2.5. Подготовка и повышение квалификации кадров
Развитие бухгалтерского учета и отчетности невозможно без
совершенствования бухгалтерского образования. С одной стороны, задача
заключается в подготовке достаточного количества квалифицированных
бухгалтеров и аудиторов, понимающих концепции и конкретные правила
формирования информации в бухгалтерском учете и отчетности, владеющих
современными навыками ведения бухгалтерского учета, подготовки и
аудита бухгалтерской отчетности. С другой стороны, качественная
система бухгалтерского учета и отчетности предполагает наличие
достаточного числа пользователей, нуждающихся в информации,
формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, имеющих потребность и
навыки ее использования при принятии экономических решений, в
частности определении направлений инвестирования капитала и анализе
рисков, связанных с этим. Наличие заинтересованных пользователей
является одной из важнейших предпосылок развития бухгалтерского учета
и отчетности.
При определении содержания процесса подготовки и повышения
квалификации кадров в рассматриваемой области должно быть обращено
особое внимание:
а) на глубокое освоение лежащих в основе МСФО концепций -
полезности и существенности информации, приоритета экономического
содержания перед юридической формой, сохранения капитала, ценности
денег и др.;
б) на формирование навыков активного использования информации,
накапливаемой в бухгалтерском учете, для управления хозяйствующим
субъектом и осуществления эффективного корпоративного управления;
в) на выработку навыков применения таких способов обработки
информации, как дисконтирование, вероятностные расчеты, математическая
статистика и т.п.;
г) на формирование нового подхода к применению стандартов и иных
нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета и
отчетности. Такой подход заключается в самостоятельной постановке
бухгалтерского учета и отчетности путем реализации принципов и
требований, устанавливаемых стандартами и иными нормативными правовыми
актами;
д) на выработку навыков профессионального суждения при
квалификации, стоимостном измерении, классификации и оценке значимости
(существенности) фактов хозяйственной жизни для целей бухгалтерского
учета, отчетности и аудита;
е) на обучение использованию финансовых показателей,
сформированных по МСФО, в системе национальных счетов;
ж) на формирование глубокого понимания норм профессиональной
этики.
Основными направлениями совершенствования системы подготовки и
повышения квалификации кадров в рассматриваемой области являются:
а) переориентация учебных программ средних и высших учебных
заведений, а также программ подготовки профессиональных бухгалтеров и
аудиторов на углубленное изучение МСФО и формирование навыков
применения их на практике;
б) мониторинг качества учебных программ средних и высших учебных
заведений, а также программ подготовки профессиональных бухгалтеров и
аудиторов;
в) разработка программ обучения руководителей и другого
управленческого персонала хозяйствующих субъектов основам
бухгалтерского учета и экономического анализа бухгалтерской
отчетности, в том числе консолидированной финансовой отчетности;
г) обеспечение соответствия учебных программ подготовки
профессиональных бухгалтеров и аудиторов соответствующим международным
программам (с учетом законодательства и традиций бухгалтерского
образования в Российской Федерации);
д) разработка российских стандартов образования и аттестации
профессиональных бухгалтеров и аудиторов на основе стандартов
Международной федерации бухгалтеров;
е) обновление и разработка нового учебно-методического
обеспечения образовательного процесса для различных категорий
обучающихся бухгалтерскому учету и отчетности.
|