2.3. Изменение системы регулирования бухгалтерского
учета и отчетности
Развитие системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности
должно быть направлено на построение такой модели, которая учитывала
бы интересы всех заинтересованных сторон, обеспечивала снижение
издержек и повышение эффективности регулирования. В основе этой модели
- разумное сочетание деятельности органов государственной власти и
профессионального сообщества (профессиональных общественных
объединений и другой заинтересованной общественности).
Распределение функций между органами государственной власти и
профессиональным сообществом должно исходить из следующего.
Обеспечивая реализацию конституционного права на информацию в сфере
предпринимательской деятельности и экономики, бухгалтерский учет и
отчетность являются одной из гарантий единого рынка и единства
экономического пространства в Российской Федерации. Регулирование
бухгалтерского учета и отчетности должно обеспечивать единство системы
бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации и
целенаправленность развития ее, учет интересов широкого круга
заинтересованных пользователей, а также преемственность.
К ведению органов государственной власти должны быть отнесены:
а) выработка государственной политики в области бухгалтерского
учета, отчетности и аудиторской деятельности;
б) совершенствование правовых основ бухгалтерского учета,
отчетности и аудиторской деятельности;
в) установление процедуры одобрения МСФО и введение их в действие
на территории Российской Федерации;
г) организация разработки и утверждение российских стандартов и
иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета,
отчетности и аудиторской деятельности;
д) государственный контроль соблюдения законодательства в области
бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
е) мониторинг факторов, определяющих риски стабильности системы
бухгалтерского учета и отчетности;
ж) взаимодействие с межгосударственными и межправительственными
организациями в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской
деятельности.
К ведению профессионального сообщества должны быть отнесены:
а) представление и защита интересов профессионального сообщества;
б) подготовка предложений по совершенствованию правовых основ
бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
в) участие в разработке или инициативная разработка проектов
российских стандартов и иных нормативных правовых актов в области
бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности, а также
разъяснений их;
г) профессиональная общественная экспертиза МСФО в процессе
одобрения их в Российской Федерации;
д) разработка и распространение методических рекомендаций и
информационных материалов (в том числе отраслевого характера) в
области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
е) обобщение и распространение передового опыта ведения
бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности;
ж) разработка норм профессиональной этики и контроль соблюдения
их членами профессионального сообщества;
з) контроль за соблюдением членами профессионального сообщества
стандартов бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской
деятельности;
и) повышение квалификации членов профессионального сообщества;
к) мониторинг факторов, определяющих риски стабильности системы
бухгалтерского учета и отчетности;
л) взаимодействие с международными неправительственными
организациями в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской
деятельности.
Принимая во внимание общественную значимость стандартов
бухгалтерского учета и отчетности, необходимо их широкое признание,
основанное в первую очередь на доверии к ним и убежденности в их
адекватности и качестве. Для признания стандартов необходимо включение
в процесс их принятия профессионального сообщества. При этом
профессиональное сообщество разрабатывает проекты национальных
стандартов и (или) проводит профессиональную общественную экспертизу
стандартов. Органы государственной власти организуют разработку
национальных стандартов, подготавливают стандарты к утверждению
(одобрению) и утверждают (одобряют) их, обеспечивают юридическое
оформление, регистрацию и ведение реестра стандартов.
Включение профессионального сообщества в процесс принятия
стандартов целесообразно осуществить через специальный орган из
высококвалифицированных, широко известных и авторитетных
представителей профессионального сообщества, включая пользователей
бухгалтерской отчетности. Первоначально этот орган должен действовать
в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов в качестве
совещательного при федеральном органе исполнительной власти, на
который возложена выработка государственной политики и
нормативно-правовое регулирование в области бухгалтерского учета и
отчетности. Основной задачей специального органа должна стать
профессиональная общественная экспертиза: проектов российских
стандартов в области бухгалтерского учета и отчетности и разъяснений
их; МСФО в процессе одобрения их; официального текста МСФО на русском
языке, включая глоссарий терминов.
Профессиональная общественная экспертиза проектов стандартов и
иных нормативных правовых актов предполагает определение соответствия
их в первую очередь потребностям заинтересованных пользователей
информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности. При этом
потребности органов государственной власти принимаются во внимание
наряду с потребностями иных пользователей и не рассматриваются в
качестве приоритетных. Кроме того, должно определяться соответствие
проектов стандартов и других нормативных правовых актов: общим
принципам бухгалтерской отчетности в рыночной экономике;
законодательству Российской Федерации; экономическим условиям
хозяйственной деятельности в Российской Федерации; МСФО; отраслевой
специфике деятельности хозяйствующих субъектов; требованию
практической реализуемости.
В дальнейшем по мере накопления опыта
государственно-общественного регулирования бухгалтерского учета и
отчетности, создания широко признаваемых и проявивших себя в
достаточной степени профессиональных общественных объединений, а также
с учетом международного опыта целесообразно рассмотреть вопрос об
изменении организационной формы участия профессионального сообщества в
процессе принятия стандартов (в частности, наделении соответствующими
функциями негосударственного органа).
|