Бюджет коммерческих расходов / В помощь бухгалтеру / Бюджетирование /
Бюджет коммерческих расходов предназначен для более точного определения затрат на мероприятия по стимулированию сбыта.
Планирование издержек текущего характера, связанных с реализацией продукции и маркетинговой деятельностью, является важной функцией управления и необходимым условием при формировании общего бюджета.
В зависимости от организации процесса бюджетирования и детализации системы планирования, расходы на продажу могут планироваться как в натуральных и стоимостных величинах, так и в процентном отношении от объема отгрузки.
При составлении бюджета коммерческих расходов определяются затраты, обеспечивающие своевременность и полноту отгрузки продукции и продвижение ее на рынке в прогнозном периоде.
Коммерческие расходы включают: расходы по доставке продукции (транспортировке), заработную плату персонала, занятого сбытом, комиссионные посредникам, а также премиальные собственную персоналу, занятому сбытом, издержки на вспомогательные упаковочные материалы, маркетинговые исследования, рекламу и продвижение продукции на рынке.
В зависимости расходов от объёмов продаж разделяются условно-постоянные коммерческие расходы и условно-переменные коммерческие расходы.
Переменные коммерческие расходы рассчитываются только после формирования бюджета продаж, определяющего ассортимент и количество реализуемой продукции, устанавливающего предполагаемых контрагентов, стоимость и условия платежа.
Как правило, планирование прогнозного спроса потребителей и формирование прогноза расходов на продажу осуществляется коммерческой службой, которая соотносит расходы с объемом продаж, и классифицирует соответствующие затраты по следующим критериям: • транспортные услуги и экспедирование грузов; • аренда складских помещений и транспортных средств; • рекламные и маркетинговые мероприятия, направленные на увеличение продаж и завоевание рынков сбыта; • расходы, связанные с упаковкой, складированием и хранением продукции; • расходы структурных подразделений, занимающиеся коммерческой деятельностью; • расходы на содержание транспортных средств; • страхование имущества; • таможенные процедуры и комиссионные на экспорт.
Качественное планирование, анализ и обоснование затрат с целью получения максимальной выгоды осуществляется ответственными исполнителями, заинтересованными в увеличении продаж, оптимизации расходов на сбыт и выполнении бюджетных показателей. Приоритетность в управлении коммерческими расходами и мотивация менеджеров устанавливается руководством предприятия согласно принятой на предприятии маркетинговой политики и положений по премированию.
В российской практике применяются три подхода к планированию коммерческих расходов: • В виде определённого процента от объёма продаж; • По принципу «планирование от достигнутого»; • По принципу конкурентного паритета.
|
|