Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской
трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий
труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно
связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского
профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности
не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными
настоящим Кодексом.
@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 330:
редакция 10 - Федеральный закон от 30.06.06 N 90-ФЗ
@
Статья 330. Дисциплина работников, труд которых
непосредственно связан с движением
транспортных средств
Дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с
движением транспортных средств, регулируется настоящим Кодексом и
положениями (уставами) о дисциплине, устанавливаемыми федеральными
законами.
Глава 52. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 331:
редакция 10 - Федеральный закон от 30.06.06 N 90-ФЗ
@
Статья 331. Право на занятие
педагогической деятельностью
К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие
образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном
типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих
типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в
соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие
и особо тяжкие преступления;
признанные недееспособными в установленном федеральным законом
порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в области здравоохранения.
@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 332:
редакции 6 - Федеральный закон от 22.08.04 N 122-ФЗ, 10 - Федеральный
закон от 30.06.06 N 90-ФЗ, 11 - часть четвертая применяется с учетом
Определения Конституционного Суда от 11.07.06 N 213-О, 21 -
Федеральный закон от 23.07.08 N 160-ФЗ, 31 - Федеральный закон от
10.11.09 N 260-ФЗ
@
Статья 332. Особенности заключения
и прекращения трудового договора
с работниками высших учебных заведений
Трудовые договоры на замещение должностей научно-педагогических
работников в высшем учебном заведении могут заключаться как на
неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового
договора.
Заключению трудового договора на замещение должности
научно-педагогического работника в высшем учебном заведении, а также
переводу на должность научно-педагогического работника предшествует
избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности.
Конкурс на замещение должности научно-педагогического работника,
занимаемой работником, с которым заключен трудовой договор на
неопределенный срок, проводится один раз в пять лет.
В целях сохранения непрерывности учебного процесса допускается
заключение трудового договора на замещение должности
научно-педагогического работника в высшем учебном заведении без
избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности при приеме
на работу по совместительству или в создаваемые высшие учебные
заведения до начала работы ученого совета - на срок не более одного
года, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым в
соответствии с законом сохраняется место работы, - до выхода этого
работника на работу.
Не проводится конкурс на замещение:
должностей декана факультета и заведующего кафедрой;
должностей научно-педагогических работников, занимаемых
беременными женщинами;
должностей научно-педагогических работников, занимаемых по
трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, женщинами,
имеющими детей в возрасте до трех лет.
Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических
работников утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным
Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной
власти.
Если работник, занимающий должность научно-педагогического
работника по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок,
по результатам конкурса, предусмотренного частью третьей настоящей
статьи, не избран на должность или не изъявил желания участвовать в
указанном конкурсе, то трудовой договор с ним прекращается в
соответствии с пунктом 4 статьи 336 настоящего Кодекса.
При избрании работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой
им по срочному трудовому договору должности научно-педагогического
работника новый трудовой договор может не заключаться. В этом случае
действие срочного трудового договора с работником продлевается по
соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный
срок не более пяти лет или на неопределенный срок.
При переводе на должность научно-педагогического работника в
результате избрания по конкурсу на соответствующую должность срок
действия трудового договора с работником может быть изменен по
соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный
срок не более пяти лет или на неопределенный срок.
До истечения срока избрания по конкурсу, предусмотренному частью
третьей настоящей статьи, или в течение срока срочного трудового
договора в целях подтверждения соответствия работника занимаемой им
должности научно-педагогического работника может проводиться
аттестация (часть вторая статьи 81 настоящего Кодекса). Положение о
порядке проведения аттестации работников, занимающих должности
научно-педагогических работников, утверждается в порядке,
устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации
федеральным органом исполнительной власти.
Должности декана факультета и заведующего кафедрой являются
выборными. Порядок проведения выборов на указанные должности
устанавливается уставами высших учебных заведений.
В государственных и муниципальных высших учебных заведениях
должности ректора, проректоров, руководителей филиалов (институтов)
замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо
от времени заключения трудовых договоров. Лица, занимающие указанные
должности и достигшие возраста шестидесяти пяти лет, переводятся с их
письменного согласия на иные должности, соответствующие их
квалификации.
По представлению ученого совета государственного или
муниципального высшего учебного заведения учредитель имеет право
продлить срок пребывания ректора в своей должности до достижения им
возраста семидесяти лет, если иное не предусмотрено федеральным
законом.
С проректорами высшего учебного заведения заключается срочный
трудовой договор. Срок окончания срочного трудового договора,
заключаемого с проректором, не может превышать срок окончания
полномочий ректора.
По представлению ученого совета государственного или
муниципального высшего учебного заведения ректор имеет право продлить
срок пребывания в должности проректора, руководителя филиала
(института) до достижения ими возраста семидесяти лет.
@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 333:
редакции 10 - Федеральный закон от 30.06.06 N 90-ФЗ, 21 - Федеральный
закон от 23.07.08 N 160-ФЗ
@
Статья 333. Продолжительность рабочего
времени педагогических работников
Для педагогических работников устанавливается сокращенная
продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
Учебная нагрузка педагогического работника, оговариваемая в
трудовом договоре, может ограничиваться верхним пределом в случаях,
предусмотренных типовым положением об образовательном учреждении
соответствующих типа и вида, утверждаемым уполномоченным
Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной
власти, а для образовательных учреждений, реализующих военные
профессиональные образовательные программы, и образовательных
учреждений, реализующих образовательные программы, содержащие
сведения, составляющие государственную тайну, - типовыми положениями
об образовательных учреждениях, утверждаемыми Правительством
Российской Федерации.
В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим
работникам с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего
времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы)
определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации
федеральным органом исполнительной власти.
@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 334:
редакция 10 - Федеральный закон от 30.06.06 N 90-ФЗ
@
Статья 334. Ежегодный основной
удлиненный оплачиваемый отпуск
Педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной
удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого
устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 335. Длительный отпуск
педагогических работников
Педагогические работники образовательного учреждения не реже чем
через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право
на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия
предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом
данного образовательного учреждения.
@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 336:
редакция 6 - Федеральный закон от 22.08.04 N 122-ФЗ, 10 - Федеральный
закон от 30.06.06 N 90-ФЗ, 11 - пункт 3 применяется с учетом
Определения Конституционного Суда от 11.07.06 N 213-О
@
Статья 336. Дополнительные основания
прекращения трудового договора с
педагогическим работником
Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными
федеральными законами, основаниями прекращения трудового договора с
педагогическим работником являются:
1) повторное в течение одного года грубое нарушение устава
образовательного учреждения;
2) применение, в том числе однократное, методов воспитания,
связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью
обучающегося, воспитанника;
3) достижение предельного возраста для замещения соответствующей
должности в соответствии со статьей 332 настоящего Кодекса;
4) неизбрание по конкурсу на должность научно-педагогического
работника или истечение срока избрания по конкурсу (часть седьмая
статьи 332 настоящего Кодекса).
Глава 53. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА
РАБОТНИКОВ, НАПРАВЛЯЕМЫХ НА РАБОТУ В ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА И КОНСУЛЬСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ГРАНИЦЕЙ
Статья 337. Органы, направляющие работников
в дипломатические представительства и консульские
учреждения Российской Федерации, а также
в представительства федеральных органов
исполнительной власти и государственных
учреждений Российской Федерации за границей
Направление работников на работу в дипломатические
представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а
также в представительства федеральных органов исполнительной власти и
государственных учреждений Российской Федерации за границей
производится специально уполномоченными федеральными органами
исполнительной власти и государственными учреждениями Российской
Федерации.
Статья 338. Трудовой договор с работником,
направляемым на работу в представительство
Российской Федерации за границей
С работником, направляемым на работу в представительство
Российской Федерации за границей, заключается трудовой договор на срок
до трех лет. По окончании указанного срока трудовой договор может быть
перезаключен на новый срок.
При направлении на работу в представительство Российской
Федерации за границей работника, занимающего должность в
соответствующем федеральном органе исполнительной власти или
государственном учреждении Российской Федерации, в заключенный с ним
ранее трудовой договор вносятся изменения и дополнения, касающиеся
срока и условий его работы за границей. По окончании работы за
границей такому работнику должна быть предоставлена прежняя или
равноценная работа (должность), а при ее отсутствии с согласия
работника - другая работа (должность).
@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 339:
редакция 10 - Федеральный закон от 30.06.06 N 90-ФЗ
@
Статья 339. Условия труда и отдыха работников,
направляемых на работу в представительства
Российской Федерации за границей
Условия труда и отдыха работников, направляемых на работу в
представительства Российской Федерации за границей, определяются
локальными нормативными актами соответствующего представительства и
трудовыми договорами, которые не могут ухудшать положение работников
по сравнению с установленным настоящим Кодексом.
Минимальная продолжительность ежегодных дополнительных отпусков и
условия их предоставления работникам, работающим в представительствах
Российской Федерации за границей в странах с особыми (в том числе
климатическими) условиями, а также перечень этих стран устанавливаются
в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 340:
редакция 10 - Федеральный закон от 30.06.06 N 90-ФЗ
@
Статья 340. Гарантии и компенсации работникам,
направляемым на работу в представительства
Российской Федерации за границей
Порядок и условия установления дополнительных гарантий и выплаты
компенсаций в связи с переездом к месту работы, а также условия
материально-бытового обеспечения и оплаты труда работников,
направляемых на работу в представительства Российской Федерации за
границей, устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом
климатических и иных особых условий в стране пребывания.
@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 341:
редакции 10 - Федеральный закон от 30.06.06 N 90-ФЗ, 21 - Федеральный
закон от 23.07.08 N 160-ФЗ
@
Статья 341. Основания прекращения работы
в представительстве Российской Федерации
за границей
Прекращение работы в представительстве Российской Федерации за
границей производится в связи с истечением срока, установленного при
направлении работника соответствующим федеральным органом
исполнительной власти или государственным учреждением Российской
Федерации или заключении с ним срочного трудового договора.
Работа в представительстве Российской Федерации за границей может
быть прекращена досрочно также в случаях:
1) возникновения чрезвычайной ситуации в стране пребывания;
2) объявления работника персоной нон грата либо получения
уведомления от компетентных властей страны пребывания о его
неприемлемости в стране пребывания;
3) уменьшения установленной квоты дипломатических или технических
работников соответствующего представительства;
4) несоблюдения работником обычаев и законов страны пребывания, а
также общепринятых норм поведения и морали;
5) невыполнения работником принятых на себя при заключении
трудового договора обязательств по обеспечению соблюдения членами
своей семьи законов страны пребывания, общепринятых норм поведения и
морали, а также правил проживания, действующих на территории
соответствующего представительства;
6) однократного грубого нарушения трудовых обязанностей, а также
режимных требований, с которыми работник был ознакомлен при заключении
трудового договора;
7) временной нетрудоспособности продолжительностью свыше двух
месяцев подряд или при наличии заболевания, препятствующего работе за
границей, в соответствии со списком заболеваний, утвержденным в
порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской
Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При прекращении работы в представительстве Российской Федерации
за границей по одному из оснований, предусмотренных частью второй
настоящей статьи, увольнение работников, не состоящих в штате
направившего их на работу за границу федерального органа
исполнительной власти или государственного учреждения Российской
Федерации, производится в соответствии с пунктом 2 части первой статьи
77 настоящего Кодекса. Увольнение работников, состоящих в штате
указанных органов и учреждений, производится по основаниям,
предусмотренным настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Глава 54. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА
РАБОТНИКОВ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Статья 342. Стороны трудового договора
в религиозной организации
Работодателем является религиозная организация,
зарегистрированная в порядке, установленном федеральным законом, и
заключившая трудовой договор с работником в письменной форме.
Работником является лицо, достигшее возраста восемнадцати лет,
заключившее трудовой договор с религиозной организацией, лично
выполняющее определенную работу и подчиняющееся внутренним
установлениям религиозной организации.
Статья 343. Внутренние установления
религиозной организации
Права и обязанности сторон трудового договора определяются в
трудовом договоре с учетом особенностей, установленных внутренними
установлениями религиозной организации, которые не должны
противоречить Конституции Российской Федерации, настоящему Кодексу и
иным федеральным законам.
@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 344:
редакция 10 - Федеральный закон от 30.06.06 N 90-ФЗ
@
Статья 344. Особенности заключения трудового
договора с религиозной организацией и его изменения
Трудовой договор между работником и религиозной организацией
может заключаться на определенный срок.
При заключении трудового договора работник обязуется выполнять
любую не запрещенную настоящим Кодексом или иным федеральным законом
работу, определенную этим договором.
В трудовой договор в соответствии с настоящим Кодексом и
внутренними установлениями религиозной организации включаются условия,
существенные для работника и для религиозной организации как
работодателя.
При необходимости изменения определенных сторонами условий
трудового договора религиозная организация обязана предупредить об
этом работника в письменной форме не менее чем за семь календарных
дней.
Статья 345. Режим рабочего времени лиц,
работающих в религиозных организациях
Режим рабочего времени лиц, работающих в религиозных
организациях, определяется с учетом установленной настоящим Кодексом
нормальной продолжительности рабочего времени исходя из режима
осуществления обрядов или иной деятельности религиозной организации,
определенной ее внутренними установлениями.
Статья 346. Материальная ответственность
работников религиозных организаций
С работником религиозной организации может быть заключен договор
о полной материальной ответственности в соответствии с перечнем,
определенным внутренними установлениями религиозной организации.
Статья 347. Прекращение трудового договора
с работником религиозной организации
Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, трудовой
договор с работником религиозной организации может быть прекращен по
основаниям, предусмотренным трудовым договором.
Сроки предупреждения работника религиозной организации об
увольнении по основаниям, предусмотренным трудовым договором, а также
порядок и условия предоставления указанным работникам гарантий и
компенсаций, связанных с таким увольнением, определяются трудовым
договором.
@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 348:
редакция 10 - Федеральный закон от 30.06.06 N 90-ФЗ
@
Статья 348. Рассмотрение индивидуальных
трудовых споров работников религиозных организаций
Индивидуальные трудовые споры, не урегулированные самостоятельно
работником и религиозной организацией как работодателем,
рассматриваются в суде.
@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Главы 54.1:
редакция 19 - Федеральный закон от 28.02.08 N 13-ФЗ
@
Глава 54.1. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА
СПОРТСМЕНОВ И ТРЕНЕРОВ
Статья 348.1. Общие положения
Положения настоящей главы регулируют трудовые отношения с
работниками, трудовая функция которых состоит в подготовке к
спортивным соревнованиям и участии в спортивных соревнованиях по
определенным виду или видам спорта (далее - спортсмены), а также с
работниками, трудовая функция которых состоит в проведении со
спортсменами учебно-тренировочных мероприятий и осуществлении
руководства состязательной деятельностью спортсменов для достижения
спортивных результатов (далее - тренеры).
В качестве работодателей могут выступать лица, определенные
частями третьей и четвертой статьи 20 настоящего Кодекса, за
исключением работодателей - физических лиц, не являющихся
индивидуальными предпринимателями.
Особенности регулирования труда спортсменов, тренеров
устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными
правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными
договорами, соглашениями, а также локальными нормативными актами,
принимаемыми работодателями в соответствии с требованиями статьи 8
настоящего Кодекса с учетом норм, утвержденных общероссийскими
спортивными федерациями, и мнения выборного органа первичной
профсоюзной организации.
Особенности регулирования труда спортсменов, тренеров, которые в
соответствии со статьей 252 настоящего Кодекса могут устанавливаться
исключительно настоящим Кодексом, а также случаи и порядок
установления таких особенностей другими актами, содержащими нормы
трудового права, определяются настоящей главой.
Особенности режима рабочего времени спортсменов, тренеров,
привлечения их к сверхурочной работе, работе в ночное время, в
выходные и нерабочие праздничные дни, а также особенности оплаты труда
спортсменов, тренеров в ночное время, в выходные и нерабочие
праздничные дни могут устанавливаться коллективными договорами,
соглашениями, локальными нормативными актами.
Статья 348.2. Особенности заключения трудовых
договоров со спортсменами, с тренерами
По соглашению сторон со спортсменами могут заключаться как
трудовые договоры на неопределенный срок, так и срочные трудовые
договоры.
Срочные трудовые договоры могут заключаться по соглашению сторон
с тренерами, принимаемыми на работу в целях проведения со спортсменами
учебно-тренировочных мероприятий и осуществления руководства
состязательной деятельностью спортсменов для достижения спортивных
результатов в профессиональном спорте, а также с тренерами спортивных
сборных команд.
Помимо условий, установленных частью второй статьи 57 настоящего
Кодекса, обязательными для включения в трудовой договор со спортсменом
являются условия об:
обязанности работодателя обеспечить проведение
учебно-тренировочных мероприятий и участие спортсмена в спортивных
соревнованиях под руководством тренера (тренеров);
обязанности спортсмена соблюдать спортивный режим, установленный
работодателем, и выполнять планы подготовки к спортивным
соревнованиям;
обязанности спортсмена принимать участие в спортивных
соревнованиях только по указанию работодателя;
обязанности спортсмена не использовать запрещенные в спорте
средства (допинг) и (или) методы (далее - допинговые средства и (или)
методы), проходить допинговый контроль;
обеспечении работодателем страхования жизни и здоровья
спортсмена, а также медицинского страхования в целях получения
спортсменом дополнительных медицинских и иных услуг сверх
установленных программами обязательного медицинского страхования с
указанием условий этих видов страхования.
Помимо условий, установленных частью второй статьи 57 настоящего
Кодекса, обязательным для включения в трудовой договор с тренером
является условие об обязанности тренера принимать меры по
предупреждению использования спортсменом (спортсменами) допинговых
средств и (или) методов.
В трудовом договоре со спортсменом, с тренером помимо
дополнительных условий, не ухудшающих положение работника по сравнению
с установленным трудовым законодательством и иными нормативными
правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным
договором, соглашениями, локальными нормативными актами (часть
четвертая статьи 57 настоящего Кодекса), могут предусматриваться
дополнительные условия:
о согласии спортсмена, тренера на передачу работодателем их
персональных данных, копии трудового договора в общероссийскую
спортивную федерацию по соответствующим виду или видам спорта, а в
случае включения спортсмена, тренера в состав спортивной сборной
команды Российской Федерации - также на передачу копии трудового
договора в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий
функции по проведению государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере физической культуры и спорта;
об обязанности спортсмена, тренера использовать в рабочее время
спортивную экипировку, предоставленную работодателем;
об обязанности спортсмена, тренера соблюдать положения
(регламенты) о спортивных соревнованиях в части, непосредственно
связанной с трудовой деятельностью спортсмена, тренера;
о порядке осуществления спортсменом денежной выплаты в пользу
работодателя при расторжении трудового договора в случаях,
предусмотренных статьей 348.12 настоящего Кодекса, и о размере
указанной выплаты.
Работодатели обязаны как при приеме на работу, так и в период
действия трудового договора знакомить спортсменов, тренеров под
роспись с нормами, утвержденными общероссийскими спортивными
федерациями, правилами соответствующих видов спорта, положениями
(регламентами) о спортивных соревнованиях, условиями договоров
работодателя со спонсорами (партнерами), с рекламодателями,
организаторами спортивных мероприятий и общероссийскими спортивными
федерациями в части, непосредственно связанной с трудовой
деятельностью спортсменов, тренеров. Знакомить спортсменов, тренеров с
указанными нормами, правилами, положениями (регламентами) и условиями
в части, непосредственно связанной с их участием в спортивных
мероприятиях в составе спортивной сборной команды Российской
Федерации, обязана общероссийская спортивная федерация по
соответствующим виду или видам спорта.
Статья 348.3. Медицинские осмотры
(обследования) спортсменов
При заключении трудового договора спортсмены подлежат
обязательному предварительному медицинскому осмотру (обследованию).
В период действия трудового договора спортсмены проходят
обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) в целях
определения пригодности для выполнения поручаемой работы и
предупреждения профессиональных заболеваний и спортивного травматизма.
Работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных
средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и
периодических (в течение трудовой деятельности, но не реже одного раза
в год) медицинских осмотров (обследований) спортсменов, внеочередных
медицинских осмотров (обследований) спортсменов по их просьбам в
соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места
работы (должности) и среднего заработка на время прохождения этих
медицинских осмотров (обследований). Спортсмены обязаны проходить
указанные медицинские осмотры (обследования), следовать медицинским
рекомендациям.
Статья 348.4. Временный перевод спортсмена
к другому работодателю
В случаях, когда работодатель не имеет возможности обеспечить
участие спортсмена в спортивных соревнованиях, допускается по
согласованию между работодателями временный перевод спортсмена с его
письменного согласия к другому работодателю на срок, не превышающий
одного года.
На период временного перевода работодатель по месту временной
работы заключает со спортсменом срочный трудовой договор в
соответствии с требованиями статьи 348.2 настоящего Кодекса.
На период временного перевода спортсмена к другому работодателю
действие первоначально заключенного трудового договора
приостанавливается, то есть стороны приостанавливают осуществление
прав и обязанностей, установленных трудовым законодательством и иными
нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права,
локальными нормативными актами, а также осуществление прав и
обязанностей, вытекающих из условий коллективного договора,
соглашений, трудового договора, за исключением прав и обязанностей,
установленных частью второй статьи 348.7 настоящего Кодекса. При этом
течение срока действия первоначально заключенного трудового договора
не прерывается. По истечении срока временного перевода спортсмена к
другому работодателю первоначально заключенный трудовой договор
действует в полном объеме.
В течение срока временного перевода на спортсмена и на
работодателя по месту временной работы в полном объеме
распространяются правила, установленные трудовым законодательством и
иными актами, содержащими нормы трудового права, с особенностями,
установленными настоящей главой.
Работодатель по месту временной работы не имеет права переводить
спортсмена к другому работодателю.
При досрочном прекращении трудового договора, заключенного на
период временного перевода спортсмена к другому работодателю, по
любому из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, первоначально
заключенный трудовой договор действует в полном объеме со следующего
рабочего дня после календарной даты, с которой связывается прекращение
трудового договора, заключенного на период временного перевода.
Если по истечении срока временного перевода к другому
работодателю спортсмен продолжает работать у работодателя по месту
временной работы и ни спортсмен, ни работодатель по месту временной
работы, ни работодатель, с которым первоначально заключен трудовой
договор, не требуют прекращения трудового договора, заключенного на
период временного перевода, и возобновления первоначально заключенного
трудового договора, то первоначально заключенный трудовой договор
прекращается и действие трудового договора, заключенного на период
временного перевода, продлевается на срок, определяемый соглашением
сторон, а при отсутствии такого соглашения - на неопределенный срок.
Статья 348.5. Отстранение спортсмена
от участия в спортивных соревнованиях
Работодатель обязан отстранить спортсмена от участия в спортивных
соревнованиях в следующих случаях:
1) спортивная дисквалификация спортсмена;
2) требование общероссийской спортивной федерации по
соответствующим виду или видам спорта, предъявленное в соответствии с
нормами, утвержденными этой федерацией.
Работодатель отстраняет спортсмена от участия в спортивных
соревнованиях на весь период до устранения обстоятельств, явившихся
основанием для отстранения.
В период отстранения спортсмена от участия в спортивных
соревнованиях работодатель обеспечивает его участие в
учебно-тренировочных и других мероприятиях по подготовке к спортивным
соревнованиям с сохранением за ним части заработка в размере,
определяемом трудовым договором, но не менее установленного статьей
155 настоящего Кодекса.
Статья 348.6. Направление спортсменов,
тренеров в спортивные сборные
команды Российской Федерации
Работодатели обязаны по вызовам (заявкам) общероссийских
спортивных федераций направлять спортсменов, тренеров с их письменного
согласия в спортивные сборные команды Российской Федерации для участия
в учебно-тренировочных и других мероприятиях по подготовке к
спортивным соревнованиям и в международных официальных спортивных
мероприятиях в составе указанных команд.
На время отсутствия спортсмена, тренера на рабочем месте в связи
с проездом к месту расположения спортивной сборной команды Российской
Федерации и обратно, а также в связи с участием в спортивных
мероприятиях в составе указанной команды за спортсменом, тренером
сохраняются место работы (должность) и средний заработок.
Расходы по проезду спортсмена, тренера к месту расположения
спортивной сборной команды Российской Федерации и обратно, другие
расходы, связанные с их участием в спортивных мероприятиях в составе
указанной команды, возмещаются в порядке, предусмотренном федеральными
законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,
нормами, утвержденными общероссийскими спортивными федерациями.
Статья 348.7. Особенности работы спортсмена,
тренера по совместительству
Спортсмен, тренер имеют право работать по совместительству у
другого работодателя в качестве спортсмена или тренера только с
разрешения работодателя по основному месту работы.
В период временного перевода спортсмена к другому работодателю
(статья 348.4 настоящего Кодекса) разрешение на работу по
совместительству необходимо получить как у работодателя по месту
временной работы, так и у работодателя, с которым первоначально
заключен трудовой договор.
@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 348.8:
редакция 23 - Федеральный закон от 25.12.08 N 281-ФЗ
@
Статья 348.8. Особенности регулирования
труда спортсменов в возрасте
до восемнадцати лет
Положения настоящего Кодекса, определяющие случаи и порядок
заключения трудовых договоров с лицами в возрасте до восемнадцати лет,
а также условия использования их труда, применяются к трудовым
отношениям со спортсменами в возрасте до восемнадцати лет с
особенностями, установленными настоящей статьей.
Продолжительность ежедневной работы для спортсменов, не достигших
возраста восемнадцати лет, может устанавливаться коллективными
договорами, соглашениями, локальными нормативными актами при условии
соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени,
установленной частью первой статьи 92 настоящего Кодекса.
Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной
работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни
спортсменов, не достигших возраста восемнадцати лет, допускаются в
случаях и порядке, которые предусмотрены трудовым законодательством и
иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового
права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными
актами, трудовым договором.
Во время участия в спортивных мероприятиях допускается превышение
спортсменом, не достигшим возраста восемнадцати лет, предельно
допустимых норм нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную,
установленных в соответствии с настоящим Кодексом, если это необходимо
в соответствии с планом подготовки спортсмена к спортивным
соревнованиям и применяемые нагрузки не запрещены ему по состоянию
здоровья в соответствии с медицинским заключением.
Заключение трудового договора со спортсменом, не достигшим
возраста четырнадцати лет, допускается с согласия одного из родителей
(опекуна), а также с разрешения органа опеки и попечительства,
выдаваемого на основании предварительного медицинского осмотра
(обследования), порядок проведения которого определяется
уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом
исполнительной власти. Трудовой договор от имени работника в этом
случае подписывается его родителем (опекуном). В разрешении органа
опеки и попечительства указываются максимально допустимая
продолжительность ежедневной работы спортсмена, не достигшего возраста
четырнадцати лет, и другие условия, в которых он может выполнять
работу без ущерба для своего здоровья и нравственного развития.
В случае временного перевода спортсмена, не достигшего возраста
восемнадцати лет, к другому работодателю (статья 348.4 настоящего
Кодекса) трудовой договор с ним по месту временной работы заключается
в порядке, установленном настоящим Кодексом для заключения трудовых
договоров с работниками соответствующего возраста.
Статья 348.9. Особенности регулирования
труда женщин-спортсменов
Во время участия в спортивных мероприятиях допускается превышение
женщиной-спортсменом предельно допустимых норм нагрузок при подъеме и
перемещении тяжестей вручную, установленных в соответствии с настоящим
Кодексом, если это необходимо в соответствии с планом подготовки
женщины-спортсмена к спортивным соревнованиям и применяемые нагрузки
не запрещены ей по состоянию здоровья в соответствии с медицинским
заключением.
Статья 348.10. Дополнительные гарантии
и компенсации спортсменам, тренерам
Работодатель обязан за счет собственных средств обеспечивать
спортсменов, тренеров спортивной экипировкой, спортивным оборудованием
и инвентарем, другими материально-техническими средствами,
необходимыми для осуществления их трудовой деятельности, а также
поддерживать указанные экипировку, оборудование, инвентарь и средства
в состоянии, пригодном для использования. Материально-техническое
обеспечение спортивных сборных команд Российской Федерации за счет
средств федерального бюджета осуществляется в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации.
Спортсменам, тренерам предоставляется ежегодный дополнительный
оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется
коллективными договорами, локальными нормативными актами, трудовыми
договорами, но не менее четырех календарных дней.
Работодатель обязан в период временной нетрудоспособности
спортсмена, вызванной спортивной травмой, полученной им при исполнении
обязанностей по трудовому договору, за счет собственных средств
производить ему доплату к пособию по временной нетрудоспособности до
размера среднего заработка в случае, когда размер указанного пособия
ниже среднего заработка спортсмена и разница между размером указанного
пособия и размером среднего заработка не покрывается страховыми
выплатами по дополнительному страхованию спортсмена, осуществляемому
работодателем.
Невключение работодателем спортсмена в заявку на участие в
спортивном соревновании, в том числе в связи с тем, что спортсмен не
отвечает требованиям, установленным организатором спортивного
соревнования, не является основанием для снижения заработной платы
спортсмена. В указанных случаях работодатель обязан обеспечить участие
спортсмена в учебно-тренировочных и других мероприятиях по подготовке
к спортивным соревнованиям.
Коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными
актами, трудовыми договорами могут предусматриваться условия о
дополнительных гарантиях и компенсациях спортсменам, тренерам, в том
числе:
о проведении восстановительных мероприятий в целях улучшения
здоровья спортсмена;
о гарантиях спортсмену в случае его спортивной дисквалификации;
о размерах и порядке выплаты дополнительных компенсаций в связи с
переездом на работу в другую местность;
о предоставлении питания за счет работодателя;
о социально-бытовом обслуживании;
об обеспечении спортсмена, тренера и членов их семей жилым
помещением на период действия трудового договора;
о компенсации транспортных расходов;
о дополнительном медицинском обслуживании;
о дополнительных денежных выплатах спортсмену в случаях
возникновения временной нетрудоспособности или полной утраты
трудоспособности в период действия трудового договора;
об оплате работодателем обучения спортсмена в образовательных
учреждениях;
о дополнительном пенсионном страховании.
Статья 348.11. Дополнительные основания
прекращения трудового договора
со спортсменом
Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными
федеральными законами, основаниями прекращения трудового договора со
спортсменом могут быть:
1) спортивная дисквалификация на срок шесть и более месяцев;
2) использование спортсменом, в том числе однократное, допинговых
средств и (или) методов, выявленное при проведении допингового
контроля в порядке, установленном в соответствии с федеральным
законом.
Статья 348.12. Особенности расторжения
трудового договора со спортсменом, с тренером
Спортсмен, тренер имеют право расторгнуть трудовой договор по
своей инициативе (по собственному желанию), предупредив об этом
работодателя в письменной форме не позднее чем за один месяц, за
исключением случаев, когда трудовой договор заключен на срок менее
четырех месяцев.
В трудовом договоре со спортсменом может быть предусмотрено
условие об обязанности спортсмена произвести в пользу работодателя
денежную выплату в случае расторжения трудового договора по инициативе
спортсмена (по собственному желанию) без уважительных причин, а также
в случае расторжения трудового договора по инициативе работодателя по
основаниям, которые относятся к дисциплинарным взысканиям (часть
третья статьи 192 настоящего Кодекса).
Размер денежной выплаты, предусмотренной частью второй настоящей
статьи, определяется трудовым договором.
Спортсмен обязан произвести в пользу работодателя денежную
выплату, предусмотренную частью второй настоящей статьи, в
двухмесячный срок со дня расторжения трудового договора, если иное не
предусмотрено трудовым договором.
Глава 55. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА
ДРУГИХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ
@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 349:
редакция 10 - Федеральный закон от 30.06.06 N 90-ФЗ
@
Статья 349. Регулирование труда лиц, работающих
в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации
и федеральных органах исполнительной власти,
в которых законодательством Российской Федерации
предусмотрена военная служба, а также работников,
проходящих заменяющую военную службу
альтернативную гражданскую службу
На работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских
частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и
среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных
Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти,
в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная
служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу
альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое
законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с
особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций,
указанных в части первой настоящей статьи, для работников
устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные
льготы и преимущества.
@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 350:
редакции 6 - Федеральный закон от 22.08.04 N 122-ФЗ, 10 - Федеральный
закон от 30.06.06 N 90-ФЗ
@
Статья 350. Некоторые особенности
регулирования труда медицинских работников
Для медицинских работников устанавливается сокращенная
продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В
зависимости от должности и (или) специальности продолжительность
рабочего времени медицинских работников определяется Правительством
Российской Федерации.
Медицинским работникам организаций здравоохранения, проживающим и
работающим в сельской местности и в поселках городского типа,
продолжительность работы по совместительству может увеличиваться по
решению Правительства Российской Федерации, принятому с учетом мнения
соответствующего общероссийского профессионального союза и
общероссийского объединения работодателей.
Отдельным категориям медицинских работников может быть
предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.
Продолжительность дополнительного отпуска устанавливается
Правительством Российской Федерации.
@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 351:
редакции 10 - Федеральный закон от 30.06.06 N 90-ФЗ, 19 - Федеральный
закон от 28.02.08 N 13-ФЗ
@
Статья 351. Регулирование труда творческих
работников средств массовой информации,
организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных
коллективов, театров, театральных и концертных
организаций, цирков и иных лиц, участвующих
в создании и (или) исполнении (экспонировании)
произведений
Особенности регулирования труда творческих работников средств
массовой информации, организаций кинематографии, теле- и
видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных
организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или)
исполнении (экспонировании) произведений, в частности особенности
регулирования рабочего времени и времени отдыха (в том числе перерывов
технологического и (или) организационного характера, продолжительности
ежедневной работы (смены), работы в ночное время, выходные и нерабочие
праздничные дни), оплаты труда, в соответствии со статьей 252
настоящего Кодекса устанавливаются трудовым законодательством и иными
нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права,
коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными
актами, а в случаях, предусмотренных статьями 94, 96, 113, 153, 157 и
268 настоящего Кодекса, также трудовыми договорами.
ЧАСТЬ ПЯТАЯ
@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Раздела XIII:
редакция 10 - Федеральный закон от 30.06.06 N 90-ФЗ
@
Раздел XIII. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ И СВОБОД.
РАССМОТРЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ ТРУДОВЫХ СПОРОВ.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Глава 56. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 352:
редакция 10 - Федеральный закон от 30.06.06 N 90-ФЗ
@
Статья 352. Способы защиты трудовых
прав и свобод
Каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми
способами, не запрещенными законом.
Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:
самозащита работниками трудовых прав;
защита трудовых прав и законных интересов работников
профессиональными союзами;
государственный надзор и контроль за соблюдением трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы
трудового права;
судебная защита.
Глава 57. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ
ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ
ТРУДОВОГО ПРАВА
@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 353:
редакции 6 - Федеральный закон от 22.08.04 N 122-ФЗ, 10 - Федеральный
закон от 30.06.06 N 90-ФЗ
@
Статья 353. Органы государственного надзора и
контроля за соблюдением трудового законодательства
и иных нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы
трудового права, всеми работодателями на территории Российской
Федерации осуществляет федеральная инспекция.
Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному
ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах
промышленности наряду с федеральной инспекцией труда осуществляют
соответствующие федеральные органы исполнительной власти,
осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере
деятельности.
Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением
трудового законодательства и иных нормативных правовых актов,
содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях
осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы
местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых
федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Государственный надзор за точным и единообразным исполнением
трудового законодательства и иных нормативных правовых актов,
содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор
Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с
федеральным законом.
@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 354:
редакции 6 - Федеральный закон от 22.08.04 N 122-ФЗ, 10 - Федеральный
закон от 30.06.06 N 90-ФЗ
@
Статья 354. Федеральная инспекция труда
Федеральная инспекция труда - единая централизованная система,
состоящая из федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за
соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых
актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов
(государственных инспекций труда).
Часть вторая утратила силу.
Руководство деятельностью федеральной инспекции труда
осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за
соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых
актов, содержащих нормы трудового права, - главный государственный
инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и
освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.
Часть четвертая утратила силу.
@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 355:
редакция 10 - Федеральный закон от 30.06.06 N 90-ФЗ
@
Статья 355. Принципы деятельности и основные
задачи федеральной инспекции труда
Деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц
осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав
и свобод человека и гражданина, законности, объективности,
независимости и гласности.
Основными задачами федеральной инспекции труда являются:
обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан,
включая право на безопасные условия труда;
обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства
и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее
эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы
трудового права;
доведение до сведения соответствующих органов государственной
власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений,
которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 356:
редакции 10 - Федеральный закон от 30.06.06 N 90-ФЗ, 12 - Федеральный
закон от 18.12.06 N 232-ФЗ, 28 - Федеральный закон от 24.07.09 N
206-ФЗ (абзац четырнадцатый действует в редакции (X), абзац
четырнадцатый в редакции (Y) вводится с 1 января 2010 года)
@
Статья 356. Основные полномочия
федеральной инспекции труда
В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная
инспекция труда реализует следующие основные полномочия:
осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением
работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых
актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок,
обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об
устранении нарушений, составления протоколов об административных
правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов
(документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации;
анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений,
принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых
прав граждан;
осуществляет в соответствии с законодательством Российской
Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;
направляет в установленном порядке соответствующую информацию в
федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления,
правоохранительные органы и в суды;
утратил силу;
утратил силу;
осуществляет надзор и контроль за соблюдением установленного
порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
обобщает практику применения, анализирует причины нарушений
трудового законодательства и иных нормативных правовых актов,
содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения
по их совершенствованию;
анализирует состояние и причины производственного травматизма и
разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в
расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его
самостоятельно;
утратил силу;
утратил силу;
принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке
квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений
трудового законодательства и иных нормативных правовых актов,
относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их
работы, а также получения информации о влиянии применяемых технологий,
используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность
работников;
(X) запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их
территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов
прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно
получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на
них задач;
(Y) запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их
территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов
прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно
получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на
нее задач;
ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные
обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по
устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;
осуществляет информирование и консультирование работодателей и
работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
информирует общественность о выявленных нарушениях трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы
трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах
граждан;
готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы
трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту
Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.
осуществляет надзор и контроль за реализацией прав работников на
получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а
также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной
нетрудоспособности за счет средств работодателей;
иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 357:
редакции 9 - Федеральный закон от 09.05.05 N 45-ФЗ, 10 - Федеральный
закон от 30.06.06 N 90-ФЗ, 25 - Федеральный закон от 30.12.08 N 313-ФЗ
@
Статья 357. Основные права государственных
инспекторов труда
Государственные инспекторы труда при осуществлении
государственного надзора и контроля за соблюдением трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы
трудового права,имеют право:
в порядке, установленном федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в
любое время суток при наличии удостоверений установленного образца
посещать в целях проведения инспекции организации всех
организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей -
физических лиц;
запрашивать у работодателей и их представителей, органов
исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно
получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для
выполнения надзорных и контрольных функций;
изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых
материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с
уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять
соответствующий акт;
расследовать в установленном порядке несчастные случаи на
производстве;
предъявлять работодателям и их представителям обязательные для
исполнения предписания об устранении нарушений трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы
трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников,
привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной
ответственности или об отстранении их от должности в установленном
порядке;
абзац утратил силу.
направлять в суды при наличии заключений государственной
экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или
прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие
нарушения требований охраны труда;
выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в
установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения
работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и
проверку знания требований охраны труда;
запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или
деклараций о соответствии либо не соответствующих государственным
нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям
технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты
работников;
утратил силу;
утратил силу;
составлять протоколы и рассматривать дела об административных
правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в
правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о
привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении
трудового законодательства и иных нормативных правовых актов,
содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного
здоровью работников на производстве.
В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица
в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на
рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального
или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к
рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда),
государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения
трудового законодательства или иных нормативных правовых актов,
содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю
предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание
может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня
его получения работодателем или его представителем.
@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 358:
редакция 10 - Федеральный закон от 30.06.06 N 90-ФЗ
@
Статья 358. Обязанности государственных
инспекторов труда
Государственные инспекторы труда при осуществлении
государственного надзора и контроля за соблюдением трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы
трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской
Федерации, права и законные интересы работодателей - физических лиц и
работодателей - юридических лиц (организаций).
Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую
законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную),
ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также
после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным
источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы
трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о
заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а
заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике
жалобы.
@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 359:
редакция 10 - Федеральный закон от 30.06.06 N 90-ФЗ
@
Статья 359. Независимость государственных
инспекторов труда
Государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав и
исполнении обязанностей являются полномочными представителями
государства и находятся под его защитой, независимы от государственных
органов, должностных лиц и подчиняются только закону.
@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 360:
редакции 3 - Федеральный закон от 25.07.02 N 116-ФЗ, 4 - Федеральный
закон от 30.06.03 N 86-ФЗ, 10 - Федеральный закон от 30.06.06 N 90-ФЗ
@
Статья 360. Порядок инспектирования
работодателей
Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной
инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией
конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции
труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также
решениями Правительства Российской.
Государственные инспекторы труда в целях осуществления
государственного надзора и контроля за соблюдением трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы
трудового права, инспектируют на всей территории Российской Федерации
любых работодателей (организации независимо от их
организационно-правовых форм и форм собственности, а также
работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При инспекционной проверке государственный инспектор труда может
уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя,
если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб
эффективности контроля.
Организации Вооруженных Сил Российской Федерации, органы
безопасности, органы внутренних дел, Государственная противопожарная
служба, другие правоохранительные органы, исправительные учреждения,
организации атомной и оборонной промышленности и другие подлежат
инспекционным проверкам с особым порядком их проведения, который
предусматривает:
доступ для государственных инспекторов труда, получивших
заблаговременно соответствующий допуск;
проведение проверок в назначенное время;
ограничение на проведение проверок во время маневров или учений,
объявленных периодов напряженности, боевых действий.
Особый порядок проведения инспекционных проверок устанавливается
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 361:
редакция 10 - Федеральный закон от 30.06.06 N 90-ФЗ
@
Статья 361. Обжалование решений
государственных инспекторов труда
Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы
соответствующему руководителю по подчиненности, главному
государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в
судебном порядке. Решения главного государственного инспектора труда
Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.
@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 362:
редакция 10 - Федеральный закон от 30.06.06 N 90-ФЗ
@
Статья 362. Ответственность за нарушение
трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права
Руководители и иные должностные лица организаций, а также
работодатели - физические лица, виновные в нарушении трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы
трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые
установлены настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Статья 363. Ответственность за
воспрепятствование деятельности государственных
инспекторов труда
Лица, препятствующие осуществлению государственного надзора и
контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы трудового права, не исполняющие
предъявленные им предписания, применяющие угрозы насилия или
насильственные действия по отношению к государственным инспекторам
труда, членам их семей и их имуществу, несут ответственность,
установленную федеральными законами.
Статья 364. Ответственность государственных
инспекторов труда
За противоправные действия или бездействие государственные
инспекторы труда несут ответственность, установленную федеральными
законами.
@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 365:
редакция 10 - Федеральный закон от 30.06.06 N 90-ФЗ
@
Статья 365. Взаимодействие федеральной инспекции
труда с государственными органами, органами
местного самоуправления и организациями
Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во
взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти,
осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере
деятельности, иными федеральными органами исполнительной власти,
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления, органами прокуратуры,
профессиональными союзами (их объединениями), объединениями
работодателей, другими организациями.
@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 366:
редакции 6 - Федеральный закон от 22.08.04 N 122-ФЗ, 10 - Федеральный
закон от 30.06.06 N 90-ФЗ
@
Статья 366. Государственный надзор
за безопасным ведением работ в промышленности
Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному
ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых
объектах осуществляется федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере промышленной
безопасности, который вправе следить за соблюдением государственных
нормативных требований охраны труда на объектах угольной,
горно-рудной, горно-химической, нерудной, нефтедобывающей и
газодобывающей, химической, металлургической и
нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геолого-разведочных
экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных
сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением,
трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей,
транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении
взрывных работ в промышленности.
При исполнении обязанностей по надзору за безопасным ведением
работ работники федерального органа исполнительной власти,
осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной
безопасности, независимы и подчиняются только закону.
@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 367:
редакции 6 - Федеральный закон от 22.08.04 N 122-ФЗ, 10 - Федеральный
закон от 30.06.06 N 90-ФЗ
@
Статья 367. Государственный энергетический надзор
Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих
безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок,
осуществляется федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасности
электрических и тепловых установок и сетей.
При проведении указанных в части первой настоящей статьи
мероприятий работники федерального органа исполнительной власти,
осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере безопасности
электрических и тепловых установок и сетей независимы и подчиняются
только закону.
@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 368:
редакции 6 - Федеральный закон от 22.08.04 N 122-ФЗ, 10 - Федеральный
закон от 30.06.06 N 90-ФЗ
@
Статья 368. Государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за
соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и
санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия
населения.
Работники федерального органа исполнительной власти,
осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере
санитарно-эпидемиологического благополучия населения, при
осуществлении надзора за соблюдением работодателями перечисленных в
части первой настоящей статьи норм и правил независимы и подчиняются
только закону.
@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 369:
редакции 6 - Федеральный закон от 22.08.04 N 122-ФЗ, 10 - Федеральный
закон от 30.06.06 N 90-ФЗ
@
Статья 369. Государственный надзор
за ядерной и радиационной безопасностью
Государственный надзор за соблюдением правил ядерной и
радиационной безопасности осуществляется федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в
сфере безопасности при использовании атомной энергии.
Лица, осуществляющие надзор за ядерной и радиационной
безопасностью, обязаны доводить до сведения работников и работодателей
информацию о нарушении норм ядерной и радиационной безопасности на
проверяемых объектах.
Работники федерального органа исполнительной власти,
осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере безопасности при
использовании атомной энергии, при осуществлении надзора за ядерной и
радиационной безопасностью независимы и подчиняются только закону.
@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Главы 58:
редакция 10 - Федеральный закон от 30.06.06 N 90-ФЗ
@
Глава 58. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ
ИНТЕРЕСОВ РАБОТНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ
@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 370:
редакция 10 - Федеральный закон от 30.06.06 N 90-ФЗ, 12 - Федеральный
закон от 18.12.06 N 232-ФЗ
@
Статья 370. Право профессиональных союзов
на осуществление контроля за Соблюдением
трудового законодательства и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы трудового права,
выполнением условий коллективных договоров,
соглашений
Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за
соблюдением работодателями и их представителями трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы
трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров,
соглашений.
Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования
об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий
профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и
принятых мерах.
Для осуществления контроля за соблюдением трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы
трудового права, выполнением условий коллективных договоров,
соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения
могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов,
которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями,
утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их
объединениями.
Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация)
организаций профессиональных союзов, действующие на территории
субъекта Российской Федерации, могут создавать правовые и технические
инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на
основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым
положением соответствующего общероссийского объединения
профессиональных союзов.
Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право
беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо
от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также
работодателей - физических лиц), у которых работают члены данного
профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для
проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,
законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий
коллективных договоров, соглашений.
Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по
охране труда профессиональных союзов имеют право:
осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы
трудового права;
проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения
безопасности работников;
принимать участие в расследовании несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний;
получать информацию от руководителей и иных должностных лиц
организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей о
состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на
производстве и профессиональных заболеваниях;
защищать права и законные интересы членов профессионального союза
по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве
(работе);
предъявлять работодателям требования о приостановке работ в
случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
направлять работодателям представления об устранении выявленных
нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых
актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для
рассмотрения;
осуществлять проверку состояния условий и охраны труда,
выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными
договорами и соглашениями;
принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в
эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов;
принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с
нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых
актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных
коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий
труда;
принимать участие в разработке проектов федеральных законов и
иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных
нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных
правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы
трудового права;
принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных
правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования
охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации;
обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к
ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и
иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов
несчастных случаев на производстве.
Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении
указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного
надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его
территориальными органами, другими федеральными органами
исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в
установленной сфере деятельности.
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных
союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований
охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными
лицами организаций, работодателями - индивидуальными предпринимателями
предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны
труда.
Статья 371. Принятие решений работодателем
с учетом мнения профсоюзного органа
Работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего
профсоюзного органа в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 372:
редакция 10 - Федеральный закон от 30.06.06 N 90-ФЗ
@
Статья 372. Порядок учета мнения выборного
органа первичной профсоюзной организации
при принятии локальных нормативных актов
Работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом,
другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед
принятием решения направляет проект локального нормативного акта и
обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной
организации, представляющий интересы всех или большинства работников.
Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти
рабочих дней со дня получения проекта указанного локального
нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по
проекту в письменной форме.
В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной
профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального
нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию,
работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней
после получения мотивированного мнения провести дополнительные
консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации
работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.
При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются
протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный
нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом
первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную
инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной
организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового
спора в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления)
выборного органа первичной профсоюзной организацииобязана в течение
одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и
|