03-08-2004 Использование льготы при налоге на имущество
В 2004 г. вступил в силу Закон Санкт-Петербурга от 26.11.2003 г. № 684-96 «О налоге на имущество организаций» (в редакции Закона СПб от 02.04.04 № 146-24), который вызвал многочисленные затруднения при исчислении налогов у организаций, применявших до этого момента льготы по налогу на имущество на основании подп. «в» п.1 ст.11-3 Закона Санкт-Петербурга от 28.06.1995 № 81-11 «О налоговых льготах». До 01.01.2004 налоговые обязательства в отношении налога на имущество предприятий возникали на основании Закона РФ от 13.12.1991 №2030-1 «О налоге на имущество предприятий». В соответствии со ст.6 указанного Закона, законодательным органам субъектов РФ было предоставлено право устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу. Таким образом, на основании подпункта «в» пункта 1 ст. 11-3 Закона Санкт-Петербурга от 28.06.1995 №81-11 в Санкт-Петербурге была установлена региональная льгота в соответствии с федеральным законодательством. Федеральным законом от 11.11.2003 № 139-ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов» был признан утратившим силу Закон №2030-1 «О налоге на имущество предприятий» и введена в действие глава 30 «Налог на имущество организаций» Налогового Кодекса РФ. Параллельно с федеральным законодательством было изменено и региональное законодательство, в частности, принят Закон Санкт-Петербурга от 26.11.2003 №684-96 «О налоге на имущество организаций», на основании которого введен на территории Санкт-Петербурга налог на имущество организации с 01.01.2004 года и отменены все ранее установленные региональные льготы. В соответствии с п.3 ст.5 НК РФ, акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. Таким образом, Закон Санкт-Петербурга от 26.11.2003 №684-96, отменяющий рассматриваемую льготу, ухудшает положение налогоплательщика. Исходя из анализа налогового законодательства, следует, что в случае, если налоговая льгота, предоставленная налогоплательщику, не имеет ограниченного срока действия, то она применяется к каждому конкретному налоговому периоду. Право налогоплательщика на предсказуемость налоговой нагрузки обеспечивается в данном случае, тем, что акты законодательства о налогах, отменяющие льготы, вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Если же налоговая льгота, предоставленная налогоплательщику, устанавливается на определенный срок или ограничивается определенной календарной датой, то в этом случае ее отмена последующими правовыми актами означает лишь отсутствие возможности для ее применения впервые. Для тех же плательщиков, которые начали применять такую льготу до отмены соответствующей нормы закона, невозможность ее применения впоследствии, означала бы придание обратной силы новому закону. Другими словами, налогоплательщик, однажды получивший право не уплачивать налог на имущество в течение 8, 16 или 28 последующих кварталов, не может быть лишен этого права, в связи с отменой льготы впоследствии. Таким образом, если налогоплательщик начал применять льготу в соответствии с положениями подпункта «в» пункта 1 ст. 11-3 Закона Санкт-Петербурга №81-11 от 28.06.1995 до ее отмены, то есть до 01.01.2004, то, по нашему мнению, такой налогоплательщик не теряет права на данную льготу в течение всего срока ее действия. С принятием Законодательным собранием Санкт-Петербурга изменений в Закон №684-96 налогоплательщики получили возможность отстаивать вышеизложенную позицию, опираясь не только на общие принципы налогового законодательства, но и на конкретную норму права. В соответствии с положениями ст.3 Закона Санкт-Петербурга от 02.04.2004 № 146-24 «О внесении дополнений в законы Санкт-Петербурга «О налоге на имущество организаций» и «О налоговых льготах», изменения к Закону № 684-96 вступают в силу через 10 дней после дня официального опубликования и распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 года. Пункт 2 статьи 4-1, содержащийся в статье 1 Закона № 146-24, и пункт 2 статьи 11-1, содержащийся в статье 2 Закона № 146-24, вступают в силу через 10 дней после дня официального опубликования Закона № 146-24. То есть пункт 2 ст.11-1, устанавливающий, что льготы по налогу на имущество предприятий, предоставленные до 1 января 2004 года (в соответствии с подпунктом «в» и абзацем третьим подпункта «д» пункта 1 статьи 11-3 Закона №81-11 в редакции, действовавшей до 1 января 2004 года) действуют в течение того срока, на который эти льготы были предоставлены, вступает в силу с 19.04.2004. В данном случае не важно то обстоятельство, что данная норма вступает в силу в общем порядке, принципиально то, что она однозначно говорит о том, что спорная льгота применяется в течение того срока, на который она была предоставлена, а именно на 8, 16 или 28 кварталов начиная с первого числа квартала, на начало которого были выполнены условия ее предоставления. Мнение о том, что действие указанной нормы не распространяется на 1 квартал 2004, противоречит самому смыслу данной нормы, то есть последовательному льготированию в течение определенного периода времени (8, 16 или 28 кварталов). Выпадение 1 квартала 2004 ведет не к прерыванию действия льготы, а к сокращению срока действия льготы, что противоречит принципам налогового законодательства. |
|
|