5.3. Техническое освидетельствование
5.3.1. Краны-манипуляторы, на которые распространяются настоящие
Правила, до пуска их в работу должны быть подвергнуты техническому
освидетельствованию. Краны-манипуляторы, подлежащие регистрации в
органах госгортехнадзора, должны подвергаться техническому
освидетельствованию до их регистрации. Техническое освидетельствование
должно проводиться в соответствии с руководством по эксплуатации
крана-манипулятора, составленным с учетом нормативных документов. При
отсутствии в руководстве по эксплуатации соответствующих указаний
освидетельствование кранов-манипуляторов проводится в соответствии с
требованиями настоящих Правил.
5.3.2. Краны-манипуляторы, находящиеся в работе, должны
подвергаться техническому освидетельствованию:
а) частичному - не реже одного раза в 12 мес.;
б) полному - не реже одного раза в 3 года.
5.3.3. Внеочередное полное техническое освидетельствование
крана-манипулятора следует проводить после:
а) реконструкции или доизготовления;
б) ремонта металлоконструкций с применением сварки или замены
расчетных элементов;
в) замены стрелы;
г) капитального ремонта или замены грузовой (стреловой) лебедки;
д) замены крюка или крюковой подвески (проводятся только
статические испытания).
5.3.4. После замены изношенных стреловых и грузовых канатов, а
также во всех случаях их перепасовки необходимо проверить правильность
запасовки и надежность крепления концов каната, а также произвести
обтяжку канатов грузом, соответствующим наибольшей грузоподъемности
крана-манипулятора, о чем инженерно-технический работник,
ответственный за содержание кранов-манипуляторов в исправном
состоянии, должен сделать запись в паспорте крана-манипулятора.
5.3.5. Техническое освидетельствование крана-манипулятора
проводится владельцем, за исключением случаев, указанных в ст. 5.3.6
настоящих Правил. Техническое освидетельствование должно быть
возложено на инженерно-технического работника по надзору за безопасной
эксплуатацией кранов-манипуляторов и осуществляться при участии
инженерно-технического работника, ответственного за содержание
кранов-манипуляторов в исправном состоянии. Допускается проведение
технического освидетельствования поручать специализированной
организации, имеющей соответствующее разрешение (лицензию)
Госгортехнадзора России.
Техническое освидетельствование кранов-манипуляторов, статические
и динамические испытания которых требуют перерегулировки клапанов или
их замены (на период испытаний), рекомендуется проводить в сервисных
центрах.
5.3.6. Полное первичное техническое освидетельствование вновь
изготовленного крана-манипулятора, а также крана-манипулятора,
прошедшего ремонт или реконструкцию на специализированном ремонтном
предприятии и перевозимого на место эксплуатации в собранном виде,
проводит служба технического контроля предприятия-изготовителя или
специализированного ремонтного предприятия перед отправкой владельцу.
Дата освидетельствования и его результаты должны быть записаны в
паспорт крана-манипулятора. До пуска крана-манипулятора в работу
владелец должен провести его частичное техническое освидетельствование
(осмотр и проверку исправности оборудования и приборов безопасности),
результаты которого занести в паспорт.
5.3.7. Техническое освидетельствование крана-манипулятора
осуществляется с целью установления:
а) соответствия настоящим Правилам, паспортным данным и
технической документации;
б) исправного состояния, обеспечивающего его безопасную работу;
в) исправного состояния приборов безопасности;
г) соответствия организации надзора и обслуживания требованиям
настоящих Правил.
5.3.8. Полное техническое освидетельствование крана-манипулятора
должно включать:
а) осмотр и проверку работы (в том числе приборов и устройств
безопасности);
б) астатические испытания;
в) динамические испытания.
При частичном техническом освидетельствовании статические и
динамические испытания кранов-манипуляторов не проводятся.
5.3.9. При полном и частичном техническом освидетельствовании
крана-манипулятора должны быть осмотрены и проверены в работе все
механизмы, гидрооборудование, приборы безопасности, тормоза, аппараты
управления. Обязательно должно быть проверено:
а) состояние металлоконструкций и их сварных соединений
(отсутствие трещин, деформаций, изменения стенок вследствие коррозии и
других дефектов), а также кабины, лестниц и площадок;
б) крепление осей и пальцев;
в) состояние крюка, колес, блоков, барабанов, элементов тормозов
(нормы браковки элементов кранов-манипуляторов приведены в Приложении
7);
г) фактическое состояние между крюковой подвеской и упором при
срабатывании концевого выключателя механизма подъема;
д) состояние канатов и их крепление (нормы браковки стальных
канатов приведены в Приложении 8).
Работы, указанные в подпунктах "а" - "д", могут быть проведены до
технического освидетельствования. Результаты осмотра и проверок
оформляются актом. Предельные нормы браковки элементов
крана-манипулятора должны быть указаны в руководстве по эксплуатации.
5.3.10. Статические испытания проводятся при установке
крана-манипулятора на горизонтальной площадке в положении,
соответствующем наибольшей грузоподъемности. После установки на
кран-манипулятор сменного стрелового оборудования испытания проводятся
в положении, соответствующем наибольшей грузоподъемности, при
установленном оборудовании. Краном-манипулятором поднимают груз, масса
которого на 25% превышает его грузоподъемность, на высоту 208 мм от
площадки и выдерживают его в таком положении в течение 10 мин.
Кран-манипулятор считается выдержавшим испытания, если в течение 10
мин. поднятый груз не опустился на площадку, а также не обнаружено
трещин, остаточных деформаций и других повреждений.
5.3.11. Динамические испытания крана-манипулятора проводятся с
грузом, масса которого на 10% превышает его грузоподъемность, с целью
проверки действия механизмов и их тормозов. При динамических
испытаниях производятся многократные подъем и опускание груза (не
менее трех раз), а также проверка действия всех других механизмов
крана-манипулятора при совмещении рабочих движений, предусмотренных
руководством по эксплуатации.
5.3.12. Для испытания крана-манипулятора владелец должен
обеспечить наличие комплекта испытательных грузов с указанием их
фактической массы.
5.3.13. Результаты технического освидетельствования
крана-манипулятора должны быть записаны в его паспорт с указанием
следующего срока освидетельствования. Разрешение на дальнейшую работу
крана-манипулятора выдает инженерно-технический работник по надзору за
безопасной эксплуатацией кранов-манипуляторов. Проведение технического
освидетельствования может осуществляться специализированной
организацией.
5.3.14. Периодический осмотр, техническое обслуживание и ремонт
кранов-манипуляторов должны производиться в соответствии с
руководством по эксплуатации и в сроки, установленные системой
планово-предупредительного ремонта. График должен быть составлен с
учетом фактической наработки и технического состояния
крана-манипулятора. Владелец крана-манипулятора обязан обеспечить
проведение указанных работ в соответствии с графиком и своевременное
устранение выявленных неисправностей.
5.3.15. Результаты осмотров и технических обслуживаний, сведения
о ремонтах кранов-манипуляторов должны записываться в ремонтный
журнал. Сведения о ремонтах, вызывающих необходимость внеочередного
технического освидетельствования, заносятся в паспорт
крана-манипулятора.
5.3.16. В процессе эксплуатации съемных грузозахватных
приспособлений владелец должен периодически производить их осмотр в
следующие сроки:
а) грейферов, траверс, клещей и захватов - каждый месяц;
б) стропов (за исключением редко используемых) - каждые 10 дней.
Осмотр съемных грузозахватных приспособлений должен производиться
по инструкции, разработанной специализированной организацией и
определяющей порядок и методы осмотра, браковочные показатели, а также
методы устранения обнаруженных повреждений. Результаты осмотра съемных
грузозахватных приспособлений должны записываться в специальный
журнал. Выявленные поврежденные грузозахватные приспособления должны
изыматься из работы.
|