Партионный способ. Партионная карта. (форма МХ-10)
При партионном способе складского учета каждая вновь поступившая партия хранится отдельно от ранее полученных товаров. На каждую партию выписывают партионную карту (унифицированная форма N МХ-10) в двух экземплярах. Один экземпляр остается на складе и служит регистром складского учета, а второй передают в бухгалтерию.
Одной партией допускается считать:
• товары одного наименования, поступившие одним видом транспорта от одного поставщика;
• товары одного наименования, поступившие одновременно несколькими видами транспорта от одного поставщика.
Заполняя партионную карту, работник склада указывает:
• ее номер и дату составления;
• наименование товара;
• номер и дату акта о приеме товара;
• номер и дату накладной, по которой получен товар;
• реквизиты поставщика, вид транспорта, место отправления;
• наименование, сорт и количество (массу) товара.
По мере отпуска товаров в партионной карте отражают: дату отпуска, номер расходного товарного документа, наименование получателя, вид транспорта, место отправления, наименование, сорт и количество (массу) отпущенного товара.
После того как вся партия будет полностью израсходована (отгружена), заведующий складом и товаровед ставят в карте свои подписи. А затем ее передают в бухгалтерию для проверки.
Если при проверке выявится недостача товаров, то бухгалтер, не дожидаясь очередной инвентаризации, должен действовать следующим образом.
Недостачу в пределах норм естественной убыли нужно списать на издержки обращения, а сверх норм взыскать с материально-ответственных лиц. В учете при этом надо сделать такие проводки:
№ п/п
|
Содержание операции
|
Дебет
|
Кредит
|
1
|
Отражена недостача товаров, продуктов
|
94
|
41, 10
|
2
|
Недостача товаров, продуктов в пределах норм естественной убыли
отнесена на издержки обращения, на себестоимость
|
44, 20
|
94
|
3
|
Недостача товаров и продуктов сверх норм естественной убыли отнесена
на материально-ответственных лиц
|
73
|
94
|
Если товары учитываются по продажным ценам, то делают дополнительную сторнирующую запись:
(Дебет 41 Кредит 42) - торговая наценка, относящаяся к недостающим товарам.
Если же при проверке будут обнаружены излишки товаров (продуктов), то их нужно оприходовать, а в учете сделать проводку:
Дебет 41, 10 Кредит 91 - излишки товаров (продуктов) включены в состав прочих доходов.
При учете по продажным ценам дополнительная проводка выглядит так:
Дебет 41 Кредит 42 - торговая наценка, относящаяся к излишним товарам.
На предприятиях общественного питания в основном используется сортовой способ хранения товаров.
|