2. Цель и основные направления дальнейшего развития
бухгалтерского учета и отчетности
Целью развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную
перспективу (2004-2010 гг.) является создание приемлемых условий и
предпосылок последовательного и успешного выполнения системой
бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике
Российской Федерации. В частности, функции формирования информации о
деятельности хозяйствующих субъектов, полезной для принятия
экономических решений заинтересованными внешними и внутренними
пользователями (собственниками, инвесторами, кредиторами, органами
государственной власти, управленческим персоналом хозяйствующих
субъектов и др.). Суть дальнейшего развития состоит в активизации
использования МСФО для реализации этой функции путем создания
необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного
процесса.
Дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности необходимо
осуществлять по следующим основным направлениям:
1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском
учете и отчетности;
2) создание инфраструктуры применения МСФО;
3) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и
отчетности;
4) усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;
5) существенное повышение квалификации специалистов, занятых
организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом
бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской
отчетности.
Бухгалтерский учет должен развиваться как часть единой системы
учета и отчетности в Российской Федерации, которая включает также
статистический и оперативно-технический учет. Важнейшим фактором,
обеспечивающим единство этой системы, является первичный учет как
источник данных для последующего накапливания, систематизации и
обобщения их в соответствии с задачами, требованиями и методологией
каждого вида учета.
В процессе развития особую актуальность для поддержания единства
и целостности системы бухгалтерского учета и отчетности приобретает
обеспечение стабильности этой системы. Первостепенное значение в этом
имеет выявление рисков развития (неадекватность реальной экономической
ситуации, несопоставимость информации, непоследовательность
регулирования, однобокость развития и др.). Предотвращение или
смягчение последствий этих рисков требует осуществления органами
государственной власти и профессиональным сообществом комплекса
соответствующих мер.
Как показывает отечественный и мировой опыт, развитие
бухгалтерского учета и отчетности должно происходить в тесной связи с
изменениями экономической ситуации в стране и отвечать характеру и
уровню развития хозяйственного механизма. Недопустимо неоправданное
затягивание процессов преобразования бухгалтерского учета и
отчетности. В то же время, форсирование изменений в бухгалтерском
учете и отчетности вне связи с изменениями в хозяйственном механизме и
реальным функционированием рыночных институтов может привести к
снижению качества финансовой информации в экономике, дискредитации
МСФО, а также ослаблению финансовой дисциплины. Кроме того, переход на
МСФО требует времени для практической отработки новых методов и
процедур сбора и обработки информации.
Изменения в бухгалтерском учете и отчетности, в частности переход
на МСФО, должны происходить постепенно с учетом возможностей,
потребностей и готовности профессиональной и другой заинтересованной
общественности, а также органов государственной власти.
Предусмотренные Концепцией основные направления развития
бухгалтерского учета и отчетности относятся ко всем отраслям и сферам
экономики Российской Федерации. Вместе с тем реализация их в некоторых
отраслях и сферах экономики (в частности, в некоммерческих
организациях, банковской системе) имеет определенные особенности.
В бюджетной сфере направления развития бухгалтерского учета и
отчетности определены Концепцией реформирования бюджетного процесса в
Российской Федерации в 2004-2006 гг., одобренной постановлением
Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249. Главная
задача в этой области заключается в привидении принципов и требований
бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной сфере в соответствие с
условиями деятельности субъектов этой сферы в рыночной экономике, а
также с принципами и требованиями бухгалтерского учета и отчетности в
других сферах экономики. Основным инструментом реформирования
бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной сфере должны стать
Международные стандарты финансовой отчетности для общественного
сектора (МСФООС).
В банковской системе направления развития бухгалтерского учета и
отчетности в соответствии с законодательством определяет Центральный
банк Российской Федерации.
|