ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ (ИП), ПРИМЕНЯЮЩИЙ УСН,
ЗАНИМАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО РАСПИЛОВКЕ ДРЕВЕСИНЫ В
УДАЛЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ. ПО ИТОГАМ КОНКУРСА В
ДЕКАБРЕ 2010 Г. ИП ПОЛУЧИЛ ГРАНТ НА РАЗВИТИЕ
СОБСТВЕННОГО ДЕЛА ПО ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ, НАПРАВЛЕННОЙ
НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОДДЕРЖКУ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И
СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СУБЪЕКТЕ РФ.
ВПРАВЕ ЛИ ИП НЕ УЧИТЫВАТЬ СУММУ ПОЛУЧЕННОГО
ГРАНТА В СОСТАВЕ ДОХОДОВ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА,
УПЛАЧИВАЕМОГО В СВЯЗИ С ПРИМЕНЕНИЕМ УСН?
ПИСЬМО
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
11 ноября 2011 г.
N 03-11-11/281
(Д)
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо по вопросу применения упрощенной системы налогообложения и на
основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее.
В соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную
систему налогообложения, при определении налоговой базы учитывают
доходы от реализации в порядке, установленном ст. 249 Кодекса, и
внереализационные доходы в порядке, установленном ст. 250 Кодекса. При
определении налоговой базы не учитываются доходы, указанные в ст. 251
Кодекса.
Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса к доходам, не учитываемым
при налогообложении, относятся доходы в виде имущества, полученного
налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом
налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования,
обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных
(произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии
такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого
финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие
налогообложению с даты их получения. К средствам целевого
финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и
использованное им по назначению, определенному организацией
(физическим лицом) - источником целевого финансирования или
федеральными законами, в том числе в виде полученных грантов.
Грантами признавались денежные средства или иное имущество,
предоставляемое на безвозмездной и безвозвратной основе российскими
физическими лицами, некоммерческими организациями, а также
иностранными и международными организациями и объединениями по Перечню
таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации,
на осуществление конкретных программ в области образования, искусства,
культуры, охраны здоровья населения (направления - СПИД, наркомания,
детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология,
гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды, защиты прав и свобод
человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской
Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально
незащищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных
научных исследований.
Таким образом, средства, полученные индивидуальным
предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, на
создание собственного бизнеса, не являются грантами в целях ст. 251
Кодекса. Указанные средства следует учитывать в порядке,
предусмотренном гл. 26.2 Кодекса в качестве внереализационных доходов.
Вышеизложенный порядок налогообложения распространяется в том
числе на средства, полученные индивидуальными предпринимателями в 2009
и 2010 гг.
11 марта 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 07.03.2011 N
23-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса
Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов субъектов
малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой
поддержки", который установил новый порядок налогообложения субсидий,
получаемых организациями и предпринимателями в рамках специальных
программ финансовой поддержки субъектов малого и среднего
предпринимательства. Внесенные изменения распространяются на
правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г. (п. 2 ст. 2 данного
Федерального закона).
Так, средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в
соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации", отражаются в составе
доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет
этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения.
Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств
финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически
осуществленных за счет этого источника, разница между указанными
суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового
периода.
Указанный порядок признания субсидий применяют налогоплательщики,
перешедшие на применение упрощенной системы налогообложения как с
объектом в виде доходов, так и с объектом налогообложения в виде
доходов, уменьшенных на величину расходов.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В. РАЗГУЛИН
11 ноября 2011 г.
N 03-11-11/281 |