05-03-2004 Налоговики проверят старые льготы по налогу на прибыль
Министерство по налогам и сборам начинает тотальную проверку компаний, пользовавшихся региональными льготами по налогу на прибыль. Такое предписание разослал подчиненным замминистра по налогам Владимир Гусев. По мнению экспертов, это чревато дополнительными расходами для "настоящих" инвесторов и крупными неприятностями для тех, кто пользовался внутренними офшорами исключительно для экономии на налогах. Первый замминистра по налогам и сборам Владимир Гусев предписал региональным управлениям МНС, межрегиональным инспекциям по крупнейшим налогоплательщикам и межрегиональным инспекциям по федеральным округам проверить компании, которые получали региональные льготы по налогу на прибыль. Проверки могут производиться за 2001 г. , 2002 г. и 2003 г. Льготы предназначались компаниям, инвестирующим в экономику региона: те, кто до 1 июля 2001 г. заключил с регионами инвестиционные договоры, могли полностью освобождаться от региональной (14,5% ) и местной (2% ) частей налога на прибыль. Это позволяло снизить ставку налога с 24% до 7,5%. "Пепсико", Ford, Philip Morris, Mars, "Балтика" и многие другие компании строили свои заводы в регионах, предварительно договорившись с губернаторами о таких льготах. Но главными потребителями льгот стали крупные нефтяные компании. По оценке Минфина, в первой половине 2003 г. три региона - Мордовия, Калмыкия и Чукотка - предоставили льгот более чем на 29 млрд руб. , в то время как остальные - всего на 100 млн руб. Чукотскими льготами пользовались в основном трейдеры "Сибнефти", мордовскими - трейдеры "ЮКОСа", а калмыцкими - трейдеры других крупных компаний. В конце прошлого года Госдума с подачи Минфина отменила с 1 января 2004 г. "инвестиционные" льготы по налогу на прибыль, и отныне регионы могут "прощать" налогоплательщикам только 4% из 24% -ной ставки налога на прибыль. Правда, налоговые консультанты уверены, что у компаний сохранилась возможность и впредь легально экономить на налогах. "Отмена этих льгот произошла с нарушением юридических процедур, - говорит старший налоговый менеджер Санкт-Петербургского офиса "ПрайсуотерхаусКуперс" Вячеслав Власов. - Чтобы вступить в силу с 1 января 2004 г. , закон должен был быть подписан президентом и опубликован до конца ноября 2003 г. , а это произошло только 8 декабря. Поэтому у инвесторов есть все основания пользоваться льготами еще год". Но МНС настаивает на том, что льгот больше нет. В своем письме Гусев просит инспекции проследить, чтобы компании больше не применяли инвестиционные льготы после 1 января 2004 г. "Смысл закона в том, чтобы закрыть внутренние офшоры. [Письмо Гусева появилось, потому что] мы не хотим оставлять двусмысленности в его понимании", - поясняет чиновник департамента налогообложения прибыли МНС. Такая позиция министерства делает невозможным мирный исход споров компаний с налоговыми инспекциями на местах. "Теперь им придется отстаивать право на льготы через суд", - говорит партнер компании "Налоговая помощь" Сергей Шаповалов. По его мнению, суды будут поддерживать инвесторов: "Высший арбитражный суд в аналогичных спорах уже не раз вставал на сторону инвесторов и подтвердил, что ко всем уже длящимся правоотношениям применяется "дедушкина оговорка" - раз выданные налоговые льготы нельзя приостанавливать до истечения срока действия договора с инвестором". "Мы привыкли к налоговым проверкам с пристрастием, - говорит представитель пищевой компании, которая воспользовалась льготами для строительства завода в Ленинградской области. - За то время, пока действует льгота, она всегда была объектом повышенного внимания со стороны инспекции, нас проверяли уже три раза". "Гораздо хуже придется тем, кто просто регистрировал в регионах центры прибыли, не делая реальных инвестиций, - считает аналитик Фонда защиты инвестиций Вадим Архипенко. - В письме содержится прямое указание проверить обоснованность предоставления льгот. Для инспекций на местах это будет отличным поводом для пересмотра позиции по отношению к компаниям, которые инвестировали только на бумаге". До сих пор критерием "обоснованности" льгот было формальное соответствие требованиям регионального законодательства. "Если начнут проверять экономическую обоснованность предоставления льгот, претензии возникнут к очень многим", - уверен Архипенко. |
|
|