В туристическом бизнесе, как правило, применяется позаказный метод калькулирования себестоимости.
Аналитический учет затрат на производство туристского продукта ведется в разрезе отдельных заказов на производство туристского продукта или совокупностей таких заказов, являющихся объектами учета затрат.
Позаказный метод применяется не только компаниями, формирующими групповые туры, но и предоставляющими клиентам индивидуальное обслуживание. Заказ - это заявка клиента на определенное количество туристов.
Себестоимость всего заказа (группы туристов) определяется путем суммирования всех затрат по группе. Для определения себестоимости поездки одного туриста общие затраты на группу делятся на количество туристов в группе.
Объектом калькулирования себестоимости для туристических организаций является отдельный туристский продукт.
В себестоимость туристского продукта включаются затраты, непосредственно связанные с его производством, продвижением и продажей. При этом прямые затраты учитываются по пунктам установленных статей калькуляции и по отдельным заказам (группам туристов). Остальные затраты включаются в себестоимость отдельных заказов в соответствии с установленной базой распределения. Фактическая себестоимость единицы туристского продукта определяется после выполнения заказа.
При позаказном методе необходимо производить распределение косвенных расходов (амортизация, аренда, коммунальные услуги и т. д.) между отдельными заказами. Сумма этих расходов часто становится известна после выполнения заказа и после окончания периода. Руководству же предприятия необходима информация об ожидаемой стоимости заказа для определения цены до того, как заказ будет выполнен.
При позаказном методе калькулирования важное значение приобретает система распределения косвенных накладных расходов за период между отдельными заказами. Для их распределения необходимо выбрать критерий для распределения косвенных расходов. Таким критерием может быть стоимостный показатель, характеризующий стоимостную оценку отдельных видов прямых затрат - стоимость услуг, заработной платы и т. д. Также могут использоваться натуральные показатели количества человеко-часов основных работников, количество машино-часов.
Коэффициент распределения косвенных расходов рассчитывается по формуле:
общее количество косвенных расходов за период /выбранная база прямых затрат
Для определения структуры себестоимости туристского продукта затраты туристской фирмы группируются по следующим элементам:
1. материальные затраты;
2. затраты на оплату труда;
3. отчисления на социальные нужды;
4. амортизация;
5. прочие затраты.
1. Элемент «Материальные затраты» включает:
• стоимость покупных материалов, используемых в производстве туристского продукта (специальные бланки -билеты, туристские путевки, ваучеры и т. п.).
2. Элемент «Затраты на оплату труда» включает:
• затраты на оплату труда основного производственного персонала;
• премии;
• другие выплаты в соответствии с законодательством.
3. Элемент «Отчисления на социальные нужды» включает:
• обязательные установленные законодательством отчисления ЕСН и др.
4. Элемент «Амортизация» включает:
• сумму начисленной амортизации основных средств, нематериальных активов.
5. Элемент «Прочие затраты» включает:
• налоги, сборы, платежи, другие обязательные отчисления;
• затраты на командировки;
• оплату услуг охраны;
• затраты на подготовку и переподготовку кадров;
• оплату услуг банков;
• оплату услуг связи;
• информационные, консультационные и аудиторские услуги, связанные с осуществлением деятельности туристической организации;
• отчисления в ремонтный фонд по установленным нормативам или текущие расходы на ремонт;
• затраты по страхованию имущества;
• затраты, связанные с реализацией туристских продуктов;
• затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию зданий, сооружений, вычислительной техники;
• затраты на приобретение прав на услуги по размещению, перевозке, питанию и прочих услуг у сторонних организаций;
• стоимость работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями, и др.
Чтобы определить, во что обходится турфирме производство каждой единицы туристского продукта, затраты группируются по статьям калькуляции. Это позволяет установить, какие конкретно затраты включает каждая такая единица. По калькуляционным статьям расходы группируются по местам их возникновения и относятся на каждый вид туристских продуктов прямым или косвенным методом. Туристические фирмы должны калькулировать полную себестоимость туристских продуктов, группируя затраты по следующим статьям:
• затраты по приобретению прав на услуги сторонних организаций, используемые при производстве туристского продукта;
• затраты, связанные с деятельностью производственного персонала;
• управленческие расходы;
• коммерческие расходы.
В процессе калькулирования сопоставляются затраты на производство туристских продуктов с их количеством и определяется себестоимость поездки одного туриста (группы туристов). Эта система учета, при которой все затраты, осуществленные при производстве туристского продукта, распределяются на все его виды, дает представление о всех затратах организации по формированию и реализации единицы туристского продукта, при этом они отражаются на счете 20 «Основное производство», где определяется полная фактическая себестоимость каждого его вида.
Покупатель тура нуждается в информации о возможной цене тура, чтобы иметь возможность выбора между фирмами по предлагаемому качеству и цене услуг, поэтому бухгалтеры должны планировать косвенные расходы предстоящего периода исходя из их величины на плановые периоды, а затем предполагаемую сумму косвенных расходов распределять между отдельными заказами (группами) в соответствии с выбранной базой.
Приведем пример калькулирования стоимости тура.
ООО «Турэкспресс» формирует продажную стоимость одной путевки. При этом ценовой политикой фирмы установлен уровень рентабельности – 30%. Количество человек в группе – 25 человек.
Всего сумма косвенных расходов по фирме составила 300 000 рублей,
заработная плата основных работников по калькуляции - 10 000 рублей,
сумма плановых расходов по заработной плате за период - 100 000 рублей.
Базой для распределения косвенных расходов выбрана прямая заработная плата работников.
Косвенные расходы составят: 300 000*10 000/100 000 = 30 000 рублей
Наименование статей затрат
|
Цена, руб.
|
Прямые затраты (б/сч 20 «Основное производство»)
· Размещение и проживание
· Транспортное обслуживание
· Питание
· Визовое обслуживание
· Страхование
· Экскурсионное обслуживание
· Заработная плата и ЕСН основных работников
Итого прямых расходов
|
50 000
25 000
15 000
8 000
5 000
5 000
10 000
118 000
|
Косвенные расходы
|
30 000
|
Полная себестоимость
|
148 000
|
Рентабельность 30%
|
44 400 (148 000 * 30%)
|
Полная стоимость обслуживания группы
|
192 400 (148 000 + 44 400)
|
Стоимость одной путевки
|
7 696 (192 400 / 25)
|
Продажная стоимость одной туристской путевки, как сложилось на практике, определяется одним из двух способов:
• из заданного процента рентабельности;
• исходя из рыночной цены, сложившейся на данный вид путевок.
|