Чтобы напечатать книгу или журнал издательства заключают договор подряда на изготовление печатной продукции с полиграфическим предприятием. В соответствии с договором подрядчик (полиграфическое предприятие) обязан выполнить по заданию заказчика (издательства) определенную работу - изготовить тираж.
Как уже отмечалось, полиграфическую продукцию, которую полиграфическое предприятие изготавливает по договору подряда, не учитывается им как готовая продукция на счете 43 «Готовая продукция».
Расходы полиграфического предприятия по изготовлению печатной продукции являются расходами по обычным видам деятельности согласно п. 5 ПБУ 10/99.
На практике полиграфические предприятия часто применяют позаказный метод учета прямых затрат, при котором объектом учета является отдельный производственный заказ, например, на оказание услуг по изготовлению тиража определенного издания. Расходы полиграфического предприятия в связи с оказанием услуг согласно Плану счетов бухгалтерского учета отражаются по дебету счета 20 «Основное производство».
Что касается косвенных расходов, которые нельзя непосредственно отнести на себестоимость отдельного заказа, например, общепроизводственные расходы, отражаемые по дебету счета 25 «Общепроизводственные расходы, то при позаказном методе учета затрат они ежемесячно распределяются между заказами, находившимися в производстве.
Метод распределения косвенных затрат определяется полиграфическим предприятием самостоятельно, например, пропорционально заработной плате производственных рабочих и закрепляется в учетной политике предприятия.
Общехозяйственные расходы, учитываемые, согласно Плану счетов бухгалтерского учета на счете 26 «Общехозяйственные расходы» также ежемесячно распределяются между заказами. Общехозяйственные расходы в конце месяца могут списываться как непосредственно в дебет счета 20 «Основное производство» пропорционально, например, заработной плате рабочих, занятых выполнением заказа, так и в дебет счета 90 «Продажи». Выбранный метод списания общехозяйственных расходов необходимо закрепить в учетной политике предприятия.
Для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности полиграфического предприятия, а также для определения его финансового результата предназначен счет 90 «Продажи».
Себестоимость услуг по выполнению определенного заказа, собранная на счете 20 «Основное производство» списывается в дебет счета 90 «Продажи» субсчет «Себестоимость продаж» по факту отражения в учете выручки от оказания услуг по выполнению заказа.
Суммы выручки от оказания услуг по изготовлению заказа и (или) реализации продукции, являющиеся доходами от обычных видов деятельности, согласно п.5 ПБУ 9/99 отражаются по кредиту счета 90 «Продажи» субсчет «Выручка» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Начисление НДС причитающегося к уплате в бюджет, отражается по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «НДС» в корреспонденции с кредитом счета 90 «Продажи» субсчет «Налог на добавленную стоимость».
Пример
Расходы (в руб.) типографии по оказанию услуг по изготовлению тиража книги на основании договора с издательством составляют:
Расходы
|
Заказ № 1
|
Заказ № 2
|
Итого
|
Заработная плата
производственного персонала
со страховыми взносами в ПФ РФ, ФСС РФ, ФОМС РФ,
ТОМС РФ, страхованием от несчестных случаев
и профзаболеваний
|
350 000
|
480 000
|
830 000
|
Материалы
|
150 000
|
250 000
|
400 000
|
Амортизация основных средств
|
50 000
|
70 000
|
120 000
|
Общепроизводственные расходы
|
-
|
-
|
500 000
|
Общехозяйственные расходы
|
-
|
-
|
700 000
|
Распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов по заказам осуществляется типографией пропорционально размеру заработной платы производственного персонала с учетом сумм страховых взносов.
Стоимость услуг по выполнению заказа № 1 составляет – 1 475 000 руб. (в том числе НДС – 225 000 руб.).
Стоимость услуг по выполнению заказа № 2 – 2 124 000 руб. (в том числе НДС – 324 000 руб).
В бухгалтерском учете полиграфического предприятия будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции
|
Дт
|
Кт
|
Сумма (руб.)
|
Начислена заработная плата
производственному персоналу (с учетом сумм страховых взносов), выполняющему
заказ № 1
|
20/ заказ 1
|
69, 70
|
350 000
|
Начислена заработная плата
производственному персоналу (с учетом сумм страховых взносов), выполняющему
заказ № 2
|
20/ заказ 2
|
69, 70
|
480 000
|
Списаны на выполнение заказа №
1 материалы и начисленная амортизация
|
20/ заказ 1
|
10,02
|
200 000
(150 000 + 50 000)
|
Списаны на выполнение заказа №
2 материалы и начисленная амортизация
|
20/ заказ 2
|
10,02
|
320 000
(250 000 + 70 000)
|
Списана на выполнение заказа №
1 доля общепроизводственных и общехозяйственных расходов
|
20/ заказ 1
|
25,26
|
506 024
((500 000 + 700 000) / 830 000) х 350 000
|
Списана на выполнение заказа №
2 доля общепроизводственных и общехозяйственных расходов
|
20/ заказ 2
|
25,26
|
693 976
((500 000 + 700 000) / 830 000) х 480 000
|
Отражена выручка от оказания
услуг по выполнению заказа № 1
|
62
|
90/заказ 1
|
1 475 000
|
Отражена выручка от оказания
услуг по выполнению заказа № 2
|
62
|
90/заказ 2
|
2 124 000
|
Начислен НДС от оказания услуг
по выполнению заказа № 1
|
90/заказ 1
|
68/НДС
|
225 000
|
Начислен НДС от оказания услуг
по выполнению заказа № 2
|
90/заказ 2
|
68/НДС
|
324 000
|
Списана на финансовый результат
себестоимость работ по выполнению заказа № 1
|
90/заказ 1
|
20/заказ 1
|
1056 024
|
Списана на финансовый результат
себестоимость работ по выполнению заказа № 2
|
90/заказ 2
|
20/заказ 2
|
1 493 976
|
В целях исчисления налога на прибыль обращаем внимание, что сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам данного отчетного (налогового) периода (абз. 1 п. 2 ст. 318 НК РФ).
Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 НК РФ (абз. 2 п. 2 ст. 318 НК РФ).
Прямые и косвенные расходы определяются в соответствии с п. 1 ст. 318 НК РФ.
При этом обращаем внимание, что полиграфические предприятия, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства (абз.3 п. 2 ст. 318 НК РФ). Такое решение полиграфическому предприятию следует закрепить в учетной политике для целей исчисления прибыли.
|