Возможность неприменения контрольно-кассовой техники при расчетах за оказанные населению услуги предусмотрена п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ. Данной нормой предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты или расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). Виды услуг населению можно посмотреть в Общероссийском классификаторе услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденном Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163.
С 21.05.2008 действует Положение о порядке осуществления наличных денежных расчетов без применения ККТ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359. Оно сменило прежнее аналогичное Положение, которое было утверждено Постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 № 171.
Предыдущий порядок осуществления наличных денежных расчетов без применения ККТ предполагал использование бланков строгой отчетности (БСО), утвержденных Министерством финансов РФ. В Постановлении № 359 указано, что такие формы разрабатываются федеральными органами исполнительной власти в случае наделения их такими полномочиями законодательством Российской Федерации. Больше на тему разработки форм бланков строгой отчетности в правительственном документе не сказано ничего, но этот пробел восполнен письмами Минфина России.
В Письме от 16.06.2008 № 03-01-15/8-230 финансисты отмечают, что Постановление № 359 принято в целях снятия административных барьеров, ограничивает срок действия прежних БСО и дает возможность организациям и предпринимателям использовать бланки строгой отчетности, в которых содержатся необходимые реквизиты, без утверждения их в Министерстве финансов РФ.
Перечень обязательных реквизитов бланка строгой отчетности следующий: а) наименование документа, шестизначный номер и серия; б) наименование и организационно-правовая форма – для организации, фамилия, имя, отчество – для индивидуального предпринимателя; в) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности); г) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (предпринимателю), выдавшей документ; д) вид услуги; е) стоимость услуги в денежном выражении; ж) размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты; з) дата осуществления расчета и составления документа; и) должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (предпринимателя); к) иные реквизиты.
Положением предусмотрено, что бланк документа может изготавливаться типографским способом или формироваться с использованием автоматизированных систем. При этом в случае использования автоматизированной системы для одновременного заполнения бланка документа и выпуска документа должно обеспечиваться выполнение следующих требований: а) автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать/фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее 5 лет; б) при заполнении бланка документа и выпуске документа автоматизированной системой сохраняются уникальный номер и серия его бланка. Организации и индивидуальные предприниматели по требованию налоговых органов обязаны представлять информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах. Поскольку в Положении речь идет не о печатающем устройстве, а о системе, обеспечивающей защиту, фиксацию, хранение сведений о бланке документа, что соответствует требованиям, предъявляемым к контрольно-кассовой технике в этой части, простой компьютер для формирования бланков строгой отчетности использован быть не может (Письмо Минфина РФ от 07.11.2008 г. № 03-01-15/11-353).
Важный момент! При выдаче бланков строгой отчетности организацией (предпринимателем) осуществляется проставление своей печати на документе (Письмо Минфина РФ от 15.12.2008 № 03-01-15/12-376). Приходные кассовые ордера и квитанции к ним не являются бланками строгой отчетности (Письмо УФНС по г. Москве от 05.09.2006 № 22-12/78389).
Бухгалтерский учет бланков строгой отчетности ведется на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности». Бланки строгой отчетности учитываются на счете 006 в условной оценке. Напомним, что бухгалтерский учет на забалансовых счетах ведется по простой системе. Аналитический учет по счету 006 ведется по каждому виду бланков строгой отчетности и местам их хранения.