По общему правилу при поступлении в организацию материалов оформляется приходный ордер по форме № М-4. Нужно ли составлять этот документ и при получении товаров? Ведь они также являются материально-производственными запасами. Рассмотрим, какие проблемы могут возникнуть при ведении документооборота без использования формы № М-4.
Первичный документ по материалам... Все хозяйственные операции должны оформляться первичными документами. Такое требование содержит статья 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Для оприходования поступающих материалов первичный документ установлен. Это приходный ордер по форме № М-4 (утвержден постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а). Этим документом оформляется поступление материалов согласно пункту 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утверждены приказом Минфина России от 28.12.01 № 119н).
Но есть еще один упрощенный вариант оформления поступающих материалов. Вместо приходного ордера их приемка и оприходование могут быть оформлены проставлением штампа на документе поставщика (счете, накладной и т. п.). В оттиске штампа должны содержаться те же реквизиты, что и в приходном ордере. То есть заполняются реквизиты указанного штампа и ставится очередной номер приходного ордера. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру.
Итак, порядок документального оформления операции по получению материалов четко установлен. Теперь разберемся с ситуацией, когда в организацию поступают товары.
Нужно ли в этом случае заполнять форму № М-4 или для оприходования товаров достаточно накладной от поставщика?
...он же - по товарам Для организаций, которые помимо торговли ведут другие виды деятельности, операции по приемке и оприходованию товаров оформляются в аналогичном порядке, что и материалы. Это предусмотрено пунктом 224 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. К таким организациям можно отнести, например, производственное предприятие, имеющее в своем составе торговое подразделение. Следовательно, при поступлении товаров в это подразделение должен быть составлен приходный ордер по форме № М-4 или проставлен штамп на документах, полученных от поставщика. Обратите внимание: такой порядок не относится к организациям, которые ведут исключительно торговую деятельность.
Как мы уже отметили, в пункте 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ сказано, что все операции «должны оформляться оправдательными документами». Из дословного толкования этой нормы следует, что покупатель должен сам составить первичный документ, по которому он оприходует поступившие ценности. Это и будет приходный ордер по форме № М-4. В нем указываются дата поступления, количество ценностей и прочие обязательные реквизиты (ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ). И заменить приходный ордер, когда товары поступают в подразделение фирмы, товарная накладная по форме № ТОРГ-12 не может. Несмотря на то что второй экземпляр этого документа, полученный от поставщика, является основанием для оприходования поступивших ценностей.
Поэтому при поступлении товаров в торговое подразделение нужно составить приходный ордер по форме № М-4. Если этого документа не будет, при проверке налоговики могут предъявить претензии не только за отсутствие первичных документов, но и снять вычет входного НДС.
Со штрафом и без вычета НДС Отсутствие первичных документов приравнивается к грубым нарушениям правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (п. 3 ст. 120 НК РФ). По этой норме кодекса штраф составляет от 5 до 15 тыс. рублей. Если при этом занижена налоговая база, то размер санкций равняется 10 процентам от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. рублей.
Последний вариант наказания связан с тем, что налоговый учет строится на основе данных первичных документов бухгалтерского учета (ст. 313 НК РФ). Оприходование поступивших материалов или товаров без составления приходного ордера может рассматриваться как занижение базы по налогу на прибыль.
Кроме того, отсутствие приходного ордера по форме № М-4 может стать причиной отказа в вычете входного НДС по приобретенным материалам или товарам (если их получает подразделение). По ним налог ставится к вычету, если от поставщика получен счет-фактура, а товарно-материальные ценности оплачены, приняты к учету и будут использованы в облагаемых НДС операциях (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).
По каждой хозяйственной операции оформляются первичные учетные документы. При этом документы должны составляться по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Если в альбоме необходимой формы нет, первичный документ должен содержать обязательные реквизиты. После того как документы подготовлены, они принимаются к учету (ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ). Только после этого операция может быть отражена на счетах бухгалтерского учета. Следовательно, поступление материалов в организацию или товаров в торговое подразделение отражается на счетах лишь после того, как будет составлен приходный ордер по форме № М-4. С этого момента организация может воспользоваться вычетом входного НДС при соблюдении остальных условий для зачета. Олег Гульст, эксперт «УНП»