БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГИ
businessuchet.ru
Консультации. Опубликовано 10.04.2024 13:36  Просмотров всего: 3388; сегодня: 23.

Прибыльный бизнес: Как правильно рассчитать себестоимость продукта

Прибыльный бизнес: Как правильно рассчитать себестоимость продукта

Себестоимость товара или услуги – один из важнейших показателей бизнеса. Этот показатель учитывает все затраты на производство и продажу товара или услуги и напрямую влияет на ценообразование. Разница между себестоимостью и ценой товара/услуги для клиентов составляет маржу предпринимателя.

Без точного расчета себестоимости невозможно правильно определить рентабельность, точку безубыточности, время окупаемости бизнеса. Также расчет себестоимости помогает принимать управленческие решения, позволяет сократить издержки и подготовить отчетность для государственных органов.

Себестоимость включает себя не только прямые (производственные) расходы (стоимость товара или материала для его изготовления, зарплаты работников), но и косвенные (коммерческие) (аренда помещения, налоги, упаковка, маркетинг, зарплата персонала и пр.).

Небольшой бизнес с ограниченным ассортиментом может посчитать себестоимость по следующей формуле: Себестоимость = (Затраты на производство + Затраты на реализацию) / единицу товаров/услуг.

Средние и крупные компании для расчета себестоимости внедряют специальные ERP-системы, которые учитывают множество факторов и их изменения.

Себестоимость продукта/услуги состоит из следующих видов расходов:

- Материальные расходы: стоимость сырья, компонентов, упаковки, материалов для производства.

- Трудовые расходы: зарплаты (включая премии, страховые взносы, налоги, пособия) работников.

- Прямые накладные расходы: электроэнергия, водоснабжение, обслуживание и амортизация оборудования.

- Косвенные накладные расходы: затраты на аренду помещений, коммунальные услуги, рекламу.

- Накладные расходы на управление: затраты на руководство, бухгалтерию, юридические услуги и другие непроизводственные функции.

- Здания и оборудование: расходы на аренду помещений для офисов, амортизация помещений.

- Профессиональные услуги: наем сторонних организаций (бухгалтерия, логистика). 

Распространенные виды классификации себестоимости:

- Плановая, которую рассчитывают на основе прогнозов и экспертных оценок. Например, при составлении бизнес-планов. В расчет берутся ожидаемые цены на материалы, зарплаты, стоимость аренды и пр.

- Нормативная отражает, условно, идеальную себестоимость с учетом всех технических характеристик, нормативов, стандартов, техзаданий и пр. Она не учитывает производственные браки, невыход работников, форс-мажоры, удорожание материалов и пр.

- Отчетная или фактическая, которую рассчитывают исходя из реальных затрат. Результаты сравнивают с нормативной или плановой, чтобы понять за счет чего произошло повышение себестоимости. 

Еще одна классификация зависит от включаемых в нее показателей затрат:

- Цеховая состоит только из прямых затрат, связанных с производством.

- Производственная складывается из прямых и косвенных затрат, включая амортизацию оборудования, аренду помещений, зарплату персонала.

- Полная включает в себя абсолютно все затраты на производство и реализацию.

Кроме того, есть различные факторы, которые влияют на себестоимость. Их принято делить на внешние и внутренние. К внешним относятся уровень инфляции, повышение МРОТ, появление конкуренции, удлинение логистических цепочек, курсы валют и пр. Внутренние факторы: снижение эффективности управления, контроль расхода материалов, низкая производительность труда, отсутствие квалифицированных работников, техническое перевооружение, загрузка производственных мощностей.

Изображение из открытых источников.



Ньюсмейкер:
Альянс Медиа Центр — 6352 публикации

Сайт: мсп.рф/services/news/detail/kak-pravilno-poschitat-sebestoimost-produkta/

Страны: Россия
Тематические сайты: Пресс-центр "БизнесИнформ", Бухучет, налоги, отчетность, Бизнес-словарь, Бизнес России, Поддержка предпринимательства, Экономика, Малый и средний бизнес, Московский предприниматель

Поделиться:
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"