Бухгалтерский учет и налоги
Портал информационной
поддержки ведения бухучета
в малом бизнесе

Расширенный поиск
ГлавнаяО проектеРекламаКонтактыГорячая линияРассылка
НОВОСТИВСЕГО 14853
21-03-2024 Услуги для клиентов складских комплексов
Хозяева квартир не всегда желают размещать вещи в системах хранения, чтобы их не загромождать, а принимают решение воспользоваться услугами складских комплексов. Один из них разместился по адресу... »

21-03-2024 Сервис доставки еды в Тюмени: заказ суши и роллов на дом
Гастрономические вкусы жителей Тюмени теперь обрели новый измерительный стандарт с появлением сервиса, который представляет настоящую революцию в мире доставки еды, который предназначен обеспечить не... »

19-03-2024 Тарифы на эквайринг для юридических лиц в 2024 году
Эквайринг — финансовый инструмент, благодаря которому организации принимают платежи от клиентов по безналу. Покупатели могут рассчитываться за товары и услуги посредством пластиковой и виртуальной... »

[Все новости]
ПРЕСС-РЕЛИЗЫ
 28-03-2024 Как законно снизить налоговую нагрузку Предприниматели имеют право и законную возможность уменьшать налоги. Одна из самых очевидных мер – подбор оптимального... »
28-03-2024 В Подмосковье отмечен рост численности самозанятых и ИП В ходе 80-го заседания Московской областной думы Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Московской области... »
20-03-2024 Свыше 660 мер по поддержке МСП приняли регионы РФ в 2023 году Они направлены на поддержку бизнеса, повышение инвестиционной привлекательности местных организаций, их финансовой... »
[Все пресс-релизы] Добавить
КАЛЬКУЛЯТОРЫ
КАДРЫ
Вакансии
Резюме
Нет ни одной записи!Нет ни одной записи!
[Поиск работы]
[Добавить вакансии]
[Поиск сотрудников]
[Добавить резюме]
[Профессиональные тесты]
ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА
В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Приходный ордер по форме № М-4: применение и ответственность
Вверх / В помощь бухгалтеру / Консультации специалистов /

По общему правилу при поступлении в организацию материалов оформляется приходный ордер по форме № М-4. Нужно ли составлять этот документ и при получении товаров? Ведь они также являются материально-производственными запасами. Рассмотрим, какие проблемы могут возникнуть при ведении документооборота без использования формы № М-4.

Первичный документ по материалам...
Все хозяйственные операции должны оформляться первичными документами. Такое требование содержит статья 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Для оприходования поступающих материалов первичный документ установлен. Это приходный ордер по форме № М-4 (утвержден постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а). Этим документом оформляется поступление материалов согласно пункту 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утверждены приказом Минфина России от 28.12.01 № 119н).

Но есть еще один упрощенный вариант оформления поступающих материалов. Вместо приходного ордера их приемка и оприходование могут быть оформлены проставлением штампа на документе поставщика (счете, накладной и т. п.). В оттиске штампа должны содержаться те же реквизиты, что и в приходном ордере. То есть заполняются реквизиты указанного штампа и ставится очередной номер приходного ордера. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру.

Итак, порядок документального оформления операции по получению материалов четко установлен. Теперь разберемся с ситуацией, когда в организацию поступают товары.

Нужно ли в этом случае заполнять форму № М-4 или для оприходования товаров достаточно накладной от поставщика?

...он же - по товарам
Для организаций, которые помимо торговли ведут другие виды деятельности, операции по приемке и оприходованию товаров оформляются в аналогичном порядке, что и материалы. Это предусмотрено пунктом 224 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. К таким организациям можно отнести, например, производственное предприятие, имеющее в своем составе торговое подразделение. Следовательно, при поступлении товаров в это подразделение должен быть составлен приходный ордер по форме № М-4 или проставлен штамп на документах, полученных от поставщика. Обратите внимание: такой порядок не относится к организациям, которые ведут исключительно торговую деятельность.

Как мы уже отметили, в пункте 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ сказано, что все операции «должны оформляться оправдательными документами». Из дословного толкования этой нормы следует, что покупатель должен сам составить первичный документ, по которому он оприходует поступившие ценности. Это и будет приходный ордер по форме № М-4. В нем указываются дата поступления, количество ценностей и прочие обязательные реквизиты (ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ). И заменить приходный ордер, когда товары поступают в подразделение фирмы, товарная накладная по форме № ТОРГ-12 не может. Несмотря на то что второй экземпляр этого документа, полученный от поставщика, является основанием для оприходования поступивших ценностей.

Поэтому при поступлении товаров в торговое подразделение нужно составить приходный ордер по форме № М-4. Если этого документа не будет, при проверке налоговики могут предъявить претензии не только за отсутствие первичных документов, но и снять вычет входного НДС.

Со штрафом и без вычета НДС
Отсутствие первичных документов приравнивается к грубым нарушениям правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (п. 3 ст. 120 НК РФ). По этой норме кодекса штраф составляет от 5 до 15 тыс. рублей. Если при этом занижена налоговая база, то размер санкций равняется 10 процентам от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. рублей.

Последний вариант наказания связан с тем, что налоговый учет строится на основе данных первичных документов бухгалтерского учета (ст. 313 НК РФ). Оприходование поступивших материалов или товаров без составления приходного ордера может рассматриваться как занижение базы по налогу на прибыль.

Кроме того, отсутствие приходного ордера по форме № М-4 может стать причиной отказа в вычете входного НДС по приобретенным материалам или товарам (если их получает подразделение). По ним налог ставится к вычету, если от поставщика получен счет-фактура, а товарно-материальные ценности оплачены, приняты к учету и будут использованы в облагаемых НДС операциях (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

По каждой хозяйственной операции оформляются первичные учетные документы. При этом документы должны составляться по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Если в альбоме необходимой формы нет, первичный документ должен содержать обязательные реквизиты. После того как документы подготовлены, они принимаются к учету (ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ). Только после этого операция может быть отражена на счетах бухгалтерского учета. Следовательно, поступление материалов в организацию или товаров в торговое подразделение отражается на счетах лишь после того, как будет составлен приходный ордер по форме № М-4. С этого момента организация может воспользоваться вычетом входного НДС при соблюдении остальных условий для зачета.
Олег Гульст, эксперт «УНП»

/"Учет, налоги, право", 06.12.2005/

РАЗМЕСТИТЬ БЕСПЛАТНО:
на 26.08.2023
USD94,7117+0,3110
EUR102,2586-0,2133
БВК98,1078+0,0751
Все валюты


ПОГОДА НА
Россия, Московская обл., Москва
днем
ночью

(прогноз)
Погода в России и за рубежом
КОНВЕРТОР ВАЛЮТ
Конвертор валют
ВИДЕО
Страховые взносы нанесут тяжелый ущерб МБ...
Просмотр:   видео для модема    видео для выделенной линии  
Все видеосюжеты
ВАШЕ МНЕНИЕ
Как Вы относитесь к обязательной вацинации?
 За
 Против
 Затрудняюсь ответить
Предложите опрос
 
Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности