В отношении основных средств с 1 января 2006 года можно сразу списать на затраты 10 процентов их первоначальной стоимости. Выгоден ли такой порядок? По общему правилу в налоговом и бухгалтерском учете амортизация по основному средству начисляется исходя из первоначальной стоимости и срока его полезного использования (п. 3. ст. 259 НК РФ, п. 19 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»). Поэтому если фирма в обоих учетах выбрала один и тот же метод начисления амортизации, то сумма отчислений будет совпадать. Но со следующего года при вводе объекта в эксплуатацию в расходах сразу можно учесть 10 процентов первоначальной стоимости основного средства (п. 1.1 ст. 259 НК РФ, введен Федеральным законом от 06.06.05 № 58-ФЗ). Но это не относится к основным средствам, полученным организацией безвозмездно. Обратите внимание: применение этой нормы является правом организации, а не обязанностью. Проанализируем новый порядок списания расходов при покупке основного средства на примере.
Пример. В январе 2006 года организация купила легковой автомобиль. Его первоначальная стоимость равняется 240 000 руб. Организация установила для этого автомобиля срок полезного использования 4 года (48 мес.). А 10% первоначальной стоимости сразу списала в расход. В бухгалтерском учете проводки будут следующие: Дебет 08 Кредит 60 240 000 руб. - получен автомобиль; Дебет 01 Кредит 08 240 000 руб. - учтено транспортное средство в составе основных средств. Амортизация начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету в качестве основного средства (п. 21 ПБУ 6/01). Исходя из этого, с февраля 2006 года и до полного погашения стоимости основного средства бухгалтер будет делать проводку: Дебет 20 Кредит 02 5000 руб. (240 000 руб. : 48 мес.) - начислена амортизация. В налоговом учете 10 процентов первоначальной стоимости автомобиля (24 000 руб.) списываются сразу в расходы. Это можно сделать на дату начала начисления амортизации по этому объекту, то есть также в феврале 2006 года (п. 3 ст. 272 новой редакции НК РФ). На остальные 90 процентов стоимости основного средства начисляется амортизация. Получается, что организация в феврале 2006 года может учесть в расходах и 10 процентов стоимости основного средства, и начисленную за этот месяц амортизацию. Действительно ли это так?
Официальная позиция В управлении налогообложения прибыли ФНС России корреспонденту «УНП» без тени сомнения подтвердили, что действительно можно сразу списать такую «двойную» амортизацию: «Амортизация начисляется с месяца, следующего за месяцем, когда объект был введен в эксплуатацию (п. 2 ст. 259 НК РФ). А новый порядок единовременного списания 10 процентов стоимости основного средства является дополнительным бонусом для организации».
Таким образом, в налоговом учете амортизация составит 4500 руб. ((240 000 руб. - - 24 000 руб.) : 48 мес.). Следовательно, в феврале 2006 года расходы в налоговом учете превысят бухгалтерскую амортизацию на 23 500 руб. (24 000 + 4500 - - 5000). В результате возникает отложенное налоговое обязательство (ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»): Дебет 68 Кредит 77 5640 руб. (23 500 руб. 5 24%) - отражено ОНО. Но начиная с марта 2006 года ежемесячно бухгалтерская амортизация будет превышать налоговую. Ведь в налоговом учете при расчете амортизации списанные при вводе в эксплуатацию 10 процентов стоимости объекта не учитываются (п. 1.1 ст. 259 НК РФ). Следовательно, ежемесячно будет возникать вычитаемая временная разница, которая образует отложенный налоговый актив (ПБУ 18/02): Дебет 09 Кредит 68 120 руб. ((5000 руб. - 4500 руб.). 5 24%) - отражен ОНА. Отложенное налоговое обязательство и отложенный налоговый актив будут погашены в момент списания основного средства. С.В. Князева, эксперт «УНП»