БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГИ
businessuchet.ru
Консультации. Опубликовано 07.06.2019 16:08  Просмотров всего: 3080; сегодня: 3.

Пересмотр результатов налогообложения прошлых лет через призму уголовного преследования

Пересмотр результатов налогообложения прошлых лет через призму уголовного преследования

В течение 2016 – 2018 гг. налоговые и следственные органы сделали казалось невозможное – при общем спаде экономики добились существенного пополнения бюджета за счет налоговых поступлений. Это была комплексная работа налогового органа по совершенствованию информационных систем учета, контроля, ликвидации «однодневок», эффективных проверочных мероприятий; органов полиции по сопровождению налоговых проверок и выявлению преступлений; следователей по расследованию и направлению в суд уголовных дел; прокуратуры по общему надзору и предъявлению исков в интересах государства, судов. В общем, методом «кнута и пряника» были наказаны нарушители, дисциплинирован недобросовестный бизнес, проведена существенная профилактика. Охватили естественно не всех потенциальных нарушителей из-за ограниченности, но проверки, допросы, обыска сделали свое дело по выходу бизнеса из тени. В 2019 году казалось возможность проведения налоговых проверок за период до 2016 года законодательно исключена, сроки давности уголовного преследования тоже ограничены. Теперь законопослушный бизнес может сосредоточиться на операционном управлении и эффективно развиваться. Но нет, прорабатывается новое толкование закона, позволяющее проводить проверки и привлекать к уголовной ответственности за налоговые преступления любые субъекты предпринимательской деятельности с 01.01.1997 (с момента вступления в силу УК РФ) по настоящее время.

Разберемся в этом подробнее. Так, 6 июня 2019 Верховным судом РФ обсужден новый проект постановления пленума «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления».

Судья-докладчик Владимир Кулябин рассказал о том, что действующее постановление пленума от 28 декабря 2006 года уже устарело: «нуждается в существенной переработке в связи с изменениями в уголовном законе, законодательстве о налогах и сборах, другими изменившимися нормами, в том числе с учетом позиций Конституционного суда".

Наиболее значимым предметом обсуждения стал вопрос о моменте окончания преступления. Инициирован новый порядок исчисления сроков давности по налоговым правонарушениям. Срок давности привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления должен исчисляться не с момента самой неуплаты налогов, как было раньше, а длится до полной выплаты, включая недоимки.

Это означает, что теперь необходимо погасить полностью имеющуюся задолженность перед государством, иначе преступление не закончилось и отсчет срока давности не пошел. Предприниматель не может больше надеяться на исчезновение фискального долга по истечению срока давности.

В новом проекте сроки давности уголовного преследования предлагается исчислять "с момента их фактического окончания (преступления), в частности со дня добровольного погашения либо взыскания недоимки по налогам, сборам, страховым взносам".

По мнению Управляющего партнера Адвокатского Бюро «Матюнины и Партнеры» Олега Матюнина, если новый проект Верховного суда будет утвержден, то это повлечет дополнительное бессрочное давление на бизнес. По данному разъяснению изменится фактически применяемый порядок исчисления срока давности за налоговые преступления. Это не изменение закона влекущее ухудшение положения руководителей бизнеса, а разъяснение правоприменения. Значит оно распространяется на события с 01.01.1997 года по настоящее время. Это возможность для правоохранителей проводить проверки за предыдущие 20 лет, отменять ранее вынесенные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении уголовного дела и возобновлять вновь по новым правилам игры.

Угроза уголовного преследования может быть использована как рычаг воздействия на организации любой формы собственности с учетом невозможности подтвердить при осуществлении защиты правомерность расчетов в связи с давностью событий.

Сейчас возможно привлечь к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, совершенное 2 (ч.1 ст.199, 198) и 10 (ч.2 ст. 199) лет с момента совершения преступления.

Имеющихся сроков давности достаточно для выявления преступлений, совершенных за последние 10 лет руководителями компаний, но не достаточно для выявления уклонений физических лиц (2 года). С чем связано ожидаемое разъяснение суда? Правоохранителям фактически представиться возможность проверить деятельность предприятий за 1997-2008 гг. и физических лиц с 1997 по 2016 и довзыскать неплату налогов. Стоит ли нам ожидать выявление громких преступлений прошлых лет, либо крупные доначисления конкретным олигархам? В любом случае, это может повлиять на общий климат бизнес привлекательности в нашей стране и желании осуществить возврат ранее выведенных капиталов.



Ньюсмейкер:
Адвокатское бюро "Матюнины и Партнеры" — 7 публикаций

Сайт: matyuninspartners.ru
E-mail: info@lawer-guard.com
Телефон: 89154017000

Субъекты РФ: Москва
Тематические сайты: Бухучет, налоги, отчетность, Предпринимательское право, Бизнес России, Законодательство, право, Происшествия, Долги, иски, банкротство

Поделиться:
2003 - 2019 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100