БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГИ
businessuchet.ru
       ОБ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
       (ТЕКУЩАЯ В РЕДАКЦИИ ПО СОСТОЯНИЮ НА 1 СЕНТЯБРЯ 1997 Г.)

                                ЗАКОН

                          ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РФ

                          15 ДЕКАБРЯ 1978 Г.


                                 (Д)


    Представлен Правовым Управлением Аппарата Государственной Думы
      Федерального Собрания РФ по договору с агентством INTRALEX

             (в ред. Указа Президиума ВС РФ от 18.01.85)

     В СССР,  в  состав  которого  входит  на   основе   добровольного
объединения  и  равноправия с другими союзными республиками Российская
Советская Федеративная Социалистическая Республика,  памятники истории
и культуры являются достоянием народа.  Советское государство,  следуя
ленинским принципам отношения  к  культурному  наследию,  создает  все
условия  для  сохранения  и  эффективного  использования  памятников в
интересах коммунистического строительства.
     Памятники истории и культуры народов СССР отражают материальную и
духовную жизнь прошлых поколений,  многовековую историю нашей  Родины,
борьбу  народных  масс  за  ее свободу и независимость,  революционное
движение,  становление   и   развитие   Советского   социалистического
государства.
     В памятниках истории  и  культуры  воплощены  выдающиеся  события
Великой Октябрьской социалистической революции,  Гражданской и Великой
Отечественной  войн,  трудовые  подвиги  рабочего  класса,  колхозного
крестьянства  и  интеллигенции,  братская дружба народов нашей страны,
героическая  борьба  советского  народа  за  построение  социализма  и
коммунизма.
     Памятники истории и культуры народов СССР составляют неотъемлемую
часть  мирового  культурного  наследия,  свидетельствуют  об  огромном
вкладе народов нашей страны в развитие мировой цивилизации.
     В СССР   памятники   служат   целям   развития  науки,  народного
образования  и  культуры,  формирования  высокого  чувства  советского
патриотизма,  идейно-нравственного, интернационального и эстетического
воспитания трудящихся.
     Охрана памятников  -  важная  задача  государственных  органов  и
общественных организаций.  Бережное отношение к памятникам  истории  и
культуры - патриотический долг каждого советского гражданина.
     Советское законодательство   призвано   активно    способствовать
улучшению  дела  охраны и использования памятников истории и культуры,
дальнейшему укреплению законности в этой области.

                               Раздел I

                           ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Памятники истории и культуры

     Памятниками истории  и  культуры  являются  сооружения,  памятные
места и предметы,  связанные с историческими событиями в жизни народа,
развитием  общества  и  государства,  произведения   материального   и
духовного    творчества,    представляющие    историческую,   научную,
художественную или иную культурную ценность.
     Все памятники  истории  и  культуры,  находящиеся  на  территории
РСФСР, охраняются государством.

     Статья 2. Задачи советского законодательства об охране и
               использовании памятников истории и культуры

     Советское законодательство  об  охране и использовании памятников
истории и культуры регулирует общественные отношения в области  охраны
и  использования  памятников  в  целях  обеспечения их сохранности для
настоящего  и  будущих  поколений,  эффективного   использования   для
научного    изучения    и    пропаганды    памятников    в   интересах
коммунистического воспитания трудящихся.

     Статья 3. Законодательство Союза ССР и РСФСР об охране и
               использовании памятников истории и культуры

     Законодательство Союза  ССР  и  РСФСР  об  охране и использовании
памятников истории и культуры состоит из  Закона  СССР  "Об  охране  и
использовании   памятников   истории   и   культуры"  и  издаваемых  в
соответствии с ним иных актов законодательства Союза  ССР,  настоящего
Закона и других актов законодательства РСФСР об охране и использовании
памятников истории и культуры.

     Статья 4. Собственность на памятники истории и культуры

     Памятники истории   и   культуры   находятся   в    собственности
государства,  а также колхозов и других кооперативных организаций,  их
объединений,  профсоюзных и иных общественных организаций и  в  личной
собственности граждан.
     Вновь выявляемые объекты,  представляющие историческую,  научную,
художественную   или   иную  культурную  ценность,  которые  не  имеют
собственника  или  собственник   которых   неизвестен,   поступают   в
собственность     государства,     если    иное    не    предусмотрено
законодательством Союза ССР и РСФСР.

     Статья 5. Порядок отчуждения памятников истории и культуры

     Продажа, дарение  или  иное  отчуждение  памятников   истории   и
культуры   допускается  с  обязательным  предварительным  уведомлением
государственных органов  охраны  памятников.  При  продаже  памятников
государство имеет преимущественное право покупки.

     Статья 6. Виды памятников истории и культуры

     К памятникам  истории  и  культуры  в  соответствии  со статьей 1
настоящего Закона относятся:
     памятники истории   -   здания,   сооружения,  памятные  места  и
предметы,  связанные с  важнейшими  историческими  событиями  в  жизни
народа,  развитием общества и государства,  революционным движением, с
Великой Октябрьской социалистической революцией, Гражданской и Великой
Отечественной    войнами,    социалистическим    и    коммунистическим
строительством,  укреплением международной  солидарности,  а  также  с
развитием   науки  и  техники,  культуры  и  быта  народов,  с  жизнью
выдающихся политических,  государственных,  военных деятелей, народных
героев,  деятелей науки,  литературы и искусства; захоронения погибших
за свободу и независимость Родины;
     памятники археологии   -   городища,   курганы,  остатки  древних
поселений,  укреплений,  производств,  каналов,  дорог,  древние места
захоронений,  каменные  изваяния,  лабиринты,  наскальные изображения,
старинные предметы,  участки исторического  культурного  слоя  древних
населенных пунктов;
     памятники градостроительства  и   архитектуры   -   архитектурные
ансамбли и комплексы,  исторические центры, кремли, кварталы, площади,
улицы,  набережные,  остатки древней планировки и застройки городов  и
других   населенных  пунктов;  сооружения  гражданской,  промышленной,
военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные
с     ними     произведения     монументального,     изобразительного,
декоративно-прикладного,   садово-паркового    искусства,    природные
ландшафты;
     памятники искусства     -      произведения      монументального,
изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства;
     документальные памятники - акты органов государственной власти  и
органов  государственного управления,  другие письменные и графические
документы,  кинофотодокументы и звукозаписи,  а также древние и другие
рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания.
     К памятникам истории и культуры  могут  быть  отнесены  и  другие
объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную
культурную ценность.

                              Раздел II

           ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ
        ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ,
            УЧАСТИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И
             ГРАЖДАН В ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПАМЯТНИКОВ

     Статья 7. Государственное управление в области охраны и
               использования памятников истории и культуры

     В соответствии  с  Законом  СССР  "Об  охране   и   использовании
памятников  истории  и  культуры" государственное управление в области
охраны  и  использования  памятников  истории  и  культуры   в   РСФСР
осуществляется   Советом  Министров  СССР,  Советом  Министров  РСФСР,
Советами Министров автономных  республик,  исполнительными  комитетами
краевых,   областных  Советов  народных  депутатов,  Советов  народных
депутатов  автономных  областей  и   автономных   округов,   районных,
городских,  районных в городах, поселковых и сельских Советов народных
депутатов,  а также специально уполномоченными на то  государственными
органами  охраны  памятников  в соответствии с законодательством Союза
ССР и РСФСР.

     Статья 8. Обеспечение охраны и использования памятников
               истории и культуры Советами Министров автономных
               республик, исполнительными комитетами местных
               Советов народных депутатов

     Советы Министров  автономных  республик,  исполнительные комитеты
краевых,  областных  Советов  народных  депутатов,  Советов   народных
депутатов   автономных   областей   и  автономных  округов,  районных,
городских,  районных в городах, поселковых и сельских Советов народных
депутатов  в  пределах  прав,  предоставленных  законом,  обеспечивают
охрану,  использование,  выявление,  учет,  реставрацию  и  пропаганду
памятников  истории  и культуры,  находящихся на территории автономной
республики  или  на  территории  соответствующего  Совета,  привлекают
общественность  к  проведению  мероприятий по охране,  использованию и
пропаганде  памятников,  организуют  над  ними  шефство   предприятий,
учреждений и организаций,  обеспечивают соблюдение законодательства об
охране и использовании памятников истории и культуры.

     Статья 9. Специально уполномоченные государственные органы
               охраны памятников

     Специально уполномоченными   государственными   органами   охраны
памятников в  РСФСР  являются  Министерство  культуры  РСФСР,  Главное
архивное   управление  при  Совете  Министров  РСФСР,  местные  органы
культуры и местные архивные органы в пределах их компетенции,  а также
иные  государственные  органы в соответствии с законодательством Союза
ССР и РСФСР.
     Министерство культуры  РСФСР и местные органы культуры в пределах
их  компетенции  осуществляют  государственное  управление  в  области
охраны     и    использования    памятников    истории,    археологии,
градостроительства и архитектуры, искусства.
     Главное архивное  управление при Совете Министров РСФСР и местные
архивные органы в пределах их компетенции осуществляют государственное
управление в области охраны и использования документальных памятников.
     Указания специально уполномоченных государственных органов охраны
памятников по вопросам охраны и  использования  памятников  истории  и
культуры   обязательны   для  предприятий,  учреждений  и  организаций
независимо от их ведомственной подчиненности, а также для граждан.

     Статья 10. Государственный контроль за охраной и
                использованием памятников истории и культуры

     Государственный контроль за охраной и  использованием  памятников
истории  и  культуры  имеет  своей задачей обеспечить выполнение всеми
министерствами,    государственными    комитетами    и    ведомствами,
государственными,     кооперативными     и    другими    общественными
предприятиями,  учреждениями,  организациями и гражданами обязанностей
по  соблюдению установленного порядка охраны,  использования,  учета и
реставрации  памятников,  а   также   иных   правил,   предусмотренных
законодательством Союза ССР и РСФСР.
     Государственный контроль за охраной и  использованием  памятников
истории  и  культуры  осуществляется  Советами народных депутатов,  их
исполнительными   и   распорядительными    органами    и    специально
уполномоченными  на  то  государственными  органами  в  соответствии с
законодательством Союза ССР и РСФСР.

     Статья 11. Комиссии содействия охране памятников истории и
                культуры

     В целях  улучшения  охраны  и  использования памятников истории и
культуры при Советах Министров  автономных  республик,  исполнительных
комитетах  краевых,  областных  Советов  народных  депутатов,  Советов
народных депутатов автономных областей и автономных округов, районных,
городских,  районных в городах, поселковых и сельских Советов народных
депутатов создаются комиссии содействия охране  памятников  истории  и
культуры из работников органов и учреждений культуры, науки, народного
образования,  архивных органов и учреждений, представителей творческих
союзов и других общественных организаций.

     Статья 12. Участие общественных организаций, трудовых коллективов
                и граждан в осуществлении мероприятий по охране и
                использованию памятников истории и культуры

     Профессиональные союзы,   организации   молодежи,   Всероссийское
общество охраны  памятников  истории  и  культуры,  научные  общества,
творческие   союзы   и   другие   общественные  организации,  трудовые
коллективы,  а также  граждане  оказывают  содействие  государственным
органам   в   осуществлении   мероприятий  по  охране,  использованию,
выявлению,  учету,  реставрации  памятников  истории  и   культуры   и
распространению знаний о них.
     Общественные организации и трудовые коллективы принимают  участие
в работе, направленной на обеспечение сохранности памятников истории и
культуры,  в соответствии с законодательством Союза  ССР  и  РСФСР,  а
также с уставами (положениями) общественных организаций.
     Забота о сохранении  памятников  истории  и  культуры  -  долг  и
обязанность граждан РСФСР. (в ред. Указа Президиума ВС РФ от 18.01.85)

     Статья 13. Участие Всероссийского общества охраны памятников
                истории и культуры в обеспечении сохранности и
                правильного использования памятников
                истории и культуры

     Всероссийское общество  охраны  памятников  истории  и   культуры
способствует   привлечению  широких  слоев  населения  к  активному  и
непосредственному участию в охране памятников, осуществляет пропаганду
памятников  и  законодательства об их охране и использовании,  активно
содействует  работе  государственных  органов  охраны   памятников   и
установлению   шефства   предприятий,  учреждений  и  организаций  над
памятниками истории и культуры,  осуществляет общественный контроль за
их сохранностью и правильным использованием,  а также выполняет другие
функции в соответствии с Уставом Общества  и  законодательством  Союза
ССР и РСФСР.

     Статья 14. Участие предприятий, учреждений и организаций в
                охране и использовании памятников истории и культуры

     Предприятия, учреждения,  организации,  а также колхозы и  другие
кооперативные  организации и их объединения содействуют органам охраны
памятников  в  проведении  мероприятий   по   охране,   использованию,
выявлению,   учету,   реставрации  памятников  истории  и  культуры  и
распространению знаний о них.
     Предприятия, учреждения   и   организации   по   согласованию   с
соответствующими  органами  охраны  памятников   могут   устанавливать
шефство  над  памятниками  истории  и  культуры в целях обеспечения их
сохранности и благоустройства прилегающих к ним территорий.

     Статья 15. Пропаганда памятников истории и культуры специально
                уполномоченными государственными органами охраны
                памятников

     Специально уполномоченные    государственные    органы     охраны
памятников  совместно  с  органами  и  учреждениями  науки и народного
образования  с  участием  органов  массовой  информации   осуществляют
пропаганду  памятников истории и культуры в целях широкого привлечения
населения к изучению памятников и участию в их охране.

                              Раздел III

          ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

     Статья 16. Организация государственного учета памятников
                истории и культуры

     Памятники истории   и   культуры,  независимо  от  того,  в  чьей
собственности они находятся, подлежат государственному учету.
     В соответствии   с   Законом  СССР  "Об  охране  и  использовании
памятников истории и культуры" государственный учет памятников истории
и  культуры  осуществляется в порядке,  определяемом Советом Министров
СССР.

     Статья 17. Отнесение памятников истории и культуры к
                памятникам общесоюзного, республиканского и
                местного значения

     В целях организации учета и охраны памятников истории и  культуры
недвижимые   памятники   подразделяются   на  памятники  общесоюзного,
республиканского и местного значения.
     Отнесение памятников  истории  и  культуры к категории памятников
общесоюзного,  республиканского или местного значения  производится  в
соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР.

     Статья 18. Порядок отнесения памятников истории и культуры к
                памятникам республиканского и местного значения

     Отнесение недвижимых памятников истории и  культуры  к  категории
памятников  республиканского  значения  производится Советом Министров
РСФСР по представлению Министерства  культуры  РСФСР,  а  к  категории
памятников   местного   значения   -   Советами  Министров  автономных
республик,  исполнительными комитетами краевых, областных, Московского
и  Ленинградского городских Советов народных депутатов по согласованию
с Министерством культуры РСФСР.
     Исключение памятников  истории  и  культуры  из  числа памятников
республиканского и местного значения  допускается  только  по  решению
Совета Министров РСФСР.

     Статья 19. Государственный учет памятников истории и культуры,
                находящихся в музеях, библиотеках и архивах

     В соответствии  с  Законом  СССР  "Об  охране   и   использовании
памятников истории и культуры" государственный учет памятников истории
и культуры,  находящихся в  музеях,  библиотеках,  архивах,  в  других
учреждениях  и  организациях,  производится  в  порядке,  определяемом
законодательством Союза ССР о музейном и архивном фондах СССР.

     Статья 20. Государственный учет памятников истории и культуры,
                находящихся в личной собственности граждан

     Предметы старины,       произведения      изобразительного      и
декоративно-прикладного  искусства,  строения,  рукописи,   коллекции,
редкие  печатные издания,  другие предметы и документы,  находящиеся в
личной   собственности   граждан   и    представляющие    значительную
историческую,  научную,  художественную  или иную культурную ценность,
признаются памятниками истории и культуры и подлежат  государственному
учету  в  целях  наиболее  полного  выявления  памятников  и  оказания
содействия в обеспечении их сохранности.

                              Раздел IV

        ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

              ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАМЯТНИКОВ

     Статья 21. Использование памятников истории и культуры

     Памятники истории и культуры используются в целях развития науки,
народного образования        и        культуры,       патриотического,
идейно-нравственного, интернационального и эстетического воспитания.
     Использование памятников  истории  и  культуры  в хозяйственных и
иных  целях  допускается,  если  это  не  наносит  ущерба  сохранности
памятников и не нарушает их историко-художественной ценности.

     Статья 22. Предоставление в пользование памятников истории и
                культуры

     Предоставление памятников  истории  и  культуры   в   пользование
государственным,  кооперативным  и  другим  общественным предприятиям,
учреждениям,  организациям,  а также другим организациям и  лицам  для
научных,    культурно-просветительных,   туристских   и   иных   целей
осуществляется  в  порядке  и  с  соблюдением  условий,   определяемых
законодательством Союза ССР и РСФСР.
     Недвижимые памятники  истории  и  культуры   республиканского   и
местного   значения   предоставляются   в   пользование   в   порядке,
определяемом Советом Министров РСФСР.
     Ставки арендной   платы  за  пользование  памятниками  истории  и
культуры устанавливаются Советом Министров РСФСР.

     Статья 23. Порядок расходования средств, поступающих от
                использования памятников истории и культуры

     Денежные средства,   поступающие   от   использования  памятников
истории и культуры,  а также средства,  поступающие в соответствии  со
статьей  54 настоящего Закона,  зачисляются в установленном порядке на
специальные счета государственных органов охраны памятников, в ведении
которых  находятся памятники,  и расходуются ими только на мероприятия
по охране, реставрации, консервации, ремонту памятников.

     Статья 24. Порядок расходования средств, выделяемых из
                государственного бюджета РСФСР на охрану и
                использование памятников истории и культуры

     Денежные средства,  выделяемые из республиканского бюджета РСФСР,
государственных  бюджетов  автономных  республик и местных бюджетов на
охрану и использование памятников истории и культуры,  расходуются  на
мероприятия по охране,  реставрации,  консервации, ремонту памятников,
их выявлению, изучению и пропаганде.

     Статья 25. Обязанности предприятий, учреждений и организаций,
                в собственности или пользовании которых находятся
                памятники истории и культуры

     Предприятия, учреждения  и  организации,  в   собственности   или
пользовании  которых  находятся  памятники  истории и культуры,  несут
ответственность за их сохранность и обязаны соблюдать правила  охраны,
использования, учета и реставрации памятников.

     Статья 26. Обязанности граждан, в личной собственности которых
                находятся памятники истории и культуры

     Граждане, в  личной  собственности  которых  находятся  памятники
истории и культуры,  обязаны соблюдать правила охраны,  использования,
учета и реставрации памятников.

     Статья 27. Правила охраны, использования и реставрации
                памятников истории и культуры

     В соответствии   с   Законом  СССР  "Об  охране  и  использовании
памятников  истории  и  культуры"  правила  охраны,  использования   и
реставрации  памятников  истории и культуры устанавливаются в порядке,
определяемом Советом Министров СССР.

     Статья 28. Изъятие памятников истории и культуры у
                предприятий, учреждений и организаций

     Памятники истории и культуры, используемые не в соответствии с их
характером и назначением, подвергающиеся угрозе уничтожения или порчи,
могут  быть изъяты у предприятия,  учреждения,  организации в порядке,
определяемом законодательством Союза ССР.

     Статья 29. Изъятие памятников истории и культуры,
                принадлежащих гражданам

     Если гражданин  не  обеспечивает  сохранности  принадлежащего ему
памятника истории и культуры,  этот памятник в соответствии со статьей
142  Гражданского  кодекса РСФСР может быть изъят в судебном порядке с
соответствующим возмещением.
     Если гражданин   систематически  использует  памятник  истории  и
культуры  для  извлечения  нетрудовых   доходов,   этот   памятник   в
соответствии  со  статьей  111  Гражданского  кодекса РСФСР может быть
безвозмездно изъят в судебном порядке.

     Статья 30. Обеспечение сохранности памятников истории и культуры,
                находящихся на землях, предоставленных в пользование

     Предприятия, учреждения,    организации    и   граждане   обязаны
обеспечивать сохранность памятников истории и культуры, находящихся на
землях, предоставленных им в пользование.

     Статья 31. Реставрация, консервация и ремонт памятников
                истории и культуры

     Реставрация, консервация и ремонт памятников истории  и  культуры
осуществляются   только   с   ведома  государственных  органов  охраны
памятников и под их контролем.
     Проекты реставрации,  консервации  и ремонта памятников истории и
культуры подлежат  согласованию  с  государственными  органами  охраны
памятников и утверждаются в установленном порядке.
     Реставрация, консервация и ремонт памятников истории  и  культуры
производятся  специальными  научно-реставрационными  организациями,  а
также строительными, ремонтными и ремонтно-строительными организациями
под наблюдением специалистов - реставраторов.

     Статья 32. Средства, за счет которых осуществляются реставрация,
                консервация и ремонт памятников истории и культуры

     Реставрация, консервация и ремонт памятников истории  и  культуры
осуществляются   за   счет  средств  пользователей  или  собственников
памятников,  а также за счет средств  государственных  органов  охраны
памятников.
     Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и  культуры,
не находящихся в пользовании предприятий, учреждений и организаций или
подлежащих  музейному   показу,   осуществляются   за   счет   средств
государственных органов охраны памятников.

     Статья 33. Зоны охраны памятников истории и культуры

     В целях   обеспечения   охраны  памятников  истории,  археологии,
градостроительства   и    архитектуры,    монументального    искусства
устанавливаются  охранные  зоны,  зоны  регулирования застройки и зоны
охраняемого   природного    ландшафта    в    порядке,    определяемом
законодательством Союза ССР и РСФСР.
     Проекты районной планировки,  генеральные планы городов, поселков
городского  типа  и  сельских  населенных  пунктов,  проекты детальной
планировки и застройки  должны  предусматривать  охранные  зоны,  зоны
регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта.

     Статья 34. Порядок установления зон охраны памятников истории
                и культуры республиканского и местного значения

     Зоны охраны памятников истории,  археологии, градостроительства и
архитектуры,  монументального  искусства  республиканского  и местного
значения  устанавливаются  Советами  Министров  автономных  республик,
исполнительными   комитетами   краевых,   областных,   Московского   и
Ленинградского городских Советов народных депутатов по согласованию  с
Министерством   культуры   РСФСР   и  Всероссийским  обществом  охраны
памятников истории и культуры.

     Статья 35. Запрещение производства земляных, строительных и
                других работ, а также хозяйственной деятельности в
                зонах охраны памятников истории и культуры

     В пределах  охранных  зон,  зон  регулирования  застройки  и  зон
охраняемого  природного  ландшафта  запрещается производство земляных,
строительных и других работ,  а также хозяйственная  деятельность  без
разрешения  соответствующих  органов  охраны  памятников Союза ССР или
РСФСР.
     В пределах    зон    охраны   памятников   истории   и   культуры
республиканского и местного значения производство  указанных  работ  и
хозяйственная  деятельность  запрещаются  без  разрешения Министерства
культуры РСФСР.  Разрешение на проведение работ в  пределах  указанных
зон выдается по представлениям Советов Министров автономных республик,
исполнительных   комитетов   краевых,   областных,    Московского    и
Ленинградского  городских  Советов народных депутатов.  (в ред.  Указа
Президиума ВС РФ от 18.01.85)

     Статья 36. Охрана историко-культурных заповедников

     В соответствии  с  Законом  СССР  "Об  охране   и   использовании
памятников истории и культуры" ансамбли и комплексы памятников истории
и   культуры,    представляющие    особую    историческую,    научную,
художественную  или  иную  культурную  ценность,  могут быть объявлены
решениями  Совета  Министров   СССР   или   Совета   Министров   РСФСР
историко-культурными  заповедниками,  охрана которых осуществляется на
основании особого о каждом из них положения.
     Объявленные Советом     Министров    РСФСР    историко-культурные
заповедники охраняются на основании положений, утверждаемых в порядке,
определяемом Советом Министров РСФСР.

     Статья 37. Охрана заповедных мест

     Отдельные участки  городов  и других населенных пунктов,  имеющие
особую  историческую,  научную,  художественную  или  иную  культурную
ценность, а также памятные места, связанные с важнейшими историческими
событиями, могут быть объявлены заповедными местами Советами Министров
автономных республик,  исполнительными комитетами краевых,  областных,
Московского и Ленинградского городских Советов народных  депутатов  по
согласованию  с Министерством культуры РСФСР и Всероссийским обществом
охраны памятников истории и культуры.
     Охрана заповедных  мест  осуществляется  на  основании положений,
утверждаемых в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.

     Статья 38. Охрана произведений садово-паркового искусства и
                природных ландшафтов

     Охрана произведений   садово-паркового   искусства   и  природных
ландшафтов, отнесенных к памятникам истории и культуры или связанных с
ними,  осуществляется  органами  охраны памятников совместно с другими
заинтересованными органами в соответствии  с  законодательством  Союза
ССР  и  РСФСР  об  охране  памятников  истории  и культуры и об охране
окружающей природной среды.

     Статья 39. Охрана вновь выявляемых памятников истории и культуры

     Вновь выявляемые объекты,  представляющие историческую,  научную,
художественную или иную культурную ценность, впредь до решения вопроса
о принятии  их  на  государственный  учет  как  памятников  истории  и
культуры подлежат охране в соответствии с требованиями Закона СССР "Об
охране и использовании памятников истории  и  культуры"  и  настоящего
Закона.

     Статья 40. Согласование с органами охраны памятников проектов
                планировки, застройки и реконструкции городов
                и других населенных пунктов, имеющих памятники
                истории и культуры

     Проекты планировки,  застройки и реконструкции городов  и  других
населенных    пунктов,    имеющих   памятники   истории,   археологии,
градостроительства и архитектуры,  монументального искусства, подлежат
согласованию  с Министерством культуры РСФСР и Всероссийским обществом
охраны памятников истории и культуры.

     Статья 41. Запрещение сноса, перемещения, изменения памятников
                истории и культуры

     В соответствии   с   Законом  СССР  "Об  охране  и  использовании
памятников истории и культуры" снос, перемещение, изменение недвижимых
памятников истории и культуры запрещаются. Исключение из этого правила
может допускаться лишь с особого в каждом отдельном случае  разрешения
Совета  Министров СССР - в отношении памятников общесоюзного значения,
Совета Министров РСФСР - в  отношении  памятников  республиканского  и
местного значения.
     Предприятие, учреждение,    организация,     получившие     такое
разрешение,   при   осуществлении  сноса,  перемещения  или  изменения
памятника  обязаны  обеспечить  соблюдение  условий,   предусмотренных
законодательством Союза ССР и РСФСР, а соответствующий государственный
орган охраны памятников обязан провести работы по научному изучению  и
фиксации памятников.
     Расходы, связанные с осуществлением указанных работ, производятся
за счет предприятия, учреждения, организации, получивших разрешение на
снос, перемещение или изменение памятника.

     Статья 42. Обеспечение сохранности памятников истории и
                культуры при производстве строительных и других работ

     Строительные, мелиоративные,  дорожные  и другие работы,  которые
могут  создавать  угрозу  для  существования  памятников   истории   и
культуры,  производятся  только  по  согласованию  с  государственными
органами  охраны  памятников  и   после   осуществления   мероприятий,
обеспечивающих сохранность памятников.
     Проекты строительных,  мелиоративных,  дорожных  и  других  работ
должны  быть согласованы с государственными органами охраны памятников
и предусматривать мероприятия,  обеспечивающие сохранность  памятников
истории и культуры.
     Предприятия, учреждения и  организации  в  случае  обнаружения  в
процессе  ведения  работ  археологических  и других объектов,  имеющих
историческую,  научную,  художественную или иную культурную  ценность,
обязаны  сообщить  об этом государственному органу охраны памятников и
приостановить дальнейшее ведение работ.

     Статья 43. Осуществление мероприятий по обеспечению сохранности
                памятников истории и культуры при производстве
                строительных и других работ

     Мероприятия по  обеспечению  сохранности  памятников  истории   и
культуры  при  производстве  строительных,  мелиоративных,  дорожных и
других   работ   осуществляются    предприятиями,    учреждениями    и
организациями,  ведущими эти работы, с привлечением специализированных
научных  или  научно-реставрационных  организаций   и   координируются
соответствующими государственными органами охраны памятников.
     Указанные мероприятия   включают   выявление    памятников,    их
исследование  и  фиксацию,  передачу  вещественных находок в музеи или
другие государственные хранилища и иные работы, проводимые по указанию
государственных органов охраны памятников.
     Финансирование указанных   мероприятий   производится   за   счет
предприятий,  учреждений  и организаций,  осуществляющих строительные,
мелиоративные, дорожные и другие работы.

     Статья 44. Приостановление строительных и иных работ,
                представляющих опасность для памятников
                истории и культуры

     Государственные органы    охраны    памятников    имеют     право
приостанавливать строительные, мелиоративные, дорожные и другие работы
в случае возникновения в процессе проведения этих работ опасности  для
памятников истории и культуры либо нарушения правил их охраны.

     Статья 45. Возобновление строительных и иных работ,
                приостановленных в связи с возникновением опасности
                для памятников истории и культуры

     Строительные, мелиоративные,    дорожные    и    другие   работы,
приостановленные в случаях,  указанных в статьях 42  и  44  настоящего
Закона,   могут   быть   возобновлены  с  разрешения  соответствующего
государственного  органа  охраны  памятников  лишь  после   устранения
возникшей опасности для памятников или допущенного нарушения правил их
охраны.

     Статья 46. Ограничение движения транспортных средств в
                охранных зонах и вблизи памятников истории и культуры

     Советы Министров  автономных  республик и исполнительные комитеты
местных Советов народных депутатов  вправе  ограничить  или  запретить
движение  транспортных  средств,  самоходных  машин  и  механизмов  по
дорогам,  прилегающим к памятникам истории и культуры или  пролегающим
через  их  охранные  зоны,  если  создается  угроза  для существования
памятников.

     Статья 47. Ведение раскопок и разведок памятников археологии

     Ведение раскопок и  разведок  памятников  археологии  допускается
только   при   наличии  разрешений  (открытых  листов),  выдаваемых  и
регистрируемых в установленном порядке.
     Учреждения, организации      и      граждане,      осуществляющие
археологические работы, обязаны обеспечить сохранность памятников.

     Статья 48. Собирание памятников истории и культуры

     Собирание старинных   документальных   памятников,   произведений
древней   живописи   и   древнего   декоративно-прикладного  искусства
учреждениями,  организациями либо гражданами допускается  при  наличии
специальных  разрешений,  выдаваемых  и регистрируемых в установленном
порядке.

     Статья 49. Выдача и регистрация специальных разрешений на
                собирание памятников истории и культуры

     Специальные разрешения  на собирание учреждениями,  организациями
либо гражданами  старинных  документальных  памятников  на  территории
РСФСР выдаются Главным архивным управлением при Совете Министров РСФСР
и регистрируются местными архивными органами.
     Специальные разрешения  на собирание учреждениями,  организациями
либо   гражданами   произведений   древней   живописи    и    древнего
декоративно-прикладного   искусства  в  РСФСР  выдаются  Министерством
культуры РСФСР и регистрируются местными органами культуры.

     Статья 50. Запрещение вывоза памятников истории и культуры
                за пределы СССР

     В соответствии   с   Законом  СССР  "Об  охране  и  использовании
памятников истории и культуры" вывоз памятников истории и культуры  за
пределы СССР запрещается.
     Исключение из этого правила допускается лишь с особого  в  каждом
отдельном  случае  разрешения,  выдаваемого  в  порядке,  определяемом
законодательством Союза ССР.

     Статья 51. Порядок временного вывоза памятников истории и
                культуры за пределы СССР

     В соответствии   с   Законом  СССР  "Об  охране  и  использовании
памятников  истории  и  культуры"  в  целях  развития   международного
культурного  обмена  разрешается  временный вывоз памятников истории и
культуры за пределы СССР с соблюдением правил  и  условий,  специально
устанавливаемых  для  каждого  случая  соответствующим государственным
органом Союза ССР.

     Статья 52. Охрана памятников истории и культуры, ввозимых в РСФСР

     Памятники истории   и   культуры,    являющиеся    собственностью
иностранных государств, организаций и лиц, временно ввозимые в РСФСР в
целях  культурного  обмена  на   основе   соответствующих   договоров,
охраняются государством.

                               Раздел V

       ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ
            И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

     Статья 53. Ответственность за нарушение законодательства об
                охране и использовании памятников истории и культуры

     Лица, виновные в невыполнении правил охраны, использования, учета
и реставрации памятников истории и культуры,  нарушении режима зон  их
охраны,  а  также  в  других  нарушениях  законодательства об охране и
использовании памятников,  несут уголовную,  административную или иную
ответственность в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР.

     Статья 54. Восстановление памятника истории и культуры и
                возмещение убытков в случае причинения вреда памятнику

     Предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие вред
памятнику   истории   и   культуры  или  его  охранной  зоне,  обязаны
восстановить в прежнем состоянии памятник или его охранную зону, а при
невозможности  этого  - возместить причиненные убытки в соответствии с
законодательством Союза ССР и РСФСР.  Восстановление памятника или его
охранной  зоны  осуществляется  с  соблюдением  установленного порядка
реставрации памятников истории и культуры.
     Должностные лица и другие работники, по вине которых предприятия,
учреждения и организации  понесли  расходы,  связанные  с  возмещением
убытков,   указанных   в   части  первой  настоящей  статьи,  несут  в
установленном порядке материальную ответственность.

                              Раздел VI

                        МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ

     Статья 55. Международные договоры

     Если международным договором СССР установлены иные  правила,  чем
те,  которые  содержатся  в  советском  законодательстве  об  охране и
использовании памятников истории и культуры,  то  применяются  правила
международного договора.
     Такой же порядок  применяется  в  отношении  законодательства  об
охране  и  использовании  памятников истории и культуры РСФСР,  если в
международном   договоре   РСФСР   установлены   иные   правила,   чем
предусмотренные законодательством об охране и использовании памятников
истории и культуры РСФСР.  (в ред. Указа Президиума ВС РФ от 18.01.85)
2003 - 2025 © НДП "Альянс Медиа"