Как правило, основным видом деятельности полиграфического предприятия является выполнение работ по договору подряда с передачей результатов - готовых тиражей заказчику (издающей организации). По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (п.1 ст.702 ГК РФ). Договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику (п.1 ст.703 ГК РФ). Если полиграфическое предприятие оказывает услуги, выполняет работы по договору подряда, например, работы по тиражированию печатной продукции, то расходы, связанные с оказанием услуги, выполнением работы отражаеются на счете 20 «Основное производство».
Кроме того, полиграфическое предприятие может изготавливать собственную продукцию, а именно бумажно-беловые товары, обои, игрушки, елочные украшения и другие товары народного потребления. Для формирования фактической себестоимости готовой продукции, являющейся собственностью полиграфического предприятия используется счет 20 «Основное производство». Готовая продукция является частью материально-производственных запасов на основании п.2 ПБУ 5/01 и принимается к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, которая при ее изготовлении самой организацией определяется исходя из фактических затрат, связанных с ее производством (п.п.5, 7 ПБУ 5/01). Со счета 20 «Основное производство» фактическая себестоимость завершенной производством продукции списывается в дебет счета 43 «Готовая продукция».
В соответствии со ст. 717 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы, например, работы по тиражированию печатной продукции, отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику (полиграфическому предприятию) часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора. Заказчик также обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу.
Пример
Полиграфическое предприятие заключило договор подряда на выполнение работ по тиражированию печатной продукции. До сдачи заказчику результата работ заказчик отказался от исполнения договора. На момент отказа полиграфическим предприятием выполнено 40% от общего объема работ. Заказчик готов принять выполненный объем работ. Заказчиком признана претензия полиграфического предприятия по возмещению расходов, понесенных в связи с обязательствами по выполнению оставшегося объема работ.
Расходы, произведенные полиграфическим предприятием в связи с обязательствами по выполнению оставшегося объема работ, являются прочими расходами на основании п.11 ПБУ 10/99 и отражаются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», с/сч 91-2 «Прочие расходы» и кредиту счета 20 «Основное производство».
Поступления в возмещение причиненных организации убытков признаются прочими доходами на основании п.7 ПБУ 9/99. К бухгалтерскому учету данные поступления принимаются в том отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании или они признаны должником (заказчиком) (п.16 ПБУ 9/99). Прочие доходы отражаются по кредиту с/сч 91-1 «Прочие доходы», в корреспонденции с дебетом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», с/сч 76-2 «Расчеты по претензиям». Сумма компенсации определяется полиграфическим предприятием исходя из фактически понесенных им затрат. Она должна быть документально подтверждена приходными накладными, актами сдачи-приемки работ, справками-расчетами начисленной заработной платы работников, занятых в выполнении данных работ.
Размер компенсации согласовывается сторонами и отражается в дополнительном соглашении к договору подряда. Дата подписания соглашения заказчиком будет датой признания полиграфическим предприятием прочего дохода в размере полученного возмещения.
В отношении «входного» НДС по материалам, работам, услугам, потребленным полиграфическим предприятием при выполнении работ по тиражированию существует две точки зрения.
Налоговые органы придерживаются позиции, согласно которой полиграфическое предприятие должно восстановить и уплатить в бюджет сумму «входного» НДС по материалам, работам, услугам, потребленным полиграфическим предприятием при выполнении работ по тиражированию, поскольку указанные работы не были использованы для осуществления операций, облагаемых НДС (п.2 ст.171 НК РФ). Восстановленная сумма НДС, по мнению налоговых органов должна учитываться в стоимости работ.
Однако в п. 3 ст. 170 НК РФ содержит исчерпывающий перечень случаев, при которых суммы НДС, ранее принятые к вычету, подлежат восстановлению. В этом перечне не поименован случай, связанный с отказом заказчика от исполнения договора. Следовательно, отсутствует прямая обязанность предприятия восстанавливать суммы «входного» НДС по материалам, работам, услугам, использованным в ходе выполнения заказа. Данную позицию поддерживают и суды - постановления ФАС Уральского округа от 08.10.2007 г. № Ф09-8132/07-С2, ФАС Северо-Западного округа от 18.12.2008 г. № А56-10624/2008.
В целях налогообложения прибыли затраты на аннулированные производственные заказы включаются в состав внереализационных расходов на основании пп.11 п.1 ст.265 НК РФ. Признание расходов по аннулированным заказам осуществляется на основании актов налогоплательщика, утвержденных руководителем или уполномоченным им лицом, в размере прямых затрат, определяемых в соответствии со ст.ст.318 и 319 НК РФ.
В целях исчисления налога на прибыль доходы полиграфического предприятия в виде сумм возмещения убытков или ущерба отражаются в составе внереализационных доходов, учитываемых при определении налоговой базы согласно п.3 ст.250 НК РФ Дата получения такого дохода определяется в соответствии с пп.4 п.4 ст.271 НК РФ как дата признания сумм возмещения должником (заказчиком), либо дата вступления в законную силу решения суда.
Содержание хозяйственной операции
|
Корреспонденция счетов
|
Первичный документ
|
дебет
|
кредит
|
Отражена стоимость выполняемых работ
|
20
|
02,10,70,69
|
Расчетно-платежные ведомости, требования-накладные
|
Отражена реализация выполненного объема работ (40%).
|
62
|
90-1
|
Акт выполненных работ
|
Начислен НДС с объема реализованных работ
|
90-3
|
68
|
Счет-фактура,
акт выполненных работ
|
Списаны затраты на выполнение реализованного объема работ
|
90-2
|
20
|
Бухгалтерская справка-расчет
|
После отказа заказчика от выполнения от выполнения договора
|
Если огранизация принимает решение о восстановлении сумм «входного» НДС
|
Восстановлена ранее принятая к вычету сумма «входного» НДС
по материалам, работам, услугам, использованным для выполнения оставшегося объема работ
|
19
|
68 с/сч «Расчеты с бюджетом по НДС
|
Извещение заказчика об отказе от исполнения договора, бухгалтерская
справка-расчет
|
Восстановленная сумма НДС включена в стоимость оставшихся работ
|
20
|
19
|
Бухгалтерская справка-расчет
|
Отражено списание расходов на выполнение оставшегося объема работ
|
91-2
|
20
|
Извещение заказчика об отказе от исполнения договора
|
Заказчиком признана претензия по возмещению расходов предприятия
|
76-2
|
91-1
|
Уведомление заказчика о признании претензии, расчет суммы компенсации
|
Отражено поступление денежных средств в погашение задолженности заказчика
|
51
|
76-2
|
Выписка банка по расчетному счету
|
|