Бухгалтерский учет и налоги
Портал информационной
поддержки ведения бухучета
в малом бизнесе

Расширенный поиск
ГлавнаяО проектеРекламаКонтактыГорячая линияРассылка
НОВОСТИВСЕГО 14855
10-04-2024 Регистрация в ОЭЗ - пошаговое руководство для стартапов и предприятий
Возможность создать бизнес на льготных условиях всегда привлекала предпринимателей. Безусловно, участие в Особой экономической зоне (ОЭЗ) открывает широкие перспективы для развития... »

03-04-2024 Бухгалтерский аутсорсинг: ключ к оптимизации бизнес-процессов
Рациональный подход к управлению финансами компании рождается из грамотного планирования и ответственности. Каждая организация нуждается в правильном ведении бухгалтерского учета, но не всегда... »

21-03-2024 Услуги для клиентов складских комплексов
Хозяева квартир не всегда желают размещать вещи в системах хранения, чтобы их не загромождать, а принимают решение воспользоваться услугами складских комплексов. Один из них разместился по адресу... »

[Все новости]
ПРЕСС-РЕЛИЗЫ
 17-04-2024 РЭО предложил освободить бизнес от НДС за сдачу продуктов малоимущим Российский экологический оператор предложил отменить налоги для предпринимателей, которые отдают продукты с истекшим сроком... »
17-04-2024 В Правительстве одобрили пакет законопроектов о фудшеринге Проект положительного заключения правительства на пакет законопроектов о введении в РФ механизма фудшеринга подготовлен и... »
15-04-2024 Основной вид экономической деятельности: как подтвердить Организации ежегодно должны подтверждать основной вид экономической деятельности. Сведения нужны, чтобы Социальный фонд... »
[Все пресс-релизы] Добавить
КАЛЬКУЛЯТОРЫ
КАДРЫ
Вакансии
Резюме
Нет ни одной записи!Нет ни одной записи!
[Поиск работы]
[Добавить вакансии]
[Поиск сотрудников]
[Добавить резюме]
[Профессиональные тесты]
ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА
В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Виражи транспортного налога
Вверх / В помощь бухгалтеру / Консультации специалистов /

Проблема пробелов в законодательстве не обошла и транспортный налог. Некоторые формулировки Налогового кодекса ставят бухгалтеров в тупик. Остановимся на наиболее проблемных местах.

Транспорт есть, а что с налогом?

Как известно, транспортным налогом облагаются автомобили, мотоциклы и другие самоходные машины на пневматическом и гусеничном ходу. Однако, по мнению налоговиков, из этого правила есть исключение. Речь идет о большой группе транспортных средств, которые… не признаются таковыми Общероссийским классификатором основных фондов (утв. постановлением Госстандарта от 26 декабря 1994 г. № 359).

Там сказано, что к транспорту относятся средства передвижения, предназначенные для перевозки грузов и людей. А автомобили, выполняющие производственные или хозяйственно-бытовые функции, считаются “передвижными предприятиями” и учитываются как здания и оборудование. Это передвижные электростанции и трансформаторы, лаборатории и мастерские, кухни и магазины, душевые и клубы. По таким автомобилям, по мнению инспекторов, транспортный налог платить не нужно.

Однако чиновники из Минфина не согласны с коллегами из ФНС. Неважно, какое оборудование установлено на автомобиле, поскольку это не меняет его сути. При этом Минфин ссылается на международное Соглашение о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, заключенного в Женеве 20 марта 1958 года. Этот документ считает грузом любое оборудование, перевозимое специальными автомобилями. А, следовательно, с таких машин транспортный налог надо платить исходя из мощности двигателя (письмо Минфина России от 15 декабря 2004 г. № 03-06-04/14).

Налог без транспорта

Бывает и обратная ситуация. Автомобиля давно нет “в живых” (сгорел при пожаре или превратился в груду железа на заднем дворе), а инспектор требует заплатить по нему транспортный налог. И, между прочим, вполне законно требует. Ведь машина в свое время была зарегистрирована на фирму. А механик или инженер не удосужились снять пришедшее в негодность авто с учета.

Как же доказать инспектору, что машины больше не существует? На этот вопрос чиновники из ФНС попытались ответить в письме от 24 января 2005 г. № ММ-6-21/ 44(a). Однако их разъяснения нельзя признать удачными. Наоборот, они окончательно запутали дело. Судите сами.

По мнению налоговых работников, доказательством утилизации автомобиля служит “документ, устанавливающий факт и дату уничтожения (утилизации) транспортного средства”, выданный организацией, которая фактически провела утилизацию.

Получить документ об утилизации можно в двух местах: на городской свалке или в пункте приема металлолома. После того как вы передадите останки своего “железного коня” этим службам, они выдадут вам справку или накладную соответственно. Однако ни та ни другая не избавят вас от налога, и вот почему.

В статье 357 Налогового кодекса сказано: транспортный налог платят фирмы, “на которых... зарегистрированы транспортные средства”. А это означает, что до тех пор, пока утилизированный автомобиль продолжает числиться за фирмой, налог вам придется платить.

Чтобы избежать подобной участи, нужно снять автомобиль с регистрационного учета. Для этого вам нужно представить в Госавтоинспекцию:


техпаспорт машины;


ее регистрационные документы;


знаки;


акт о списании автотранспортного средства по форме № ОС-4а (утв. постановлением Госкомстата от 21 января 2003 г. № 7), составленный вашей бухгалтерией.

В автоинспекции на вашем акте поставят штемпель о снятии машины с регистрационного учета. Теперь этот документ послужит вам основанием для освобождения от уплаты налога. Исключить из налоговой базы списанный автомобиль можно уже со следующего месяца. Об этом сказано в пункте 3 статьи 362 Налогового кодекса.

Кстати, специально уведомлять об этом налоговую инспекцию не нужно. Сотрудники ГИБДД сами сообщат в ФНС о снятии вашей машины с учета.

А как быть, если ваш автомобиль украли? Ведь он не сгорел, не утилизирован и по-прежнему числится за вами. Кроме того, есть надежда, что рано или поздно вам его вернут.

В этом случае избежать налога поможет справка, подтверждающая факт угона. Ее оформят в отделении милиции, которое расследует кражу вашего автомобиля. Причем в налоговую надо представить именно подлинник, а не ксерокопию справки (письмо МНС по г. Москве от 21 июля 2004 г. № 23-01/ 3/48251). Тогда вы заплатите налог лишь за те месяцы, когда фирма владела автомобилем.

Кое-что о регистрации

Напомним, что платить транспортный налог нужно по месту нахождения транспортных средств (п. 1 ст. 363 НК). А что означает “местонахождение”, если у фирмы есть филиал и авто записано на него? Ведь в свидетельстве о регистрации и техпаспорте как собственник автомобиля указана сама фирма, а в графах с адресными данными записано местонахождение обособленного подразделения. В таком случае непонятно, где платить налог – по месту головного отделения или филиала.

Эту загадку разрешило УМНС России по г. Москве (письмо от 13 августа 2004 г.

№ 23-10/3/53374). Столичные инспекторы рассудили так. Раз налог напрямую связан с регистрацией транспорта, а автомобиль записан на адрес обособленного подразделения, то платить надо в налоговую инспекцию филиала. Туда же нужно и сдавать декларацию по налогу.

Если же в течение года фирма сняла автомобиль с учета в головном отделении и перерегистрировала его на филиал, то порядок расчета с бюджетом особый. До снятия техники с учета налог нужно платить по местонахождению самой фирмы, а после перерегистрации – по адресу филиала. Причем по ставкам, которые действуют в данном регионе.

При расчете налога необходимо учесть количество месяцев регистрации транспортного средства по каждому адресу. Как объяснил Минфин, местом нахождения автомобиля в данном месяце считается место его регистрации по состоянию на первое число этого месяца (письмо от 9 апреля 2004 г. № 04-05-12/20).

С темой регистрации связана и другая проблема. Фирмы, которые сдают или берут транспорт в лизинг, нередко спорят о том, кто из них должен платить транспортный налог.

Ответ мы найдем все в той же статье 357 Налогового кодекса: налог платит тот, на кого зарегистрирован автомобиль. Обычно это балансодержатель. Поэтому в договоре лизинга надо предусмотреть пункт о том, кто учитывает на балансе транспортное средство и регистрирует его. От этого и будет зависеть, кто должен платить налог – лизингодатель или лизингополучатель (письмо УМНС по г. Москве от 21 февраля 2004 г. № 23-01/3/12406).

Издержки модернизации

Не только регистрация транспорта задает бухгалтерам загадки. Подчас бывает непросто рассчитать и сам налог. Например, если автомобиль решили модернизировать и заменили двигатель на более мощный. Ведь, как известно, сумма транспортного налога напрямую зависит от параметров мотора. А тут у одной машины в течение года их было сразу два. Кстати, новый двигатель тоже надо зарегистрировать, предъявив в Госавтоинспекцию старый мотор.

В таких случаях налог считают дважды, как для двух машин с разными двигателями. При этом каждую часть налога корректируют на коэффициент, который зависит от количества месяцев службы данного мотора в отчетном году.

Есть особенности и в заполнении налоговой декларации по автомобилям, сменившим двигатель. По каждой такой машине раздел 2 “Расчет налоговой базы и суммы налога по транспортному средству” заполняют на двух листах. На одном налог рассчитывают по данным старого двигателя, на другом – исходя из мощности нового.

Все подробности заполнения декларации по транспортному налогу вы найдете в разделе IX/04 бератора “Налоговый учет и отчетность”.

внимание Обратите внимание: не весь транспорт регистрируют в ГИБДД. Большую часть самоходной техники ставят на учет инспекции Гостехнадзора при Минсельхозе. Это большегрузные автомобили марок “БелАЗ”, “КрАЗ”, “МАЗ”, бульдозеры и другие специальные машины. Транспортный налог по ним вы также обязаны платить (письмо Минфина от 26 мая 2004 г. № 04-05-11/82).

/Расчет, 07.04.2005/

РАЗМЕСТИТЬ БЕСПЛАТНО:
на 26.08.2023
USD94,7117+0,3110
EUR102,2586-0,2133
БВК98,1078+0,0751
Все валюты


ПОГОДА НА
Россия, Московская обл., Москва
днем
ночью

(прогноз)
Погода в России и за рубежом
КОНВЕРТОР ВАЛЮТ
Конвертор валют
ВИДЕО
Страховые взносы нанесут тяжелый ущерб МБ...
Просмотр:   видео для модема    видео для выделенной линии  
Все видеосюжеты
ВАШЕ МНЕНИЕ
Как Вы относитесь к обязательной вацинации?
 За
 Против
 Затрудняюсь ответить
Предложите опрос
 
Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности