отражено его создание в учредительных или иных
организационно-распорядительных документах организации, и от
полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом
рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более
одного месяца.
учетная политика для целей налогообложения - выбранная
налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Кодексом
способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания,
оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей
налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности
налогоплательщика.
территория Российской Федерации и иные территории, находящиеся
под ее юрисдикцией, - территория Российской Федерации, а также
территории искусственных островов, установок и сооружений, над
которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с
законодательством Российской Федерации и нормами международного
права.
3. Понятия "налогоплательщик", "объект налогообложения",
"налоговая база", "налоговый период" и другие специфические понятия и
термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях,
определяемых в соответствующих статьях настоящего Кодекса.
4. В отношениях, возникающих в связи с взиманием налогов при
перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза,
используются понятия, определенные таможенным законодательством
Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о
таможенном деле, а в части, не урегулированной им, - настоящим
Кодексом.
5. Правила, предусмотренные частью первой настоящего Кодекса в
отношении банков, распространяются на Центральный банк Российской
Федерации и государственную корпорацию "Банк развития и
внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк).
Глава 2. СИСТЕМА НАЛОГОВ И СБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 12. Виды налогов и сборов
в Российской Федерации. Полномочия
законодательных (представительных) органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации и представительных органов муниципальных
образований по установлению налогов и сборов
1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов
и сборов: федеральные, региональные и местные.
2. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы,
которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей
территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7
настоящей статьи.
3. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены
настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах
и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов
Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей
статьи.
Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать
на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с
настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о
налогах.
При установлении региональных налогов законодательными
(представительными) органами государственной власти субъектов
Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые
предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения:
налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы
налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы
налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики
определяются настоящим Кодексом.
Законодательными (представительными) органами государственной
власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и
пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут
устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
4. Местными налогами признаются налоги, которые установлены
настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных
органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на
территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не
предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.
Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на
территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим
Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов
муниципальных образований о налогах.
Земельный налог и налог на имущество физических лиц
устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами
представительных органов поселений (муниципальных районов), городских
округов о налогах и обязательны к уплате на территориях
соответствующих поселений (межселенных территориях), городских
округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.
Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в
действие и прекращают действовать на территориях поселений
(межселенных территориях), городских округов в соответствии с
настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных
органов поселений (муниципальных районов), городских округов о
налогах.
Местные налоги в городах федерального значения Москве и
Санкт-Петербурге устанавливаются настоящим Кодексом и законами
указанных субъектов Российской Федерации о налогах, обязательны к
уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное
не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги вводятся в
действие и прекращают действовать на территориях городов федерального
значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с настоящим Кодексом
и законами указанных субъектов Российской Федерации.
При установлении местных налогов представительными органами
муниципальных образований (законодательными (представительными)
органами государственной власти городов федерального значения Москвы и
Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые
предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения:
налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы
налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы
налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются
настоящим Кодексом.
Представительными органами муниципальных образований
(законодательными (представительными) органами государственной власти
городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга)
законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые
предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться налоговые
льготы, основания и порядок их применения.
5. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются
настоящим Кодексом.
6. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные
налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.
7. Настоящим Кодексом устанавливаются специальные налоговые
режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные
в статье 13 настоящего Кодекса, определяются порядок установления
таких налогов, а также порядок введения в действие и применения
указанных специальных налоговых режимов.
Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение
от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных
налогов и сборов, указанных в статьях 13 - 15 настоящего Кодекса.
Статья 13. Федеральные налоги и сборы
К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) @утратил силу 8) водный налог;
9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование
объектами водных биологических ресурсов;
10) государственная пошлина.
Статья 14. Региональные налоги
К региональным налогам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
Статья 15. Местные налоги
К местным налогам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц.
Статья 16. Информация о налогах
Информация и копии законов, иных нормативных правовых актов об
установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных
налогов направляются органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления в Министерство
финансов Российской Федерации и федеральный орган исполнительной
власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и
сборов, а также в финансовые органы соответствующих субъектов
Российской Федерации и территориальные налоговые органы.
Статья 17. Общие условия установления налогов и сборов
1. Налог считается установленным лишь в том случае, когда
определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
объект налогообложения;
налоговая база;
налоговый период;
налоговая ставка;
порядок исчисления налога;
порядок и сроки уплаты налога.
2. В необходимых случаях при установлении налога в акте
законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться
налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
3. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы
обложения применительно к конкретным сборам.
Статья 18. Специальные налоговые режимы
1. Специальные налоговые режимы устанавливаются настоящим
Кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены
настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.
Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок
определения элементов налогообложения, а также освобождение от
обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных
статьями 13 - 15 настоящего Кодекса.
2. К специальным налоговым режимам относятся:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных
товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
2) упрощенная система налогообложения;
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный
доход для отдельных видов деятельности;
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе
продукции.
Раздел II. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ И ПЛАТЕЛЬЩИКИ СБОРОВ.
НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО
В НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ
Глава 3. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ И ПЛАТЕЛЬЩИКИ СБОРОВ.
НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ
Статья 19. Налогоплательщики и плательщики сборов
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации
и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом
возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные
обособленные подразделения российских организаций исполняют
обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту
нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
Статья 20. Взаимозависимые лица
1. Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются
физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут
оказывать влияние на условия или экономические результаты их
деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:
1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в
другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более
20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через
последовательность иных организаций определяется в виде произведения
долей непосредственного участия организаций этой последовательности
одна в другой;
2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по
должностному положению;
3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством
Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или
свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и
опекаемого.
2. Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям,
не предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, если отношения между
этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров
(работ, услуг).
Статья 21. Права налогоплательщиков
(плательщиков сборов)
1. Налогоплательщики имеют право:
1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную
информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и
сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии
с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов
и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях
налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы
налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
2) получать от Министерства финансов Российской Федерации
письменные разъяснения по вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов
субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по
вопросам применения соответственно законодательства субъектов
Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов
муниципальных образований о местных налогах и сборах;
3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в
порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый
кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;
5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных
либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
5.1) на осуществление совместной с налоговыми органами сверки
расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение
акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;
6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых
законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего
представителя;
7) представлять налоговым органам и их должностным лицам
пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных
налоговых проверок;
8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых
органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных
уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах
при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых
органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не
соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;
12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов,
иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных
лиц;
13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;
14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных
незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями
(бездействием) их должностных лиц;
15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой
проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных
настоящим Кодексом.
2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные
настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и
сборах.
3. Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.
4. Любой из участников договора инвестиционного товарищества
имеет право обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов
и действия (бездействие) их должностных лиц.
Статья 22. Обеспечение и защита прав
налогоплательщиков (плательщиков сборов)
1. Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется
административная и судебная защита их прав и законных интересов.
Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков
(плательщиков сборов) определяется настоящим Кодексом и иными
федеральными законами.
2. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечиваются
соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и
иных уполномоченных органов.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по
обеспечению прав налогоплательщиков (плательщиков сборов) влечет
ответственность, предусмотренную федеральными законами.
Статья 23. Обязанности налогоплательщиков
(плательщиков сборов)
1. Налогоплательщики обязаны:
1) уплачивать законно установленные налоги;
1.1) о возникновении или прекращении права использовать
корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных
денежных средств - в течение семи дней со дня возникновения
(прекращения) такого права;
2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность
предусмотрена настоящим Кодексом;
3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и
объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена
законодательством о налогах и сборах;
4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по
месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность
предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
5) представлять в налоговый орган по месту жительства
индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной
практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу
налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных
операций; представлять в налоговый орган по месту нахождения
организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями,
установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете", за
исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным
Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или
освобождены от ведения бухгалтерского учета;
6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в
случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом,
документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
7) выполнять законные требования налогового органа об устранении
выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не
препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов
при исполнении ими своих служебных обязанностей;
8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных
бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для
исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих
получение доходов, осуществление расходов (для организаций и
индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов;
9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о
налогах и сборах.
2. Налогоплательщики - организации и индивидуальные
предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1
настоящей статьи, обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по
месту нахождения организации, месту жительства индивидуального
предпринимателя:
1) об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) - в течение
семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные
предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими
в предпринимательской деятельности;
2) обо всех случаях участия в российских и иностранных
организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого
участия;
3) обо всех обособленных подразделениях российской организации,
созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов
и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган
сведения о таких обособленных подразделениях:
в течение одного месяца со дня создания обособленного
подразделения российской организации;
в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об
обособленном подразделении российской организации;
3.1) обо всех обособленных подразделениях российской организации
на территории Российской Федерации, через которые прекращается
деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией):
в течение трех дней со дня принятия российской организацией
решения о прекращении деятельности через филиал или представительство
(закрытии филиала или представительства);
в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской
организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного
обособленного подразделения);
4) о реорганизации или ликвидации организации - в течение трех
дней со дня принятия такого решения.
3. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты,
учредившие адвокатские кабинеты, обязаны сообщать в налоговый орган по
месту своего жительства об открытии (о закрытии) счетов,
предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности, в
течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов.
4. Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные
сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством
Российской Федерации о налогах и сборах.
5. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на
него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет
ответственность в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
6. Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением
товаров через таможенную границу Таможенного союза, также несут
обязанности, предусмотренные законодательством
Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о
таможенном деле.
7. Сообщения, предусмотренные пунктами 2 и 3 настоящей статьи,
могут быть представлены в налоговый орган лично или через
представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в
электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Если указанные сообщения переданы в электронном виде, такие
сообщения должны быть заверены электронной цифровой подписью лица,
представившего их, или электронной цифровой подписью его
представителя.
Формы и форматы сообщений, представляемых на бумажном носителе
или в электронном виде, а также порядок заполнения форм указанных
сообщений утверждаются федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Порядок представления сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 3
настоящей статьи, в электронном виде по телекоммуникационным каналам
связи утверждается федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Статья 24. Налоговые агенты
1. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии
с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у
налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему
Российской Федерации.
2. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики,
если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Обеспечение и защита прав налоговых агентов осуществляются в
соответствии со статьей 22 настоящего Кодекса.
3. Налоговые агенты обязаны:
1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных
средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в
бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета
Федерального казначейства;
2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о
невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика
в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно
о таких обстоятельствах;
3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам
доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему
Российской Федерации налогов, в том числе по каждому
налогоплательщику;
4) представлять в налоговый орган по месту своего учета
документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью
исчисления, удержания и перечисления налогов;
5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов,
необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.
3.1. Налоговые агенты несут также другие обязанности,
предусмотренные настоящим Кодексом.
4. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке,
предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога
налогоплательщиком.
5. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на
него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
Статья 24.1. Участие налогоплательщика
в договоре инвестиционного товарищества
1. Каждый налогоплательщик самостоятельно исполняет обязанности
по уплате налога на прибыль организаций, налога на доходы физических
лиц, возникающие в связи с его участием в договоре инвестиционного
товарищества, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей
и иными положениями настоящего Кодекса.
2. Обязанность по уплате налогов и сборов, не указанных в пункте
1 настоящей статьи, но возникающих в связи с выполнением договора
инвестиционного товарищества, возлагается на участника такого
договора - управляющего товарища, ответственного за ведение налогового
учета (далее в настоящей статье - управляющий товарищ, ответственный
за ведение налогового учета).
3. Управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового
учета, признается налоговым агентом по доходам иностранных лиц от
участия в инвестиционном товариществе.
4. Управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового
учета, обязан:
1) направлять в налоговый орган по месту своего учета копию
договора инвестиционного товарищества (за исключением инвестиционной
декларации), сообщать о его прекращении, сообщать о выполнении,
прекращении выполнения функций управляющего товарища в срок не позднее
пяти дней со дня заключения указанного договора, его прекращения,
начала, прекращения выполнения функций управляющего товарища;
2) вести обособленный налоговый учет по операциям инвестиционного
товарищества в порядке, установленном главой 25 настоящего Кодекса;
3) представлять в налоговый орган по месту своего учета расчет
финансового результата инвестиционного товарищества.
Форма расчета финансового результата инвестиционного товарищества
утверждается Министерством финансов Российской Федерации.
Расчет финансового результата инвестиционного товарищества
представляется в налоговый орган в сроки, установленные настоящим
Кодексом для представления налоговой декларации (расчета) по налогу на
прибыль организаций;
4) сообщать в налоговый орган по месту своего учета об открытии
или о закрытии счетов инвестиционного товарищества в течение семи дней
со дня открытия или закрытия таких счетов;
5) в порядке и в сроки, установленные договором инвестиционного
товарищества, но не позднее пятнадцати дней до окончания срока
представления в налоговый орган налоговых деклараций (расчетов) по
налогу на прибыль организаций, установленных настоящим Кодексом,
предоставлять участникам договора копию расчета финансового результата
инвестиционного товарищества и сведения о приходящейся на каждого из
них доле прибыли (убытка) инвестиционного товарищества.
Управляющий товарищ предоставляет товарищам сведения о доле
прибыли (убытка) инвестиционного товарищества, приходящейся на каждого
из них, по каждому виду доходов, налоговая база по которым в
соответствии с настоящим Кодексом определяется отдельно;
6) предоставлять участникам договора инвестиционного товарищества
сведения, предусмотренные Федеральным законом "Об инвестиционных
товариществах";
7) в случае, если в расчет финансового результата инвестиционного
товарищества вносятся уточнения, представлять уточненный расчет в
налоговый орган по месту своего учета и предоставлять участникам
договора копию уточненного расчета финансового результата
инвестиционного товарищества в течение пяти дней с даты внесения
уточнений.
5. Управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового
учета, в отношениях, связанных с ведением дел инвестиционного
товарищества, имеет те же права, что и налогоплательщики.
Статья 25.
@Утратила силуАгентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Главы 3.1:
редакция 55 - Федеральный закон от 16.11.11 N 321-ФЗ (глава вводится с
1 января 2012 года)
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 25.3:
редакция 52 - Федеральный закон от 16.11.11 N 321-ФЗ (пункт 10 и абзац
второй пункта 14 вводятся с 1 апреля 2012 года)
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 29:
редакции 4 - Федеральный закон от 09.07.99 N 154-ФЗ, 13 - Федеральный
закон от 30.06.03 N 86-ФЗ, 35 - Федеральный закон от 24.07.09 N
213-ФЗ, 55 - Федеральный закон от 16.11.11 N 321-ФЗ (статья действует
в редакции (X), статья в редакции (Y) вводится с 1 января 2012 года)
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Раздела III:
редакции 4 - Федеральный закон от 09.07.99 N 154-ФЗ, 13 - Федеральный
закон от 30.06.03 N 86-ФЗ, 16 - Федеральный закон от 29.06.04 N 58-ФЗ,
49 - Федеральный закон от 28.12.10 N 404-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Главы 5:
редакции 4 - Федеральный закон от 09.07.99 N 154-ФЗ, 16 - Федеральный
закон от 29.06.04 N 58-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 30:
редакции 4 - Федеральный закон от 09.07.99 N 154-ФЗ, 16 - Федеральный
закон от 29.06.04 N 58-ФЗ, 17 - Федеральный закон от 29.07.04 N 95-ФЗ,
22 - Федеральный закон от 27.07.06 N 137-ФЗ
3. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с
федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством
реализации полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 31. Права налоговых органов
1. Налоговые органы вправе:
1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и
сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента
документы по формам и (или) форматам в электронном виде, установленным
государственными органами и органами местного самоуправления, служащие
основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления)
налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность
исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления)
налогов, сборов;
2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном
настоящим Кодексом;
3) производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика
сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в
случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы
будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые
органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов
для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими
налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных
случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и
сборах;
5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика,
плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на
имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в
порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
6) в порядке, предусмотренном статьей 92 настоящего Кодекса,
осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения
дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения
независимо от места их нахождения производственные, складские,
торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию
принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения
инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке
утверждается Министерством финансов Российской Федерации;
7) определять суммы налогов, подлежащие уплате
налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации,
расчетным путем на основании имеющейся у них информации о
налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных
налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить
должностных лиц налогового органа к осмотру производственных,
складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых
налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием
объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев
налоговому органу необходимых для расчета налогов документов,
отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения
или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к
невозможности исчислить налоги;
8) требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов,
налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений
законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение
указанных требований;
9) взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в
случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом;
10) требовать от банков документы, подтверждающие факт списания
со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и
с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и
штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской
Федерации;
11) привлекать для проведения налогового контроля специалистов,
экспертов и переводчиков;
12) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть
известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения
налогового контроля;
13) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении
действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право
осуществления определенных видов деятельности;
14) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды
иски (заявления):
о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения
в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
о возмещении ущерба, причиненного государству и (или)
муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по
списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения
решения налогового органа о приостановлении операций, в результате
которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки,
задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке,
предусмотренном настоящим Кодексом;
о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом
кредите;
в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. Налоговые органы осуществляют также другие права,
предусмотренные настоящим Кодексом.
3. Вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять
решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия
указанных решений законодательству о налогах и сборах.
4. Формы и форматы предусмотренных настоящим Кодексом документов,
которые используются налоговыми органами при реализации своих
полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и
сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок
представления таких документов в электронном виде по
телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области
налогов и сборов, если иной порядок их утверждения не предусмотрен
настоящим Кодексом.
Статья 32. Обязанности налоговых органов
1. Налоговые органы обязаны:
1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;
2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о
налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных
правовых актов;
3) вести в установленном порядке учет организаций и физических
лиц;
4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме)
налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о
действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о
принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке
исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях
налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов,
полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также
представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять
порядок их заполнения;
5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства
финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах;
6) сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым
агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о
реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в
порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов,
доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых
агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения,
необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов,
пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;
7) принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику
сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне
взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на
основании этих решений поручения соответствующим территориальным
органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет
сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней
и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
8) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;
9) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому
агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а
также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое
уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;
10) представлять налогоплательщику, плательщику сбора или
налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов
указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании
данных налогового органа.
Запрашиваемая справка представляется (передается в электронном
виде по телекоммуникационным каналам связи) в течение пяти дней со дня
поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса
налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;
10.1) представлять ответственному участнику консолидированной
группы налогоплательщиков по его запросу, направленному в пределах
предоставленных ему полномочий, справки о состоянии расчетов
консолидированной группы налогоплательщиков и участников этой группы
по налогу на прибыль организаций;
11) осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика
сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам,
сборам, пеням и штрафам. Результаты совместной сверки расчетов по
налогам, сборам, пеням и штрафам оформляются актом. Акт совместной
сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам вручается
(направляется по почте заказным письмом) или передается
налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) в электронном
виде по телекоммуникационным каналам связи в течение следующего дня
после дня составления такого акта.
Форма и форматы акта совместной сверки расчетов по налогам,
сборам, пеням и штрафам, а также порядок его передачи в электронном
виде по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным
органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в
области налогов и сборов;
12) по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или
налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в
отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового
агента.
2. Налоговые органы несут также другие обязанности,
предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
3. Если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения
требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику
(плательщику сбора, налоговому агенту) на основании решения о
привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) не уплатил (не
перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы
недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения
нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки
преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы
обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств
направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить
предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях,
предусмотренных статьями 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской
Федерации (далее - следственные органы), для решения вопроса о
возбуждении уголовного дела.
13) по заявлению ответственного участника консолидированной
группы налогоплательщиков выдавать копии решений, принятых налоговым
органом в отношении консолидированной группы налогоплательщиков.
Статья 33. Обязанности должностных лиц
налоговых органов
Должностные лица налоговых органов обязаны:
1) действовать в строгом соответствии с настоящим Кодексом и
иными федеральными законами;
2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности
налоговых органов;
3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их
представителям и иным участникам отношений, регулируемых
законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и
достоинство.
Статья 34. Полномочия таможенных органов
и обязанности их должностных лиц в области
налогообложения и сборов
1. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности
налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через
таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным
законодательством Таможенного союза и законодательством Российской
Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом, иными федеральными
законами о налогах, а также иными федеральными законами.
2. Должностные лица таможенных органов несут обязанности,
предусмотренные статьей 33 настоящего Кодекса, а также другие
обязанности в соответствии с таможенным законодательством Таможенного
союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
3. @Утратил силуАгентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 34.1:
редакции 4 - Федеральный закон от 09.07.99 N 154-ФЗ, 16 - Федеральный
закон от 29.06.04 N 58-ФЗ
Статья 34.2. Полномочия финансовых органов
в области налогов и сборов
(X) 1. Министерство финансов Российской Федерации дает письменные
разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым
агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о
налогах и сборах.
(Y) 1. Министерство финансов Российской Федерации дает письменные
разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному
участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам
сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах.
2. Финансовые органы субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований, дают письменные разъяснения
налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения
соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о
налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных
образований о местных налогах и сборах.
3. Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы
субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают
письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух
месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению
руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового
органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один
месяц.
Статья 35. Ответственность налоговых органов,
таможенных органов, а также их должностных лиц
1. Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки,
причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым
агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или
бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия
должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении
ими служебных обязанностей.
Причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым
агентам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке,
предусмотренном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
2. @Утратил силуАгентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Главы 6:
редакции 13 - Федеральный закон от 30.06.03 N 86-ФЗ, 49 - Федеральный
закон от 28.12.10 N 404-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 36:
редакции 4 - Федеральный закон от 09.07.99 N 154-ФЗ, 5 - Федеральный
закон от 02.01.00 N 13-ФЗ, 13 - Федеральный закон от 30.06.03 N 86-ФЗ,
49 - Федеральный закон от 28.12.10 N 404-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 37:
редакции 13 - Федеральный закон от 30.06.03 N 86-ФЗ, 22 - Федеральный
закон от 27.07.06 N 137-ФЗ, 49 - Федеральный закон от 28.12.10 N
404-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 38:
редакции 2 - Федеральный закон от 31.07.98 N 147-ФЗ (ред. 24.03.01), 4
- Федеральный закон от 09.07.99 N 154-ФЗ, 6 - Федеральный закон от
05.08.00 N 118-ФЗ (ред. 29.07.04), 17 - пункт 1 применяется с учетом
положений Федерального закона от 29.07.04 N 95-ФЗ (статья 3), 22 -
Федеральный закон от 27.07.06 N 137-ФЗ, 47 - Федеральный закон от
27.11.10 N 306-ФЗ, 53 - Федеральный закон от 18.07.11 N 227-ФЗ (пункты
6 и 7 вводятся с 1 января 2012 года)
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 39:
редакции 2 - Федеральный закон от 31.07.98 N 147-ФЗ (ред. 24.03.01), 4
- Федеральный закон от 09.07.99 N 154-ФЗ, 6 - Федеральный закон от
05.08.00 N 118-ФЗ (ред. 29.07.04), 17 - статья 39 применяется с учетом
положений Федерального закона от 29.07.04 N 95-ФЗ (статья 3), 29 -
Федеральный закон от 30.06.08 N 108-ФЗ, 44 - подпункт 8.1 пункта 3
применяется с учетом положений Федерального закона от 30.07.10
N 242-ФЗ (пункт 6 статьи 12), 57 - Федеральный закон от 28.11.11 N
336-ФЗ (пункт 3 действует в редакции (X), пункт 3 в редакции (Y)
вводится по истечении одного месяца после дня официального
опубликования закона)
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 40:
редакции 2 - пункты 3 и 10 применяются с учетом положений Федерального
закона от 31.07.98 N 147-ФЗ (ред. 24.03.01, статья 6), 4 - Федеральный
закон от 09.07.99 N 154-ФЗ, 6 - Федеральный закон от 05.08.00 N 118-ФЗ
(ред. 29.07.04), 37 - Федеральный закон от 25.11.09 N 281-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 41:
редакции 2 - Федеральный закон от 31.07.98 N 147-ФЗ (ред. 24.03.01), 6
- Федеральный закон от 05.08.00 N 118-ФЗ (ред. 29.07.04), 22 -
Федеральный закон от 27.07.06 N 137-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 42:
редакции 2 - Федеральный закон от 31.07.98 N 147-ФЗ (ред. 24.03.01), 4
- Федеральный закон от 09.07.99 N 154-ФЗ, 6 - Федеральный закон от
05.08.00 N 118-ФЗ (ред. 29.07.04), 16 - Федеральный закон от 29.06.04
N 58-ФЗ, 17 - Федеральный закон от 29.07.04 N 95-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 43:
редакция 4 - Федеральный закон от 09.07.99 N 154-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 44:
редакции 22 - Федеральный закон от 27.07.06 N 137-ФЗ, 43 - Федеральный
закон от 27.07.10 N 229-ФЗ, 55 - Федеральный закон от 16.11.11 N
321-ФЗ (подпункт 1 пункта 3 действует в редакции (X), подпункт 1
пункта 3 в редакции (Y) вводится с 1 января 2012 года)
3) со смертью физического лица - налогоплательщика или с
объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским
процессуальным законодательством Российской Федерации. Задолженность
по налогам, указанным в пункте 3 статьи 14 и статье 15 настоящего
Кодекса, умершего лица либо лица, объявленного умершим, погашается
наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке,
установленном гражданским законодательством Российской Федерации для
оплаты наследниками долгов наследодателя;
4) с ликвидацией организации - налогоплательщика после проведения
всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии
со статьей 49 настоящего Кодекса;
5) с возникновением иных обстоятельств, с которыми
законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности
по уплате соответствующего налога или сбора.
Статья 45. Исполнение обязанности по уплате
налога или сбора
(X) 1. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность
по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о
налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок,
установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик
вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате
налога является основанием для направления налоговым органом или
таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
(Y) 1. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность
по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о
налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций
по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется
ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено
настоящим Кодексом.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок,
установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик
либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник
консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить
обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате
налога является основанием для направления налоговым органом или
таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику
консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате
налога.
2. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный
срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном
настоящим Кодексом.
Взыскание налога с организации или индивидуального
предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и
47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не
являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке,
предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Взыскание налога в судебном порядке производится:
1) с организации, которой открыт лицевой счет;
2) в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за
организациями, являющимися в соответствии с гражданским
законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними)
обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих,
участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних
в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги)
зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями,
являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской
Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами
(предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда
на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы,
услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);
3) с организации или индивидуального предпринимателя, если их
обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом
юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком,
или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.
4) с организации или индивидуального предпринимателя, если их
обязанность по уплате налога возникла по результатам проверки
федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю
и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты
налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
(X) 3. Обязанность по уплате налога считается исполненной
налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей
статьи:
1) с момента предъявления в банк поручения на перечисление в
бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет
Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика
в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день
платежа;
1.1) с момента передачи физическим лицом в банк поручения на
перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на
соответствующий счет Федерального казначейства без открытия счета в
банке денежных средств, предоставленных банку физическим лицом, при
условии их достаточности для перечисления;
2) с момента отражения на лицевом счете организации, которой
открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных
средств в бюджетную систему Российской Федерации;
3) со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной
администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных
денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской
Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства;
4) со дня вынесения налоговым органом в соответствии с настоящим
Кодексом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне
взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по
уплате соответствующего налога;
5) со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если
обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств
налогоплательщика возложена в соответствии с настоящим Кодексом на
налогового агента;
6) со дня уплаты декларационного платежа в соответствии с
федеральным законом об упрощенном порядке декларирования доходов
физическими лицами.
(Y) 3. Обязанность по уплате налога считается исполненной
налогоплательщиком либо в случаях, установленных настоящим Кодексом,
участником консолидированной группы налогоплательщиков, если иное не
предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи:
1) с момента предъявления в банк поручения на перечисление в
бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет
Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика
в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день
платежа;
1.1) с момента передачи физическим лицом в банк поручения на
перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на
соответствующий счет Федерального казначейства без открытия счета в
банке денежных средств, предоставленных банку физическим лицом, при
условии их достаточности для перечисления;
2) с момента отражения на лицевом счете организации, которой
открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных
средств в бюджетную систему Российской Федерации;
3) со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной
администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных
денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской
Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства;
4) со дня вынесения налоговым органом в соответствии с настоящим
Кодексом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне
взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по
уплате соответствующего налога;
5) со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если
обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств
налогоплательщика возложена в соответствии с настоящим Кодексом на
налогового агента;
6) со дня уплаты декларационного платежа в соответствии с
федеральным законом об упрощенном порядке декларирования доходов
физическими лицами.
4. Обязанность по уплате налога не признается исполненной в
следующих случаях:
1) отзыва налогоплательщиком или возврата банком
налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление
соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской
Федерации;
2) отзыва налогоплательщиком-организацией, которой открыт лицевой
счет, или возврата органом Федерального казначейства (иным
уполномоченным органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых
счетов) налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление
соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской
Федерации;
3) возврата местной администрацией либо организацией федеральной
почтовой связи налогоплательщику - физическому лицу наличных денежных
средств, принятых для их перечисления в бюджетную систему Российской
Федерации;
4) неправильного указания налогоплательщиком в поручении на
перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и
наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в
бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет
Федерального казначейства;
5) если на день предъявления налогоплательщиком в банк (орган
Федерального казначейства, иной уполномоченный орган, осуществляющий
открытие и ведение лицевых счетов) поручения на перечисление денежных
средств в счет уплаты налога этот налогоплательщик имеет иные
неисполненные требования, которые предъявлены к его счету (лицевому
счету) и в соответствии с гражданским законодательством Российской
Федерации исполняются в первоочередном порядке, и если на этом счете
(лицевом счете) нет достаточного остатка для удовлетворения всех
требований.
5. Обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской
Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Пересчет
суммы налога, исчисленной в предусмотренных настоящим Кодексом случаях
в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации осуществляется по
официальному курсу Центрального банка Российской Федерации на дату
уплаты налога.
6. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием
для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате
налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
7. Поручение на перечисление налога в бюджетную систему
Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства
заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения
поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов
Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской
Федерации.
При обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения
на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в
бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет
Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый
орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с
приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и
его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на
соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить
основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус
плательщика.
По предложению налогового органа или налогоплательщика может быть
проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов.
Результаты сверки оформляются актом, который подписывается
налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налогового
органа.
Налоговый орган вправе требовать от банка копию поручения
налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему
Российской Федерации на соответствующий счет Федерального
казначейства, оформленного налогоплательщиком на бумажном носителе.
Банк обязан представить в налоговый орган копию указанного поручения в
течение пяти дней со дня получения требования налогового органа.
В случае, предусмотренном настоящим пунктом, на основании
заявления налогоплательщика и акта совместной сверки расчетов по
налогам, сборам, пеням и штрафам, если такая совместная сверка
проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на
день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему
Российской Федерации на соответствующий счет Федерального
казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней,
начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в
бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет
Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об
уточнении платежа.
О принятом решении об уточнении платежа налоговый орган
уведомляет налогоплательщика в течение пяти дней после принятия
данного решения.
(X) 8. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также
в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков
сборов и налоговых агентов.
(Y) 8. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также
в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков
сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной
группы налогоплательщиков.
Статья 46. Взыскание налога, сбора, а также пеней,
штрафа за счет денежных средств на счетах
налогоплательщика (плательщика сборов) - организации,
индивидуального предпринимателя или налогового
агента - организации, индивидуального предпринимателя
в банках, а также за счет его электронных
денежных средств
1. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный
срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке
путем обращения взыскания на денежные средства на счетах
налогоплательщика (налогового агента) - организации или
индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные
средства.
1.1. В случае неуплаты или неполной уплаты в установленный срок
налога, подлежащего уплате участником договора инвестиционного
товарищества - управляющим товарищем, ответственным за ведение
налогового учета (далее в настоящей статье - управляющий товарищ,
ответственный за ведение налогового учета), в связи с выполнением
договора инвестиционного товарищества (за исключением налога на
прибыль организаций, возникающего в связи с участием данного товарища
в договоре инвестиционного товарищества), обязанность по уплате этого
налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания
на денежные средства на счетах инвестиционного товарищества.
При отсутствии или недостаточности средств на счетах
инвестиционного товарищества взыскание производится за счет средств на
счетах управляющих товарищей. При этом в первую очередь взыскание
обращается на денежные средства на счетах управляющего товарища,
ответственного за ведение налогового учета.
При отсутствии или недостаточности денежных средств на счетах
управляющих товарищей взыскание обращается на денежные средства на
счетах товарищей пропорционально доле каждого из них в общем имуществе
товарищей, определяемой на дату возникновения задолженности.
2. Взыскание налога производится по решению налогового органа
(далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления на
бумажном носителе или в электронном виде в банк, в котором открыты
счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или
индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на
списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации
необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового
агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Порядок направления в банк поручения налогового органа на
списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации
денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) -
организации или индивидуального предпринимателя, а также поручения
налогового органа на перевод электронных денежных средств
налогоплательщика (налогового агента) - организации или
индивидуального предпринимателя в электронном виде устанавливается
Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным
органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в
области налогов и сборов.
3. Решение о взыскании принимается после истечения срока,
установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух
месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании,
принятое после истечения указанного срока, считается недействительным
и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может
обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика
(налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя
причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд
в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об
уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи
заявления может быть восстановлен судом.
Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика
(налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя
в течение шести дней после вынесения указанного решения.
В случае невозможности вручения решения о взыскании
налогоплательщику (налоговому агенту) под расписку или передачи иным
способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании
направляется по почте заказным письмом и считается полученным по
истечении шести дней со дня направления заказного письма.
4. Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в
бюджетную систему Российской Федерации направляется в банк, в котором
открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или
индивидуального предпринимателя, и подлежит безусловному исполнению
банком в очередности, установленной гражданским законодательством
Российской Федерации.
5. Поручение налогового органа на перечисление налога должно
содержать указание на те счета налогоплательщика (налогового агента) -
организации или индивидуального предпринимателя, с которых должно быть
произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению.
Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных
(текущих) счетов, а при недостаточности средств на рублевых счетах - с
валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации
или индивидуального предпринимателя.
Взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика (налогового
агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится
в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Центрального
банка Российской Федерации, установленному на дату продажи валюты. При
взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель
(заместитель руководителя) налогового органа одновременно с поручением
налогового органа на перечисление налога направляет поручение банку на
продажу не позднее следующего дня валюты налогоплательщика (налогового
агента) - организации или индивидуального предпринимателя. Расходы,
связанные с продажей иностранной валюты, осуществляются за счет
налогоплательщика (налогового агента).
Не производится взыскание налога с депозитного счета
налогоплательщика (налогового агента), если не истек срок действия
депозитного договора. При наличии указанного договора налоговый орган
вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока
действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на
расчетный (текущий) счет налогоплательщика (налогового агента), если к
этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение
налогового органа на перечисление налога.
6. Поручение налогового органа на перечисление налога исполняется
банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем
получения им указанного поручения, если взыскание налога производится
с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание
налога производится с валютных счетов, если это не нарушает порядок
очередности платежей, установленный гражданским законодательством
Российской Федерации.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах
налогоплательщика (налогового агента) - организации или
индивидуального предпринимателя в день получения банком поручения
налогового органа на перечисление налога такое поручение исполняется
по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного
операционного дня, следующего за днем каждого такого поступления на
рублевые счета, и не позднее двух операционных дней, следующих за днем
каждого такого поступления на валютные счета, если это не нарушает
порядок очередности платежей, установленный гражданским
законодательством Российской Федерации.
6.1. При недостаточности или отсутствии денежных средств на
счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или
индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог
за счет электронных денежных средств.
Взыскание налога за счет электронных денежных средств
налогоплательщика (налогового агента) - организации или
индивидуального предпринимателя производится путем направления в банк,
в котором находятся электронные денежные средства, поручения
налогового органа на перевод электронных денежных средств на счет
налогоплательщика (налогового агента) - организации или
индивидуального предпринимателя в банке.
Поручение налогового органа на перевод электронных денежных
средств должно содержать указание реквизитов корпоративного
электронного средства платежа налогоплательщика (налогового агента) -
организации или индивидуального предпринимателя, с использованием
которого должен быть осуществлен перевод электронных денежных средств,
указание подлежащей переводу суммы, а также реквизитов счета
налогоплательщика (налогового агента) - организации или
индивидуального предпринимателя.
Взыскание налога может производиться за счет остатков электронных
денежных средств в рублях, а при их недостаточности за счет остатков
электронных денежных средств в иностранной валюте. При взыскании
налога за счет остатков электронных денежных средств в иностранной
валюте и указании в поручении налогового органа на перевод электронных
денежных средств валютного счета налогоплательщика (налогового
агента) - организации или индивидуального предпринимателя банк
осуществляет перевод электронных денежных средств на этот счет.
При взыскании налога за счет остатков электронных денежных
средств в иностранной валюте и указании в поручении налогового органа
на перевод электронных денежных средств рублевого счета
налогоплательщика (налогового агента) - организации или
индивидуального предпринимателя руководитель (заместитель
руководителя) налогового органа одновременно с поручением налогового
органа на перевод электронных денежных средств направляет поручение
банку на продажу не позднее следующего дня иностранной валюты
налогоплательщика (налогового агента) - организации или
индивидуального предпринимателя. Расходы, связанные с продажей
иностранной валюты, осуществляются за счет налогоплательщика
(налогового агента). Банк осуществляет перевод электронных денежных
средств на рублевый счет налогоплательщика (налогового агента) -
организации или индивидуального предпринимателя в сумме, эквивалентной
сумме платежа в рублях по курсу Центрального банка Российской
Федерации, установленному на дату перевода электронных денежных
средств.
При недостаточности или отсутствии электронных денежных средств
налогоплательщика (налогового агента) - организации или
индивидуального предпринимателя в день получения банком поручения
налогового органа на перевод электронных денежных средств такое
поручение исполняется по мере получения электронных денежных средств.
Поручение налогового органа на перевод электронных денежных
средств исполняется банком не позднее одного операционного дня,
следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание
налога производится за счет остатков электронных денежных средств в
рублях, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога
производится за счет остатков электронных денежных средств в
иностранной валюте.
(X) 7. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах
налогоплательщика (налогового агента) - организации или
индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств
или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового
агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо
информации о реквизитах его корпоративного электронного средства
платежа, используемого для переводов электронных денежных средств,
налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества
налогоплательщика (налогового агента) - организации или
индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47
настоящего Кодекса.
(Y) 7. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах
налогоплательщика (налогового агента) - организации или
индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств
или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового
агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо
информации о реквизитах его корпоративного электронного средства
платежа, используемого для переводов электронных денежных средств,
налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества
налогоплательщика (налогового агента) - организации или
индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47
настоящего Кодекса.
В отношении налога на прибыль организаций по консолидированной
группе налогоплательщиков налоговый орган вправе взыскать налог за
счет иного имущества одного или нескольких участников этой группы при
недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах в банках
всех участников указанной консолидированной группы налогоплательщиков
или при отсутствии информации об их счетах.
7.1. Обращение взыскания на имущество участников договора
инвестиционного товарищества в соответствии со статьей 47 настоящего
Кодекса допускается только в случае отсутствия или недостаточности
денежных средств на счетах инвестиционного товарищества, управляющих
товарищей и товарищей.
8. При взыскании налога налоговым органом может быть применено в
порядке и на условиях, которые установлены статьей 76 настоящего
Кодекса, приостановление операций по счетам налогоплательщика
(налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя
в банках либо приостановление переводов электронных денежных средств.
9. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании
пеней за несвоевременную уплату налога.
10. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании
сбора и штрафов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
|