Как известно, организации, которые уплачивают единый налог с разницы между доходами и расходами, могут исключить из расчета затраты, перечисленные в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. Однако эта статья сформулирована таким образом, что вызывает много неясностей и, как следствие, много споров. Причем даже чиновники периодически пересматривают свои взгляды на перечень затрат. Например, до недавнего времени налоговики утверждали, что торговые фирмы, которые применяют упрощенную систему налогообложения, не могут включать в состав материальных расходов коммунальные платежи. Теперь же чиновники изменили свою точку зрения, указав, что учитывать такие затраты вправе все «упрощенцы» (письмо МНС России от 29 сентября 2004 года № 22114/1578@). Получив внятные разъяснения чиновников, а особенно когда ответы выгодны фирме, бухгалтер наверняка захочет пересчитать налог и за прошлые периоды. Для этого нужно внести изменения в книгу учета доходов и расходов. Как это сделать — рассмотрим на примере тех же коммунальных платежей. Здесь возможны две ситуации. Первая — сумма коммунальных платежей вообще не была отражена в книге учета доходов и расходов. Новую запись нужно сделать на ту дату, когда данные затраты следовало учесть при расчете единого налога. Но ведь в книге «упрощенец» показывает свои траты и поступления в хронологической последовательности. Так говорится в пункте 1.1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 30 декабря 2005 года № 167н. Поэтому новую запись надо сделать на отдельном листе и прикрепить его к книге. Кроме того, придется исправить общую сумму расходов, отраженную в данном регистре. Для этого неправильную сумму зачеркивают, а затем ставят верное значение. Все исправления должны быть заверены подписью руководителя и печатью организации. Поступать так требует пункт 1.6 Порядка. Вторая ситуация — коммунальные платежи были отражены в книге в графе 6 «Расходы — всего». А в графу 7 «Расходы, учитываемые при расчете единого налога» они не попали. Тут бухгалтеру достаточно показать затраты в графе 7, а также исправить итоговую сумму расходов. Конечно, это надо заверить печатью фирмы и отнести на подпись руководителю. Что касается уточненной декларации, то ее фирма обязана подавать, только если единый налог был доначислен, то есть выявлена недоимка. В случае, если из-за пересчета налога образуется переплата, сдавать «уточненку» необязательно. Хотя многие инспекторы все равно требуют этот документ, когда фирма хочет вернуть излишне уплаченный налог или зачесть его в счет будущих платежей.